Форма воспитательной работы


Форма воспитания – это организационная сторона воспитания военнослужащих, предполагающая определенные состав и группировку воспитуемых, структуру и содержание воспитательных мероприятий, место и продолжительность их проведения. На современном этапе совершенствования системы воспитания всех категорий военнослужащих, в решении многообразных воспитательных задач положительно зарекомендовали себя следующие формы воспитания подчиненных:

  • ⎯    индивидуальные и коллективные беседы;
  • ⎯    различные виды информирования личного состава;
  • ⎯    лекции, беседы, доклады;
  • ⎯    вечер-чествование и вечер-портрет;
  • ⎯    вечера вопросов и ответов;
  • ⎯    вечера (дни) знания техники (вооружения);
  • ⎯    собрания и совещания с различными категориями военнослужащих;
  • ⎯    митинг личного состава;
  • ⎯    пропаганда передового опыта;
  • ⎯    устный журнал;
  • ⎯    тематические вечера, диспуты, викторины;
  • ⎯    «круглые столы» – с участниками исторических событий, деятелями науки, искусства;
  • ⎯    встречи с ветеранами войны, ВС и труда;
  • ⎯    экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы;
  • ⎯    проведение Дней Защитника Отечества, Мужества, Призывника и т.д. с показом вооружения и техники, жизни и быта военнослужащих;
  • ⎯    слет (день) солдатских матерей;
  • ⎯    работа клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности;
  • ⎯    день открытых дверей;
  • ⎯    занятия в музеях, комнатах Боевой славы войсковых частей и соединений;
  • ⎯    конференции: научно-практические, теоретические и читательские;
  • ⎯    обсуждение кинофильмов, спектаклей, книг и т.д.

На рис.4.6 отображены распространенные формы воспитательной работы.

 

Среди многообразных форм воспитательной работы наиболее распространенной формой являются групповаяи индивидуальная беседа.

Групповая беседа

– это активная форма общения командира, офицера-воспитателя с воинами. Характерное ее отличие от других форм воспитательной работы в том, что в ней активную роль играют воспитуемые.

Во время беседы ведется двусторонний разговор, в ходе которого воспитуемые отвечают на вопросы, задают их руководителю, высказывают свои мнения. Конечно, непринужденная беседа не должна проводиться вообще, без всякой целевой установки. Беседа лишь тогда приносит результат, когда она целенаправленна и подводит собеседников к определенному выводу. Важно при этом, чтобы люди ничем не были связаны, спрашивали обо всем, что их интересует, и не чувствовали, что цель групповой беседы довлеет над ними.

Индивидуальная беседа

– это разговор (собеседование) одного лица с другим. Предназначается она для одного человека и позволяет всесторонне рассмотреть его проблемы, ответить на все интересующие его вопросы, дать ему советы и рекомендации. Это наиболее распространенная форма воспитательной работы с людьми, которую широко применяют командиры и офицеры-воспитатели.

Обобщение опыта проведения подобных собеседований показывает, что успех во многом зависит от методики их ведения и соблюдения офицерами и прапорщиками педагогических правил. На рис.4.7 приведены наиболее важные из них.

В практике воспитательной работы, в зависимости от целей и состава аудитории, доклады делаются на собраниях личного состава подразделения. Здесь офицеры, прапорщики ставят практические, деловые вопросы, объединенные в общую тему, анализируют итоги работы воинов за определенный период боевой и специальной подготовки, обобщают передовой опыт отдельных военнослужащих и в целом коллективов, отмечают общие недостатки и вскрывают их причины, ставят конкретные задачи по их устранению.

Митинг личного состава

– массовое собрание войсковой части для обсуждения злободневных вопросов, одна из эффективных форм воспитательной работы по мобилизации воинов на решение конкретных задач.

Являясь формой массовой работы, митинги не потеряли своего значения и в настоящее время. Они проводятся в тех случаях, когда необходимо оперативно информировать весь личный состав о выдающихся событиях внутренней и международной жизни, мобилизовать воинов на решение важных практических задач боевой и специальной подготовки.

Собрания военнослужащих

проводятся в подразделениях по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, в управлениях бригад – не реже одного раза в квартал. На собраниях обсуждаются задачи подразделения (части), вытекающие из сложившейся военно-социальной обстановки, мероприятия по выполнению приказов Министра обороны РФ, командования части, вопросы воинского и нравственного воспитания, состояния боевой, военно-профессиональной учебы и военной службы, воинской дисциплины и другие.

Распространенной формой информационно-воспитательной работы стали устные журналы, которые пользуются большой популярностью среди воинов.

Устный журнал

стал распространенной формой информационно-воспитательной работы, пользуется большой популярностью среди воинов и имеет много достоинств. Он дает широкие возможности сочетания устного слова, художественной самодеятельности, театра, изобразительного искусства и других средств. Устные журналы проводятся в клубах, Домах офицеров и в подразделениях. Для подготовки и выпуска номеров устного журнала в подразделениях необходимо иметь редколлегию в составе 3-5 человек из числа наиболее подготовленных солдат и сержантов.

Викторина

– это игра, включающая ответы на вопросы в устной или письменной форме, обычно объединенные какой-либо темой. Это своеобразная форма состязания воинов или подразделений в военно-профессиональных знаниях, это состязание в остроте ума, в форме ответа на вопросы.

Цель викторины – способствовать углублению профессиональных знаний и расширению общего кругозора воинов, повышению уровня их боевой и специальной подготовки, улучшению культурного досуга.

Диспут

– активное обсуждение проблем, живо интересующих его участников, горячий и страстный спор, вызванный желанием как можно глубже и обстоятельнее разобраться в обсуждаемых вопросах. Свободный обмен мнениями помогает участникам диспута критически осмыслить свои взгляды и убеждения, учит доказательно опровергать ошибочность выводов оппонентов.

В войсках получили широкое распространение тематические вечера. На них краткие выступления, доклады, теоретические сообщения, воспоминания, и рассказы об опыте работы органически сочетаются с применением технических и наглядных средств (киножурналы и фрагменты из кино- и видеофильмов, диафильмы и диапозитивы об истории и хронике войсковой части, магнитофонные и грамзаписи, фотоальбомы, выставки литературы, образцов техники и т.п.). Использование всех этих средств подчинено теме вечера и позволяет сочетать их нравственное и эмоциональное воздействие на личный состав.

Одной из распространенных форм воспитательной работы является вечер вопросов и ответов. Это одна из форм взаимодействия командиров (начальников) с подчиненными, изучения нужд и запросов военнослужащих.

Заблаговременно (за 15-20 дней) личный состав оповещается о времени и месте намеченного вечера вопросов и ответов, организуется сбор вопросов. Обычно для этой цели вывешивается объявление и почтовый ящик. Организуется подготовка квалифицированных ответов на поданные вопросы.

Темы вечера вопросов и ответов могут быть самые разнообразные:

  • ⎯    вопросы международной и внутренней жизни государства, решения Президента и Правительства РФ;
  • ⎯    законы РФ и воинские уставы о правах и обязанностях военнослужащих, о порядке прохождения воинской службы;
  • ⎯    нормы снабжения военнослужащих по призыву и по контракту;
  • ⎯    законы о льготах для семей военнослужащих.

Вечер (день) знания техники (вооружения)

проводится в частях и подразделениях с целью более глубокого изучения и пропаганды имеющихся новых образцов вооружения, специальной техники, ее тактико-технических характеристик, правил эксплуатации и сбережения.

Чаще всего проводятся они в специальных классах и парках. Особенность вечеров (дней) знания техники (вооружения) заключается в том, что в ходе их проведения организуется показ различных образцов оружия и техники, демонстрируются приемы их применения с соответствующими пояснениями.

Такие вечера готовятся заранее. В план их подготовки включаются следующие вопросы:

  • ⎯    подготовка докладчика и научных сообщений;
  • ⎯    выбор места проведения мероприятия и оформление его наглядными пособиями;
  • ⎯    оповещение личного состава;
  • ⎯    подготовка воинов-специалистов, выделенных для показа действий на технике;
  • ⎯    приглашение участников Великой Отечественной войны и ветеранов ВС РФ.

Вечер-чествование и вечер-портрет

являются разновидностью тематических вечеров и позволяют эффективно использовать все имеющиеся в распоряжении офицеров и прапорщиков средства воспитательного и эмоционального воздействия.

Специфическая особенность таких вечеров заключается в тематическом и сюжетно-организационном единстве, при котором в целостной последовательности действий устных выступлений, оценок поступков воинов, зрительных образов, различных сценических эффектов и приемов обеспечиваются сравнимость результатов положительных достижений, а, следовательно, и возможность повторить лучшее.

Слет (день) солдатских матерей

проводится на базе войсковой части, во время призыва, один – два раза в год. Это очень важное мероприятие для воспитания военнослужащих, поэтому планируется и тщательно организуется заранее. Через военкоматы родители призывников оповещаются о порядке проведения и организации Слета (Дня) солдатских матерей. В числе приглашенных могут быть близкие родственники призывника. Хорошо, если среди приглашенных есть не только близкие родственники призывников, но и родственники тех солдат, которые уже проходят службу в этой воинской части. Это хорошо тем, что в процессе общения друг с другом матери (родители) призывников узнают о том, как служится в этой части, какие созданы бытовые условия для солдат, и другие вопросы, волнующие матерей.

День открытых дверей

проводится, как правило, один – два раза в год, в масштабе воинской части. Как показала практика, его целесообразнее проводить к какой-либо знаменательной дате, например, принятие присяги молодым пополнением, День воинской части, День города, День Защитника Отечества и др.

Экскурсия

– посещение достопримечательных и историко-героических объектов (памятников культуры, музеев и т.п.) является формой и методом приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода. Экскурсии различаются:

  • ⎯    по целям: учебные, культурно-просветительные, научные;
  • ⎯    по тематике: в соответствии с содержанием объектов;
  • ⎯    по месту расположения объектов: натурные, музейные.

Экскурсии играют большую роль в воспитании воинов, организуются частями в составе подразделений и проводятся по мере необходимости в музеи, комнаты Боевой славы, картинные галереи, на выставки, промышленные предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, по историческим местам и т.д.

Культпоходы 

организуются в театры, кинотеатры, дворцы спорта, стадионы и др. культурно-досуговые учреждения с целью организованного отдыха личного состава и последующего обсуждения театральных постановок, концертов, кинофильмов, спортивных состязаний и т.д.

В содержании воинского воспитания важное место занимает пропаганда боевых традицийОсвоение этих высоких духовных ценностей:

Во-первых, обеспечивает преемственность в работе по формированию у личного состава высоких морально-боевых качеств защитников Родины, что способствует глубокому осознанию им своих служебных обязанностей.

Во-вторых, это могучее средство воздействия на умы и сердца воинов активно способствует восприятию ими героических дел, свершенных советскими людьми в боях за Родину, за дело своих предков, как примеров для повседневного подражания.

В-третьих, боевые традиции, рассматриваются как конкретный итог и, следовательно, в известном смысле средоточие опыта воспитания воинов в духе верности своей Родине, военной присяге, высокой дисциплинированности, готовности к героическим подвигам. Именно поэтому во всем процессе воинского воспитания боевым традициям уделяется неослабное внимание. Используются различные формы пропаганды и агитации.

Таким образом, воинское воспитание – целенаправленный процесс формирования морально боевых качеств у вооруженных защитников государства РФ. В единстве с нравственным, правовым, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием воинское воспитание служит необходимым условием развития личности воина, укрепления морального духа, повышения боевой мощи ВС РФ, успешного выполнения ими своих задач, как в мирное время, так и в условиях войны, если она будет развязана.

Боевые традиции армии и флота

– это исторически сложившиеся обычаи и моральные правила, ставшие нормой поведения воинов в бою и в мирное время, активно побуждают их образцово выполнять свой воинский долг, честно и добросовестно служить своему народу, своей Родине.

Войсковая практика свидетельствует, что боевые традиции повсеместно взяты на вооружение как испытанное и эффективное средство воспитания мужественных, стойких и умелых защитников Родины.

Всюду, где служит российский воин, рядом с ним несут бессменную вахту боевые традиции.

Основными боевыми традициями ВС являются:

  • ⎯    беззаветная преданность и горячая любовь к Родине, постоянная готовность защищать ее до последней капли крови;
  • ⎯    непримиримость к врагам Родины, высокая бдительность;
  • ⎯    верность воинскому долгу, военной присяге;
  • ⎯    самоотверженность и массовый героизм в бою;
  • ⎯    любовь к родной армии и флоту, к своей части, кораблю, верность Боевому Знамени, Флагу корабля;
  • ⎯    постоянное стремление к совершенствованию боевого мастерства, повышению военных знаний;
  • ⎯    неустанная борьба за высокую боевую готовность, образцовый порядок, организованность и дисциплину;
  • ⎯    войсковое товарищество и коллективизм;
  • ⎯    уважение к командиру, защита его в бою.

Особую ценность боевые традиции представляют для воинского воспитания личного состава армии и флота. Их изучение и пропаганда способствует формированию у воинов высоких морально-боевых качеств, необходимых для достижения победы в современном бою, помогают готовить воина-гражданина, патриота, обладающего сильным духом, несгибаемой волей, мужеством и храбростью, в совершенстве владеющего военной техникой и оружием.

Отставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *