Содержание конспекта
Пропаганда – способ распространения важной общественно-государственной, военно-технической и правовой информации среди личного состава частей и подразделений с ярко выраженной функцией убеждения, отражающей интересы и потребности различных социальных групп, прежде всего самих военнослужащих.
Она имеет дело преимущественно с теоретической информацией и оказывает воздействие на сознание и мышление людей посредством научных знаний, идей или теорий.
Необходимо подчеркнуть, что речь идет не о политической пропаганде различных партий и движений, запрещенной в Вооруженных Силах РФ статьей 24 Закона РФ «Об обороне», а о методе информационно-воспитательного воздействия командиров и начальников на личный состав. В этом смысле пропаганда способствует распространению среди различных категорий личного состава актуальных для выполнения обязанностей военной службы знаний и сведений.
Войсковой и флотский опыт показывает, что весьма эффективной может быть пропаганда:
- ⎯ ратной истории Отечества;
- ⎯ правовых основ военной службы;
- ⎯ военно-технических знаний;
- ⎯ положительного опыта боевой подготовки частей и подразделений, передовых методов укрепления воинской дисциплины.
В современных условиях она может способствовать разъяснению личному составу основ военной политики государства, путей военной реформы, идей патриотизма, истории российской государственности, героических традиций ВС. В этом смысле название метода пропаганды упоминается в ряде руководящих документов (например, в приказе МО РФ № 60 от 20.2.1997 г.)
Главные цели метода состоят в формировании у военнослужащих мировоззренческих и профессиональных знаний, системы взглядов и представлений, эмоциональных состояний, адекватно отражающих потребности выполнения воинского долга вооруженными защитниками Отечества.
Наиболее характерными средствами пропаганды являются:
- ⎯ печать (книги, журналы, газеты);
- ⎯ телевидение и радио;
- ⎯ различные формы и методы устной пропаганды (лекции(лектории), доклады, речи, выступления, беседы, интервью и др.).
Пропаганда обычно предшествует агитации и часто рассматривается как элемент рекламы.
Агитация
– способ целенаправленного информационного воздействия на сознание, настроение и активность личного состава путем формирования у него стремления и побуждения к определенным действиям или необходимому поведению.
Для агитации характерно широкое использование фактов, ярких и привлекательных образов, конкретных примеров и цифр. Она стимулирует, прежде всего, чувства и волевые устремления военнослужащих.
Агитация тесно связана с пропагандой и нередко выступает в качестве ее завершающего этапа. Она особенно эффективна тогда, когда ей предшествовала пропаганда определенных знаний, идей, норм, когда у военнослужащих уже сформировались представления и взгляды относительно тех или иных событий, актуальных проблем, стоящих задач.
Данный метод помогает влиять на эмоционально-волевую сферу психики личного состава, побуждать его к сознательному и активному выполнению воинского долга, мобилизовывать на решение конкретных учебных и боевых задач.
Реклама
– специфический способ распространения социальной информации о тех или иных объектах и видах услуг с целью привлечения внимания общественности (популяризации) и формирования благоприятного отношения к ним, а так же повышения спроса и побуждения людей к определенного рода действиям и поведению.
Необходимо отличать рекламу как метод информационной работы, способный оказывать педагогическое влияние на военнослужащих, и рекламу как направление информационного обеспечения в Вооруженных Силах России.
Реклама как метод информационного воздействия включает в себя:
- ⎯ информирование – это сообщение актуальных сведений;
- ⎯ пропаганда – это, прежде всего, убеждение;
- ⎯ агитация – это побуждение.
Реклама, таким образом, сочетает в себе функции сообщения полезных сведений (знаний), убеждения и побуждения людей. Очевидно, что информирование первично. Пропаганда действует на основе предварительного информирования, а агитация – на основе результатов пропаганды. Реклама более функциональна. Она обладает комплексным воздействием на духовный мир человека.
В современных условиях, когда в общественном сознании идет активная ломка устоявшихся стереотипов, переосмысление и переоценка духовных ценностей, актуальным в воспитательной работе становится метод просвещения.
Просвещение
– способ распространения и популяризации среди личного состава специальных знаний и другой общественно-значимой информации с выраженной функцией разъяснения, развития общественного сознания и повышения культурно-образовательного уровня людей.
Для просвещения характерно популярное изложение новых идей, знаний, информации, оказывающих влияние на развитие тех или иных форм общественной жизни.
Например, одним из направлений социальной защиты военнослужащих является их юридическое просвещение с его разнообразными формами – правовыми лекториями, занятиями в системе ОГП военнослужащих, оборудованием уголков правовых знаний, проведением правового информирования личного состава и т.д.
Часто просвещение как метод информационно-воспитательной работы направлен на расширение кругозора в какой-либо новой сфере общественной жизни и затрагивает интересы больших групп военнослужащих. Так в связи с сокращением армии и флота активизировалась просветительная работа среди военнослужащих, подлежащих увольнению из ВС по вопросам их профессиональной переподготовки и трудоустройства в гражданском секторе.
За последние годы в разной степени предметом просветительской деятельности среди военнослужащих были вопросы:
- ⎯ военной реформы;
- ⎯ информационной безопасности войск;
- ⎯ деятельность миротворческих сил в «горячих точках»;
- ⎯ проблемы влияния воинской деятельности на экологию;
- ⎯ и даже такие специфические вопросы как знания о СПИДе.
В большей мере метод просвещения характерен для деятельности культурно-досуговых учреждений Министерства обороны РФ, средств массовой информации, ряда военно-научных, военно-образовательных и медицинских учреждений, а так же для различных общественных организаций и объединений, отстаивающих интересы военнослужащих.
Метод спора
Одним из наиболее часто употребляемых методов информационно-воспитательной работы, без которого не обходятся служебные и личные коммуникации военнослужащих является метод спора. Под ним понимается всякое столкновение мнений по какому-либо вопросу, предмету в форме разногласий или борьбы, в ходе которой каждая из сторон отстаивает свою правоту.
Основными разновидностями метода являются:
- ⎯ дискуссия – публичный спор с целью выяснения и сопоставления разных точек зрения, а так же нахождение правильного решения спорного вопроса;
- ⎯ диспут – публичный спор на научную или общественно важную тему;
- ⎯ полемика – обычный публичный спор с целью защитить свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента;
- ⎯ дебаты – это обмен мнениями по каким-либо вопросам или их обсуждение в форме спора или прений.
В качестве памятки полемистам можно дать следующие рекомендации:
Во-первых, начиная спор, четко уясните, что является предметом ваших разногласий с оппонентом, то есть то, на что направлена мысль, ее содержание. Предварительно необходимо пополнить знания о предмете спора. Не позволяйте оппоненту увести вас в сторону от основного вопроса. При этом занимайте определенную и твердую позицию.
Во-вторых, с самого начала договоритесь о смысле основных терминов, которые вы будете использовать в споре. Следите за тем, чтобы не подменялось их содержание, чтобы не возникало двусмысленности высказываний и употребляемых понятий. Кроме того, необходимо учитывать «иллюзию понятности», которая часто бывает причиной неправильного понимания семантики слов.
В-третьих, попытайтесь понять потребности и мотивы своего оппонента. Мысленно станьте на его точку зрения и с этой позиции представьте, как будут восприниматься ваши доводы, аргументы и факты. Это поможет вам выбрать наиболее правильную тактику в споре.
В-четвертых, выберите конкретный способ опровержения оппонента: критика доводов, опровержение главного тезиса, показ несостоятельности демонстрации. При этом следует помнить правило, согласно которого наиболее действенным способом опровержения является опровержение ложного тезиса фактами.
В-пятых, будьте готовы к различным нападкам и уловкам со стороны оппонента, который таким образом недобросовестным способом может попытаться выиграть спор. Необходимо знать не только «технику» таких уловок, но и приемы противодействия им. Не всегда доверяйте словам и доводам оппонента. Сохраняйте выдержку и спокойствие. Отвечайте на уловки остроумно, но продолжайте вести спор корректно. Если это невозможно, лучше прекратить спор. Помните, что в споре главное не победить оппонента, а найти истину. Она может потребовать компромисса с той и другой стороны. Кроме того, спор не должен превращаться во взаимную вражду. Для этого важно обратить внимание на некоторые основные правила корректного спора:
- ⎯ нельзя в ходе аргументации ссылаться на свои заслуги и статус, тем более подчеркивать, что вы больше информированы, чем ваш оппонент («давить авторитетом»);
- ⎯ особо следите за логикой изложения своих мыслей, потому что логичность информации – решающее условие успеха («железная логика»);
- ⎯ избегайте уловок и недобросовестных приемов ведения спора;
- ⎯ стремитесь сразу завоевать инициативу в споре и удерживайте ее в ходе дискуссии (не оправдывайтесь, задавайте оппоненту больше вопросов, ответы на которые подтверждали бы ваши мысли);
- ⎯ предлагайте новые идеи, ссылайтесь на новую информацию;
- ⎯ подчеркивайте логические ошибки собеседника;
- ⎯ не оскорбляйте собеседника, уважайте его достоинство;
- ⎯ старайтесь сделать аудиторию вашим союзником;
- ⎯ стиль вашего выступления должен быть активным и уверенным;
- ⎯ там, где уместно, используйте юмор, шутки, пословицы, каламбуры, цитаты;
- ⎯ не затягивайте дискуссию; помните, что затянутый спор – это проигранный спор.
В завершение, все же будет уместным напомнить рекомендацию Д. Карнеги: «Лучший способ выиграть спор – уклониться от него».
Метод критики
В практике информационно-воспитательной работы довольно часто применяется метод критики. Он представляет собой способ информационно-психологического воздействия на военнослужащих с помощью отрицательных оценочных суждений или разбора их поведения в целях указания на недостатки.
Правильно применяемый метод критики дает положительный эффект, однако необходимо помнить, что есть предельные дозы критики, за рамками которых военнослужащие либо перестают вообще ее воспринимать (срабатывает психологическая защита), либо воспринимают ее неправильно.
Для повышения воспитательного значения критики можно рекомендовать ее применение не в прямых, а в опосредованных (неявных) формах, что в меньшей степени затрагивает самолюбие человека и стимулирует его к устранению критических замечаний:
- ⎯ Безличная критика часто бывает щадящей, но достаточной для реакции со стороны нарушителей порядка или оппонентов в споре.
- ⎯ Стимулирующая критика, указывая на недостатки, главный акцент делает на возможности их исправления.
- ⎯ Критика-удивление может одновременно подчеркнуть уважение к критикуемому человеку и удивление по поводу того, что он допустил оплошность.
- ⎯ Критика-надежда выражает надежду и веру в то, что нарушитель в будущем может исправить положение дел и не допустит замечаний в свой адрес.
- ⎯ Критика-опасение выражает сомнение в способностях военнослужащего правильно действовать или решать какую-либо задачу.
- ⎯ Критика-упрек направлена на то, чтобы дать понять критикуемому, как он подвел своих начальников или товарищей.
- ⎯ Критика-сопереживание демонстрирует личное расположение и сочувствие к тому, в чей адрес направлена критика, но при этом подчеркивает необходимость личной оценки или ответственности.
- ⎯ Критика-похвала, отмечая старание военнослужащих, обращает внимание на ее безрезультатность.
Также необходимо помнить, что предметом критики могут быть суждения, идеи, мысли, поступки и деятельность того или иного военнослужащего, но не его личность как таковая. Лучшее правило для критики: сначала похвали, а потом критикуй.
Пожалуй, одним из наиболее действенных способов информационно-воспитательного влияниям на военнослужащих является метод похвалы.
Метод похвалы
Похвала – это способ адресного выражения положительной оценочной информации о личности военнослужащего или воинском коллективе, направленный на моральное поощрение и стимулирование их деятельности.
Важно, чтобы похвала была:
- ⎯ персональной;
- ⎯ заслуженной;
- ⎯ адекватной согласно достигнутым результатам;
- ⎯ конкретной;
- ⎯ своевременной.
Вызывая чувство воодушевления, удовлетворения и гордости у личного состава, похвала является сильным духовным стимулом в армейской и флотской службе.
Основными техническими средствами обучения (ТСО), используемыми при проведении занятий в составе учебных групп и подразделений, являются видеомагнитофоны (в комплекте с телевизором) и диапроекторы. На занятиях, проводимых в масштабе части, могут быть задействованы технические возможности гарнизонных Домов офицеров или солдатских клубов.
Подготовка к занятиям с применением ТСО носит плановый характер и осуществляется под руководством заместителя командира части по воспитательной работе и офицера по ОГП и информированию. Разработка и изготовление проектов используемых пособий (слайдов, кодопозитивов, видеоряда и др.), отбор диафильмов, аудио- и видеозаписей, а также подготовка предложений по их использованию возлагается на руководителей групп ОГП, которые определены выступающими с инструктивно-методическими лекциями по очередным темам учебного плана. Образцы подготовленных пособий и методика их применения обсуждаются и утверждаются в ходе ежемесячных инструктивно-методических занятий со всеми руководителями учебных групп.
Выбор методики применения технических средств обучения и воспитания зависит от:
- ⎯ особенностей занятия (целей, содержания и формы проведения);
- ⎯ уровня подготовки руководителя группы;
- ⎯ подготовленности слушателей.
Управляет техническими средствами, как правило, помощник руководителя группы, или специально подготовленный военнослужащий. Как показывает опыт, наибольший эффект дает комплексное применение технических средств обучения совместно с традиционными средствами наглядности – доской и мелом, картами, плакатами и схемами. Руководитель использует видеомагнитофон для демонстрации фрагментов из учебных видеофильмов, раскрывающих отдельные положения, кодопроектор «Протон» – для показа набора слайдов и диапозитивов, диапроектор «ЛЭТИ» – фрагментов из диафильмов. При принятии решения о способе демонстрации на занятии учебного видеофильма следует обращать внимание на полноту охвата темы в фильме, степень раскрытия основных учебных вопросов, качество звукового и видеоряда, информативность дикторского текста, сильные и слабые в эмоциональном и содержательном плане видео эпизоды, их педагогическую ценность.
Ведущим способом, часто применяемым на практике, является фрагментарный (по частям, эпизодам) метод демонстрации, который позволяет наряду с видеоматериалом использовать другие средства и способы представления наглядности (диапозитивы, плакаты, репродукции и т.д.). При условии соответствия содержания фильма изучаемой теме и высокого технического качества видео копии учебный видеофильм может демонстрироваться полностью (как правило, после лекции в часы для проведения воспитательной работы или в ходе плановых занятий, если на тему выделено не менее 4-х часов учебного времени).