Содержание конспекта
Воспитательная работа в Вооруженных Силах РФ представляет собой сложную и многогранную систему деятельности органов военного управления, воспитательной работы, а также командиров и начальников всех степеней.
В воспитании военнослужащих особое место отводится методам и формам воспитания. Особенность их заключается в том, что методы воспитания отражают и реализуют собственно методическую функцию процесса воспитания, а формы воспитания – организационно-содержательную функцию. Методы воспитания реализуются в формах, они тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. Этим определяется их специфическая роль в воспитательной системе ВС РФ. Наиболее успешно задачи воспитания решаются там, где систему методов воспитания творчески применяют в многообразии форм воспитательной работы.
К числу важнейших методов воспитания военнослужащих относятся: убеждение, пример, упражнение, поощрение и принуждение.
Эффективность применения (выбора) того или иного метода зависит от ряда условий.
Во-первых, формирование личности военнослужащего, выработка у него военно-профессиональных качеств требуют применения таких способов воздействия, которые отражали бы в себе специфику всех факторов деятельности, влияющих на воспитание.
Во-вторых, на выбор метода влияют логика воспитательного процесса, позиция воспитателя по отношению к воспитуемому и ряд других обстоятельств.
В-третьих, каждый из методов воспитания, оказывая влияние на формирование многих сторон личности военнослужащего, обладает свойством преимущественного развития определенных качеств личности. Иначе говоря, ни один из методов не является универсальным и не решает всех задач воспитания.
Успешно задачи воспитания решаются благодаря творческому применению всей системы методов воспитания.
Убеждение.
Это основной метод воспитания воина, в процессе которого он формируется как личность. Убеждать – значит, опираясь на логические доводы, достоверные факты, жизненный опыт воинов, так воздействовать на их сознание и поведение, чтобы у них сформировать глубокую уверенность в истинности норм нравственности, правил воинской вежливости и осознанного отношения к выполнению воинского долга.
При использовании метода убеждения необходимы: ясность, доходчивость, наглядность и логичность изложения материала, тесная его связь с практикой и жизнью подразделения. Успех использования метода убеждения зависит от обеспечения определенных условий: в процессе воспитания, умелого выбора средств и приемов воспитательных воздействий.
Основными средствами (приемами) убеждения являются: слово, личный пример, поступки и исторический опыт других людей, общественное мнение, жизненный опыт воспитуемых, исторические примеры, документы, цифры, факты, эпизоды исторической и художественной литературы, кинофильмов, предметы старины, памятники трудовой и боевой славы.
Наиболее распространенные и эффективные формы убеждения это: сообщение педагогических знаний, регулярное информирование личного состава о текущих событиях, разъяснение, доказательство или опровержение, организация практической деятельности военнослужащих.
Метод примера.
Воспитательная сила примера основывается на способности людей к подражанию. В условиях армии пример командиров, начальников, офицеров, прапорщиков и сержантов оказывает систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воинов, а также является образцом для подражания.
В системе методов воспитания, метод примера рассматривается как условие действенности убеждающих воздействий, упражнений, системы поощрений и принуждения. Пример командиров, товарищей по военной службе лишь тогда оказывает воспитательное воздействие на окружающих, когда он является отражением их внутренней сущности.
В процессе воспитания метод примера выполняет ряд функций: убеждает; организует; выполняет роль идеала в соответствии с представлением которого формируется личность воина и коллектив в целом; выступает в роли условия для самовоспитания и саморазвития воинов; служит материалом выработки обобщенных знаний; стимулом творческой деятельности и средством вдохновения (средством поднятия боевого духа воинов в экстремальной боевой обстановке).
Метод упражнения.
В воспитании воина большое значение имеет формирование силы воли, смелости, решительности, инициативности, физической силы, выносливости, нравственных привычек, которые соответствуют требованиям общества, и содействует претворению нравственных принципов в жизнь. Развитие и совершенствование этих качеств достигается, прежде всего, методом упражнения.
Упражнения в воспитании.
Это такая организация службы, учебы и всей жизни воинов, которая позволит им успешно решать служебно-боевые задачи, приобрести опыт, создать традиции правильного поведения. Эффективность применения метода зависит от учета конкретных требований, среди которых выделяются:
- ⎯ определение целей и содержания упражнений с учетом времени и места их применения;
- ⎯ умелое сочетание с другими методами воспитания, в первую очередь с убеждением;
- ⎯ настойчивость и выдержка в достижении целей;
- ⎯ всесторонний учет индивидуальных особенностей воинов;
- ⎯ опора на армейскую общественность, воинский коллектив.
Поощрение.
Это система средств и приемов морального и материального стимулирования труда военнослужащих, их успехов в учебной, служебной и общественной деятельности; свидетельство одобрений подчиненного со стороны командира и побуждения его к их повторению или достижению более высоких результатов. В качестве поощрений могут применяться различные средства:
- ⎯ выражение положительного отношения (приветливая улыбка, дружеский жест);
- ⎯ одобрение;
- ⎯ похвала, осуществляемая словами «молодец», «правильно», «верно»;
- ⎯ разбор действий, поступка воина;
- ⎯ выражение доверия (например, поручение наиболее ответственного дела).
Важно, чтобы человек понимал, что поручение – есть доверие ему, удовлетворение определенных интересов и потребностей воина (например, подарок – интересная книга, нужная в быту вещь, организация коллективного выхода в театр, кино, на природу, экскурсию и пр.); «авансированность» личности.
Поощрение – это эффективное средство воспитания, которое успешно реализуется при соблюдении воспитателями определенныхпедагогических требований, которыми являются:
- ⎯ Систематичность поощрения всех категорий военнослужащих.
- ⎯ Обоснованность (педагогическая целесообразность) и справедливость применяемых форм поощрения. Воин поощряется прежде всего за достижения в основных видах деятельности: боевую учебу; активное участие в создании материально-технической базы; добросовестность, усердие и честное выполнение обязанностей при несении гарнизонной, караульной и внутренней службы; высокую активность, инициативность и трудолюбие. При этом военнослужащий должен поощряться не только за высокий результат, но прежде всего за проявленное усердие, трудолюбие, инициативу, творчество, сознательную активность.
- ⎯ Своевременность поощрения как стимул последующей активности воина.
- ⎯ Гласность поощрения – весь личный состав подразделения должен знать, за что и как поощрен их товарищ, что побуждает воинов следовать примеру лучших.
- ⎯ Широкое использование разнообразных видов поощрения.
Принуждение.
Является вспомогательным методом воспитания. Представляет собой воздействие с целью побудить недостаточно дисциплинированного военнослужащего прочувствовать, осознать требования военной присяги, уставов, приказов и распоряжений командиров и начальников.
Необходимость принуждения обусловлена сложностью процесса воспитания, важностью преодоления противоречия между должным и реальным в поведении воинов. Принуждение как метод воспитания реализуется путем категоричного требования, запрещения, предупреждения о правовой и дисциплинарной ответственности, наложения взыскания. Видами этого метода являются:
- ⎯ принуждение – упражнение;
- ⎯ принуждение – условность;
- ⎯ принуждение – изменение отношения;
- ⎯ принуждение – наказание.