Содержание конспекта
1. Ознакомление и разучивание приемов метания гранат на точность
Метание гранат в цель является сложным по координации, целостным упражнением, требующим хорошего развития скоростно-силовых качеств занимающихся.
Противопехотные гранаты метают с места стоя, с колена, из положения лежа, из траншеи, люка танка и в движении. Противотанковые гранаты метают из-за укрытий (стоя, с колена, из положения лежа) или из траншеи.
Независимо от исходного положения в технике метания гранат имеются закономерности:
- во-первых, начало метания выполняется плавным движением с одновременным поворотом туловища вправо и отставлением правой ноги назад при замахе вниз назад или с отклонением туловища при замахе вверх назад с последующим резким разгибанием правой ноги и одновременным выведением таза вперед вверх; бросок выполняется захлестывающим движением руки с постепенным ускорением к концу усилия;
- во-вторых, при метании гранат в движении следует поддерживать оптимальную скорость разбега, чтобы обеспечить безостановочный переход к броску после предпоследнего окрестного шага с отклонением туловища назад вправо и выставлением правой ноги вперед.
Метание гранаты стоя с замахом вверх назад является более эффективным способом для точного поражения цели; замах вниз назад позволяет увеличить дальность броска, но метание этим способом не всегда возможно из траншеи, окопа, танка и т. п.
Так как метание противотанковых гранат производится только из-за укрытий и из траншеи на расстояние 15–20 метров, это влияет на технику выполнения движений: метание может выполняться снизу, сбоку. После броска необходимо немедленно укрыться, не дожидаясь попадания гранаты в цель или падения ее на землю.
При обучении метанию во всех случаях необходимо обращать особое внимание на главные элементы техники – замах и бросок. Начинать обучение нужно с имитации этих элементов, не выпуская гранату из руки.
Перед началом метания следует несколько раз выполнить упражнения для подготовки мышц и связок всех суставов плечевого пояса, так как броски могут вызвать болевые ощущения в плечевом, локтевом и лучезапястном суставах. Подготовительные упражнения состоят из различных маховых и круговых движений руками, имитации бросков на небольшое расстояние с нарастающими усилиями.
Обучение следует начинать с разучивания техники броска с замахом вверх назад. После показа этого приема в целом руководитель занятия показывает выполнение броска по разделениям. Обучаемые должны стоять в одну шеренгу с интервалами в 2–3 шага. Разучивание начинают по команде «Замах, делай – РАЗ». Руководитель проверяет, чтобы рука была отведена вверх назад локтем вперед и тело было слегка прогнуто в пояснице. По команде «Обозначить бросок делай – ДВА» обучаемые, отталкиваясь правой ногой и подавая туловище вперед, обозначают бросок гранаты.
Метание гранаты стоя с места. Взять гранату в правую руку; отставляя правую ногу назад (или с шагом левой ногой вперед), сделать замах рукой вверх по дуге; отталкиваясь правой ногой и подавая корпус вперед, бросить гранату, пронося ее маховым движением руки над плечом.
По целям, находящимся на расстояниях более 30 м, метание гранаты производится с замахом по дуге вниз назад.
Метание гранаты в движении (граната в полусогнутой руке перед лицом). Не останавливаясь, с шагом левой ноги начать замах, опуская руку с гранатой вперед вниз; со вторым шагом правой ногой, разворачивая ее носком вправо, продолжать замах назад; со следующим шагом левой ногой закончить поворот корпуса и замах, отводя руку с гранатой с одновременным поворотом корпуса и отклонением его назад в крайнее положение; вслед за постановкой левой ноги, используя скорость движения, бросить гранату в цель.
Метание гранаты с колена. Взять оружие в левую руку (положить на бруствер) и, отводя руку с гранатой вниз или вверх назад, сделать замах, поворачивая корпус вправо. Разворачиваясь грудью к цели, бросить гранату в цель.
Метание гранаты из положения лежа. Взять гранату в правую руку, подтянуть руки к груди и опереться ими о землю; отталкиваясь руками и отставляя правую ногу назад, встать на левое колено и произвести замах, отводя руку с гранатой назад; отталкиваясь правой ногой, повернуться грудью к цели и, падая вперед, метнуть гранату в цель.
Метание гранаты из траншеи (люка танка, колодца). При метании гранаты из глубокой траншеи встать ногами в выемки или на выступы крутостей траншеи и сделать замах вверх назад; выпрямляя правую ногу и поворачивая корпус в сторону метания, бросить гранату в цель.
Метание противотанковых гранат. Производится из-за укрытий маховым движением руки над плечом. Замах и особенно начало метания должны быть плавными, постепенно ускоряющимися к концу броска. После броска немедленно укрыться.
Выполнение упражнения оценивается:
- «отлично» – если упражнение выполнено согласно описанию, без ошибок, легко и уверено, допущены незначительные ошибки при приземлении;
- «хорошо» – если упражнение выполнено согласно описанию, но недостаточно уверенно и с незначительными ошибками;
- «удовлетворительно» – если упражнение выполнено согласно описанию, но неуверенно и со значительными ошибками;
- «неудовлетворительно» – если упражнение не выполнено или искажено.
2. Тренировка прыжков в глубину из положения сидя и виса
Прыжков в глубину из положения сидя. Сесть на краю препятствия, свесить ноги. Оттолкнуться от препятствия руками и каблуками, спрыгнуть на полусогнутые, слегка расставленные ноги. Оружие держать в руке или за спиной.
Прыжок в глубину из положения виса. Повиснуть на руках, держась за верхний край препятствия; повернуться боком к препятствию; оттолкнуться от него ногами и руками, соскочить на согнутые, слегка расставленные ноги. Оружие держать за спиной.
Выполнение упражнения оценивается:
- «отлично» – если упражнение выполнено согласно описанию, без ошибок, легко и уверено, допущены незначительные ошибки при приземлении;
- «хорошо» – если упражнение выполнено согласно описанию, но недостаточно уверенно и с незначительными ошибками;
- «удовлетворительно» – если упражнение выполнено согласно описанию, но неуверенно и со значительными ошибками;
- «неудовлетворительно» – если упражнение не выполнено или искажено.