Сущность воспитательного процесса в Вооруженных силах РФ


Определение воспитания личного состава ВС РФ

Воспитательная работа является составной частью строительства и реформирования ВС РФ. Оно служит одним из слагаемых общей системы обучения, воспитания и морально-психологической подготовки военнослужащих. Исходя из этого, основной целью воспитания личного состава является определение роли и места воспитания в процессе воинской деятельности в мирное и военное время, исходных методологических принципов для разработки воспитательной системы в Вооруженных Силах РФ на этапе их строительства и реформирования.

Рассмотрим причины возрастания роли воспитания военнослужащих в современных условиях.

Во-первых, коренные изменения геополитической и стратегической обстановки в мире, которые характеризуются:

  • ⎯    завершением длительного периода военно-политического противостояния двух мировых систем;
  • ⎯    распадом организации Варшавского Договора;
  • ⎯    разрушением единого стратегического пространства бывшего СССР;
  • ⎯    появлением новых суверенных государств со своими национальными вооруженными силами;
  • ⎯    выходом России и других бывших союзных республик на международную арену с самостоятельной политикой.

Во-вторых, сложная социально-экономическая и политическая обстановка в стране, непредсказуемость ее дальнейшего развития, идеологическая неразбериха в сознании масс воинов, национальные распри и конфликты в обществе, опошление истории страны и вооруженных сил, патриотических традиций, дискредитация роли армии, резкое падение военной службы в глазах граждан.

В-третьих, наметившаяся под влиянием внешних и внутренних факторов тенденция к снижению устойчивости морально-психологического состояния войск и сил флота, ослабление системы духовных и нравственных ценностей в обществе.

В-четвертых, современные войны, отличающиеся тенденцией возрастания решительности, ожесточенности и бескомпромиссности боевых действий, что влечет невиданное напряжение не только физических, но и духовных, моральных сил личного состава ВС.

В-пятых, быстрое совершенствование боевой техники, внедрение все более сложных (с точки зрения обслуживания) и грозных (с точки зрения вероятности поражения) систем оружия, которые намного повышают требования к реально существующему моральному духу воинов.

В-шестых, значительное изменение форм и способов боевых действий, повышение их динамизма, резкие изменения боевой обстановки, возрастание вероятности ведения вооруженной борьбы в отрыве от основных сил и другие особенности современного боя, повышающие роль морального фактора.

В-седьмых, возможность использования оружия массового поражения (а тем более его практического применения) окажет на психику масс военнослужащих особенно большое воздействие, что потребует от них проявления невиданной стойкости, выдержки, самообладания и железной воли, чтобы избежать паники и решительно добиваться победы над противником.

В-восьмых, неуклонное возрастание места и роли идейно-психологического противоборства как органического компонента военной борьбы. В современных условиях это противоборство принимает форму относительно самостоятельных психологических операций, проводимых накануне и в интересах общей оперативно-стратегической операции.

В-девятых, новый принцип комплектования ВС РФ, наличие в воинских частях (на кораблях) военнослужащих по призыву и проходящих воинскую службу на контрактной основе.

В-десятых, необходимость дальнейшего совершенствования системы воспитания военнослужащих ВС РФ, уточнение содержания ее составных элементов и др.

Воспитание организуется в целях формирования и развития у воинов качеств, необходимых защитнику Отечества. Вместе с тем оно позволяет мобилизовать личный состав на успешное выполнение тех или иных служебных или общественно-значимых задач; предупреждать нежелательные отклонения в поведении военнослужащих, перевоспитывать тех из них, у кого сложились по тем или иным причинам отрицательные взгляды или привычки, и, наконец, побуждать воинов к самосовершенствованию.

Эти возможности реализуются через следующие функции:

  • ⎯    формирующе-развивающую;
  • ⎯    мобилизацию на решение возникающих задач;
  • ⎯    профилактическую;
  • ⎯    перевоспитание и побуждение к самовоспитанию.

Специфика этих функций находит свое отражение в конкретных задачах, содержании, формах, методах, приемах и средствах воспитания.

Воспитание воинов представляет собой стройную систему работы, состоящую из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.

Воинское воспитание представляет собой целенаправленную деятельность командиров и штабов по формированию у воинов духовных качеств, отражающих специфический характер нашей армии, ее задачи и предназначение. В единстве со всеми направлениями воспитания воинское воспитание развивает и формирует у воина качества, необходимые ему для защиты Отечества.

В процессе воинского воспитания формируются такие качества, которые необходимы воинам всегда, но особенно при выполнении задач в боевых условиях. Это – стойкость, мужество, отвага.

Содержание воинского воспитания в самом конкретном плане определяется военной присягой, в которой в концентрированном виде сформулированы требования к вооруженному защитнику Родины, и воинскими уставами, регламентирующими повседневную жизнь, функционирование армии и флота в ходе войны. О значении воинских уставов свидетельствует то, что они рассматриваются и утверждаются на самом высоком государственном уровне.

 

Основные компоненты воинского воспитания

Основными компонентами содержания воинского воспитания являются:

  • ⎯    воспитание у военнослужащих глубокого понимания исторического предназначения ВС, особенностей их строительства, функционирования и своего места в выполнении стоящих перед ними задач, особенно по поддержанию постоянной высокой боевой готовности;
  • ⎯    формирование у личного состава непоколебимой верности военной присяге и уставам, неуклонного следования их требованиям как в мирное время, так и в условиях войны;
  • ⎯    развитие постоянного стремления к овладению военным делом, своей воинской профессией, к отличному освоению военной техники, оружия и способов их применения;
  • ⎯    выработка у военнослужащих высокой дисциплинированности, беспрекословного повиновения, упрочения воинского товарищества;
  • ⎯    формирование морально-боевых качеств, которые особенно необходимы военнослужащим в бою: стойкости, мужества, отваги, способности переносить самые суровые испытания для достижения победы над врагом; воспитание личного состава в духе гордости за принадлежность к ВС РФ, своей части, стремления развивать и обогащать их боевые традиции.

Центральным элементом системы воспитательной работы в ВС РФ являются субъекты и объекты воспитания. Данные структурные элементы системы воспитания характеризуют субъектно-объектные отношения и разнообразные взаимосвязи, складывающиеся в ходе воспитательного процесса между его участниками. Субъектом воспитания выступает общество, государственные институты и учреждения, отдельные воспитатели (должностные лица), а также сама личность.

 

Чтобы вести эффективную воспитательную работу с воинами, необходимо прежде всего четко представлять ее цели и задачи, которые обусловлены требованиями нашего общества и характером современной войны к качествам воина. Практика показывает, что насколько четко воспитатель представляет цели воспитания, во многом зависит эффективность воспитательной деятельности в частях (на кораблях).

Она определяет:

  • ⎯    выбор соответствующих содержательных организационных и методических основ воспитания;
  • ⎯    оценку уровня воспитанности и учет результатов процесса воспитания.

Важнейшими системообразующими факторами воспитания, внутреннего единства всех его элементов являются присущие ему цели и закономерности.

 

Главная цель воинского воспитания

Главная цель воспитания – всестороннее, гармоническое развитие личности человека – определяет содержание, формы, методы, средства, характер взаимоотношений и взаимодействия объекта и субъекта воспитания.

Воспитание военнослужащих направлено не только на реализацию этой главной цели, но и на формирование таких морально-психологических, военно-профессиональных и боевых качеств у воинов, которые бы способствовали успешному выполнению воинского долга в мирное время и в бою. Эти цели определяют специфику воспитательной работы в армии и на флоте.

Другим системообразующим фактором выступают закономерности, внутренне присущие процессу воспитания, а именно:

  • ⎯    целостность формирования личности воина;
  • ⎯    соответствие воспитательных воздействий и взаимодействий уровню развития и индивидуально-психологическим особенностям воинов;
  • ⎯    единство обучения, воспитания, развития и психологической подготовки и др.

Основные задачи системы воспитания по выполнению поставленных целей:

1) С офицерами:

  • ⎯    формирование у них готовности беспрекословно выполнить приказ;
  • ⎯    формирование чувства офицерского долга, чести, гордости за службу в ВС РФ и за профессию офицера;
  • ⎯    стремление к повышению профессионального и педагогического мастерства;
  • ⎯    личная ответственность за обучение и воспитание военнослужащих, заботливое и уважительное отношение к ним;
  • ⎯    стремление к самосовершенствованию, повышению педагогической культуры, этики и такта и др.

2) С прапорщиками (мичманами):

  • ⎯    формирование личной ответственности за беспрекословное выполнение приказов, воинского долга, уставов РФ;
  • ⎯    стремление к повышению профессионализма, компетентности и личной примерности в выполнении служебных обязанностей;
  • ⎯    бережное отношение к сохранности государственного и военного имущества, заботливого отношения к подчиненным, их обучению и воспитанию;
  • ⎯    стремление к самообучению и самовоспитанию и др.

3) С солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту:

  • ⎯    формирование у них гордости за службу в ВС РФ; осознанного отношения к военной службе;
  • ⎯    воспитание готовности беспрекословно выполнить приказ;
  • ⎯    формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение техники и вооружения и др.

4) С солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по призыву:

  • ⎯    формирование у них гордости и глубокого понимания необходимости службы в ВС РФ, готовности к защите Родины;
  • ⎯    верности Военной присяге;
  • ⎯    стремление к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности;
  • ⎯    формирование дисциплинированности;
  • ⎯    уважительного отношения к командирам (начальникам) войскового товарищества.

5) С военнослужащими-женщинами:

  • ⎯    формирование у них чувства гордости за военную службу и избранную специальность;
  • ⎯    воспитание ответственности за исполнения возложенных обязанностей, повышение профессионального мастерства;
  • ⎯    формирование дисциплинированности;
  • ⎯    стремление к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности и др.

Отставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *