Содержание конспекта
В части (на корабле) командиры (начальники) всех степеней регулярно изучают вопросы планирования, организации и состояния ОГП в подчиненных подразделениях, осуществляют контроль над ее содержанием, качеством проведения занятий, подводят итоги ОГП и ставят задачи по повышению ее эффективности.
Результаты анализа состояния ОГП, ее места в учебно-воспитательном процессе, влияния на решение конкретных учебно-воспитательных задач отражаются в приказах командира части (корабля). Войсковой опыт свидетельствует о целесообразности издания в течение периода обучения 2 – 3 приказов командира полка (корабля) с анализом состояния ОГП и определения комплекса мер по ее совершенствованию.
Итоги успеваемости слушателей учитываются при аттестации офицеров-руководителей групп.
Контроль состояния общественно-государственной подготовки
Целью контроля является оценка состояния общественно-государственной подготовки и выработка конкретных мер по повышению ее эффективности.
Состояние ОГП проверяется в ходе:
- ⎯ Инспекторских проверок (проводятся по решению Министра обороны РФ под руководством его заместителей с участием Генерального штаба ВС РФ, главных командований видов ВС РФ, главных и центральных управлений Министерства обороны РФ).
- ⎯ Итоговых проверок (проводятся заместителями Министра обороны РФ, главнокомандующими видами ВС РФ, командующими родов войск, начальниками главных и центральных управлений Министерства обороны РФ, командующими войсками военных округов, флотами, армиями, флотилиями, командирами корпусов, эскадр в конце учебного года).
- ⎯ Контрольных занятий (проводятся командирами соединений, воинских частей (кораблей) за каждый период обучения).
- ⎯ Контрольных проверок (проводятся соответствующими командирами и начальниками как в плановом порядке, так и внезапно в течение всего учебного года; по опыту войсковой практики – не реже одного-двух раз в период обучения).
- ⎯ Текущего контроля (осуществляется командирами подразделений и руководителями групп ОГП).
В период инспекторских, итоговых, контрольных проверок, а также контрольных занятий, знания военнослужащих по ОГП оцениваются в объеме изученных с начала учебного года тем. Содержание вопросов контроля состояния, организации и эффективности ОГП в полку (на корабле) определяется решением должностного лица, по распоряжению которого проводится данный вид проверки, и может включать различные задачи.
Например, оценка состояния учебно-материальной базы, участие руководящего состава в проведении занятий, полнота выполнения учебного плана ОГП, уровень подготовки руководителей групп и внештатных лекторов, посещаемость и успеваемость слушателей, влияние занятий на решение задач, стоящих перед частью (см. приложение).
При организации текущего контроля ОГП в соединении (части) предусматривается проведение выборочных проверок занятий в учебных группах соответствующими должностными лицами с обязательным документальным оформлением результатов в журналах боевой (командирской) подготовки:
- ⎯ командирами соединений – 2-3 учебные группы за период обучения;
- ⎯ заместителями командиров соединения – не менее одной учебной группы в каждой воинской части за период обучения;
- ⎯ начальниками отделений и служб соединения – не менее одной учебной группы каждой категории военнослужащих за квартал в подчиненных воинских частях;
- ⎯ командиром воинской части – не менее трех учебных групп за период обучения;
- ⎯ заместителями командира воинской части – не менее одной учебной группы в каждом подразделении за квартал;
- ⎯ начальниками отделений и служб воинской части – не менее одной учебной группы каждой категории военнослужащих за квартал в подчиненных подразделениях;
- ⎯ командирами батальонов – 1-2 учебные группы ежемесячно в подчиненных подразделениях;
- ⎯ командирами рот – не менее одной группы еженедельно;
- ⎯ отделом воспитательной работы объединения ежеквартально проверяются 4-6 групп офицеров, 6-8 групп прапорщиков, 10-15 групп солдат и сержантов;
- ⎯ отделением воспитательной работы соединения ежемесячно проверяются 1 – 3 группы офицеров, 2 – 4 группы прапорщиков, 6 – 10 групп сержантов и солдат;
- ⎯ аппаратом воспитательной работы части ежемесячно проверяются 1 – 3 группы прапорщиков 3 – 5 групп сержантов и солдат.
График контроля занятий составляется ежемесячно. Результаты контроля и анализ состояния ОГП отражаются в разделе «Воспитательная работа» доклада командира на подведении итогов боевой подготовки за текущий месяц и в донесении в вышестоящий орган воспитательной работы по итогам учебного года.
Вопросы состояния ОГП личного состава периодически обсуждаются на совещаниях руководящего состава, при подведении итогов боевой (командирской) подготовки за месяц, в ходе учебно-методических сборов и инструктивных занятий с руководителями групп.
По итогам проверок и текущего контроля в части (ежемесячно) и в соединении (ежеквартально) осуществляется:
- ⎯ анализ положительных сторон и недостатков в организации ОГП в войсковой части (на корабле);
- ⎯ определение лучших и отстающих групп, их руководителей, а также причин имеющихся недостатков;
- ⎯ определение конкретных мер по оказанию помощи в организации и проведении ОГП;
- ⎯ выработка конкретных мер по устранению причин имеющихся недостатков, повышению качества и эффективности системы ОГП личного состава;
- ⎯ обобщение и внедрение передового опыта;
- ⎯ подготовка приказа соответствующего командира по итогам конкретной проверки (при необходимости), результатам контрольных проверок за квартал и контрольных занятий за период обучения.
Результаты контроля организации и состояния ОГП в части (цифровые данные с пояснительной запиской) не позднее 3-го числа каждого месяца представляются в отделение воспитательной работы соединения.
Текущий контроль усвоения учебной программы осуществляется, как правило, руководителями групп регулярно в ходе бесед, семинаров, групповых и индивидуальных собеседований с выставлением оценок по изученным темам. На основании полученных оценок руководитель определяет общую оценку успеваемости каждого военнослужащего за месяц и заносит ее в журнал отдельной графой.
Основным отчетным документом текущего контроля является Журнал учета занятий по боевой (командирской) подготовке (форма IV), а в группах гражданского персонала – Журнал учета посещаемости и успеваемости слушателей группы. Указанные журналы хранятся в подразделении, ведут их лично руководители групп.
В журнале учитываются:
- ⎯ краткие сведения о слушателях группы;
- ⎯ отметки о посещаемости слушателями каждого занятия, о причинах отсутствия;
- ⎯ оценка каждого слушателя за месяц, период обучения, учебный год;
- ⎯ учет тем занятий и оценка руководителя текущей успеваемости слушателей;
- ⎯ проведение дополнительных занятий с отсутствовавшими;
- ⎯ замечания и предложения проверяющих.
Командиры, их заместители по воспитательной работе частей (кораблей) и подразделений постоянно осуществляют контроль за посещаемостью и успеваемостью на занятиях по ОГП, содержанием и методикой их проведения, материальным обеспечением, состоянием конспектов и др.
Методика оценки общественно-государственной подготовки
Каждый офицер, прапорщик (мичман), сержант (старшина) и солдат (матрос) на занятиях по ОГП (за выступления с рефератом, по основным и дополнительным вопросам семинара или беседы, проведение информации, выполнение логических и практических заданий, письменных работ и т.д.) получает индивидуальные оценки. На основании текущих оценок военнослужащему выставляется итоговая оценка за месяц, квартал, период обучения и учебный год. При этом учитывается не только его успеваемость, но и моральный облик, дисциплинированность, отношение к выполнению служебных обязанностей.
Оценка военнослужащих, групп, подразделений и воинских частей (кораблей) по общественно-государственной подготовке носит комплексный характер и включает в себя:
- ⎯ Оценку объема и глубины знаний изученного материала в соответствии с тематикой ОГП.
- ⎯ Оценку понимания изученного, самостоятельности суждений и убежденности в излагаемом.
- ⎯ Оценку умения реализовать полученные знания при выполнении служебных обязанностей, в соблюдении требований законов РФ и воинских уставов.
Таким образом, оценка ОГП – это определение степени усвоения обучаемыми знаний, навыков и умений в соответствии с требованиями программы. Она должна быть объективной и справедливой, носить стимулирующую функцию.
Оценка может выражаться и в форме эмоционального отношения («Молодец – отлично!»), и в форме оценочного суждения («Хорошо, но можно лучше…»), но обязательно в виде отметки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).
Выставляется:
- ⎯ «отлично» – если в совершенстве овладел учебной программой, добросовестно выполняет свои должностные обязанности, строго соблюдает требования законов РФ, воинских уставов;
- ⎯ «хорошо» – если овладел учебной программой, добросовестно выполняет свои должностные обязанности, соблюдает требования законов РФ, воинских уставов;
- ⎯ «удовлетворительно» – если овладел основными положениями учебной программы, выполняет свои должностные обязанности, соблюдает требования законов РФ, воинских уставов;
- ⎯ «неудовлетворительно» – если не овладел основными положениями учебной программы или имеет серьезные упущения в выполнении должностных обязанностей, допустил грубые нарушения воинской дисциплины.
При оценке офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов и старшин, имеющих подчиненных, учитываются применение ими правовых и психолого-педагогических знаний в обучении и воспитании личного состава.
Уровень общественно-государственной подготовки гражданского персонала воинских частей оценивается «усвоил» и «не усвоил».
Оценка группам, подразделениям и воинским частям по общественно-государственной подготовке определяется на основе индивидуальных оценок:
- ⎯ «отлично» – если не менее 90 процентов проверявшихся военнослужащих получили положительные оценки, из них 50 процентов – отличные;
- ⎯ «хорошо» – если не менее 80 процентов проверявшихся военнослужащих получили положительные оценки, из них 50 процентов отличные и хорошие;
- ⎯ «удовлетворительно» – если не менее 70 процентов проверявшихся военнослужащих получили положительные оценки.
Оценка руководителя группы определяется с учетом уровня его знаний по программе общественно-государственной подготовки и общей оценки руководимой группы.