Для подготовки к занятию, прежде всего, необходимо определить его цель: чего хочет добиться руководитель в ходе занятия. После определения цели занятия руководителю следует подготовить конспект, в котором необходимо:
- ⎯ составить развернутый план занятия;
- ⎯ определить, какой материал отобрать для рассказа-беседы, тезисно записать его;
- ⎯ продумать, какие теоретические понятия раскрыть подробно, а какие просто упомянуть или вообще не затрагивать;
- ⎯ привлечь примеры из жизни подразделения, их анализ.
Чтобы конспект был удобен в использовании, необходимо:
- ⎯ выделить узловые моменты изложения темы;
- ⎯ сделать необходимые пометки на полях по применению средств наглядности и технических средств;
- ⎯ отметить, где привести примеры, где использовать карточки с цитатами, цифрами;
- ⎯ наметить использование приемов активизации внимания слушателей и их участия в беседе;
- ⎯ отметить моменты, которые можно опустить из-за нехватки времени (если придется отвечать на вопросы слушателей).
После того как тезисы конспекта готовы, необходимо подготовиться к выступлению перед аудиторией, а именно:
- ⎯ представить и продумать ход занятия;
- ⎯ мысленно или вслух «пройти» по конспекту, используя сделанные пометки, выделенные места;
- ⎯ уточнить время на изложение каждого вопроса.
Как провести занятие методом «рассказ-беседа»
Рассказ-беседа – один из универсальных методов проведения занятий по общественно-государственной подготовке, форма устного изложения учебного материала, включающая диалог между обучающим и обучаемыми.
Его основная цель – в живой и увлекательной форме глубоко раскрыть содержание темы занятия, увязать ее с жизнью и практическими задачами, стоящими перед воинским коллективом.
В ходе занятий руководитель группы периодически обращается к слушателям с вопросами или ставит вопросы и сам отвечает на них. Это способствует оживлению изложения, лучшему восприятию и усвояемости материала слушателями.
При проведении занятия методом «рассказ-беседа» целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.
Во вступлении показать значение изучаемой темы для слушателей группы:
- ⎯ посредством ссылки на исторические и государственные документы;
- ⎯ через примеры, факты из жизненной ситуации, боевой и повседневной деятельности войск, части, подразделения.
Вступление должно занять не более 4 – 5 минут. После него следует сразу приступать к существу рассматриваемой проблемы или вопроса.
При изложении материала в ходе занятий, если материал сложный, надо замедлить темп выступления, делать паузы, чаще переходить к детальному разбору и объяснению материала:
- ⎯ там, где возможно, применять четкое структурное деление повествования (во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д.);
- ⎯ обязательно доходчиво объяснять сложные понятия, термины, незнакомые иностранные слова;
- ⎯ для лучшего усвоения материала необходимо использовать прием повтора.
Не рекомендуется:
- ⎯ перегружать изложение материала цитатами, цифровым материалом, если тот к тому же не подкреплен иллюстративно;
- ⎯ увлекаться сложными, малопонятными для слушателей словами и терминами;
- ⎯ использовать банальные высказывания, штампы, различные диалектные, жаргонные слова и выражения;
- ⎯ употреблять длинные, сложные по конструкции предложения. Предложения должны содержать не более 12 – 13 слов.
При вовлечении слушателей в диалог-беседу следует учитывать следующие требования к вопросам, которые в определенной последовательности будут ставиться перед аудиторией:
- ⎯ Вопрос должен быть доступен, то есть таким, на который слушатели могут ответить на основе имеющихся у них знаний.
- ⎯ Вопрос должен касаться существенных сторон рассматриваемой проблемы. Не целесообразно ставить вопросы, требующие от слушателей однозначного ответа или толкающие их на формальное заучивание деталей, фактов, событий.
- ⎯ Вопрос должен быть прост, т.е. ставить перед слушателями конкретную задачу;
- ⎯ Вопросы не должны быть каверзными, провокационными, то есть не должны толкать слушателей на неправильное решение.
При необходимости руководитель сам дает разъяснение на поставленный им самим или заданный слушателями вопрос. В случае если руководитель не готов обстоятельно ответить на тот или иной вопрос, нужно откровенно сказать, что в данный момент он не располагает нужными сведениями и, изучив вопрос, при первой же возможности разъяснит его воинам. Занятие методом «рассказ-беседа» завершается заключительным словом руководителя группы.
В заключительном слове необходимо:
- ⎯ подвести итоги занятия, изучения и обсуждения темы;
- ⎯ дать правильное разъяснение вопросам, по которым высказывались противоречивые и неверные мнения;
- ⎯ дать оценку ответам слушателей, отметить положительные моменты и недостатки в их ответах, дополнениях;
- ⎯ поставить задачи на следующее занятие.