Система работы должностных лиц по организации и проведению общественно-государственной подготовки


Для подготовки к занятию, прежде всего, необходимо определить его цель: чего хочет добиться руководитель в ходе занятия. После определения цели занятия руководителю следует подготовить конспект, в котором необходимо:

  • ⎯    составить развернутый план занятия;
  • ⎯    определить, какой материал отобрать для рассказа-беседы, тезисно записать его;
  • ⎯    продумать, какие теоретические понятия раскрыть подробно, а какие просто упомянуть или вообще не затрагивать;
  • ⎯    привлечь примеры из жизни подразделения, их анализ.

Чтобы конспект был удобен в использовании, необходимо:

  • ⎯    выделить узловые моменты изложения темы;
  • ⎯    сделать необходимые пометки на полях по применению средств наглядности и технических средств;
  • ⎯    отметить, где привести примеры, где использовать карточки с цитатами, цифрами;
  • ⎯    наметить использование приемов активизации внимания слушателей и их участия в беседе;
  • ⎯    отметить моменты, которые можно опустить из-за нехватки времени (если придется отвечать на вопросы слушателей).

После того как тезисы конспекта готовы, необходимо подготовиться к выступлению перед аудиторией, а именно:

  • ⎯    представить и продумать ход занятия;
  • ⎯    мысленно или вслух «пройти» по конспекту, используя сделанные пометки, выделенные места;
  • ⎯    уточнить время на изложение каждого вопроса.

Как провести занятие методом «рассказ-беседа»

Рассказ-беседа – один из универсальных методов проведения занятий по общественно-государственной подготовке, форма устного изложения учебного материала, включающая диалог между обучающим и обучаемыми.

Его основная цель – в живой и увлекательной форме глубоко раскрыть содержание темы занятия, увязать ее с жизнью и практическими задачами, стоящими перед воинским коллективом.

В ходе занятий руководитель группы периодически обращается к слушателям с вопросами или ставит вопросы и сам отвечает на них. Это способствует оживлению изложения, лучшему восприятию и усвояемости материала слушателями.

При проведении занятия методом «рассказ-беседа» целесообразно придерживаться следующих рекомендаций.

Во вступлении показать значение изучаемой темы для слушателей группы:

  • ⎯    посредством ссылки на исторические и государственные документы;
  • ⎯    через примеры, факты из жизненной ситуации, боевой и повседневной деятельности войск, части, подразделения.

Вступление должно занять не более 4 – 5 минут. После него следует сразу приступать к существу рассматриваемой проблемы или вопроса.

При изложении материала в ходе занятий, если материал сложный, надо замедлить темп выступления, делать паузы, чаще переходить к детальному разбору и объяснению материала:

  • ⎯    там, где возможно, применять четкое структурное деление повествования (во-первых, во-вторых, в-третьих и т.д.);
  • ⎯    обязательно доходчиво объяснять сложные понятия, термины, незнакомые иностранные слова;
  • ⎯    для лучшего усвоения материала необходимо использовать прием повтора.

Не рекомендуется:

  • ⎯    перегружать изложение материала цитатами, цифровым материалом, если тот к тому же не подкреплен иллюстративно;
  • ⎯    увлекаться сложными, малопонятными для слушателей словами и терминами;
  • ⎯    использовать банальные высказывания, штампы, различные диалектные, жаргонные слова и выражения;
  • ⎯    употреблять длинные, сложные по конструкции предложения. Предложения должны содержать не более 12 – 13 слов.

При вовлечении слушателей в диалог-беседу следует учитывать следующие требования  к вопросам, которые в определенной последовательности будут ставиться перед аудиторией:

  • ⎯    Вопрос должен быть доступен, то есть таким, на который слушатели могут ответить на основе имеющихся у них знаний.
  • ⎯    Вопрос должен касаться существенных сторон рассматриваемой проблемы. Не целесообразно ставить вопросы, требующие от слушателей однозначного ответа или толкающие их на формальное заучивание деталей, фактов, событий.
  • ⎯    Вопрос должен быть прост, т.е. ставить перед слушателями конкретную задачу;
  • ⎯    Вопросы не должны быть каверзными, провокационными, то есть не должны толкать слушателей на неправильное решение.

При необходимости руководитель сам дает разъяснение на поставленный им самим или заданный слушателями вопрос. В случае если руководитель не готов обстоятельно ответить на тот или иной вопрос, нужно откровенно сказать, что в данный момент он не располагает нужными сведениями и, изучив вопрос, при первой же возможности разъяснит его воинам. Занятие методом «рассказ-беседа» завершается заключительным словом руководителя группы.

В заключительном слове необходимо:

  • ⎯    подвести итоги занятия, изучения и обсуждения темы;
  • ⎯    дать правильное разъяснение вопросам, по которым высказывались противоречивые и неверные мнения;
  • ⎯    дать оценку ответам слушателей, отметить положительные моменты и недостатки в их ответах, дополнениях;
  • ⎯    поставить задачи на следующее занятие.

Отставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *