Содержание конспекта
Определение воспитания личного состава ВС РФ
Воспитательная работа является составной частью строительства и реформирования ВС РФ. Оно служит одним из слагаемых общей системы обучения, воспитания и морально-психологической подготовки военнослужащих. Исходя из этого, основной целью воспитания личного состава является определение роли и места воспитания в процессе воинской деятельности в мирное и военное время, исходных методологических принципов для разработки воспитательной системы в Вооруженных Силах РФ на этапе их строительства и реформирования.
Рассмотрим причины возрастания роли воспитания военнослужащих в современных условиях.
Во-первых, коренные изменения геополитической и стратегической обстановки в мире, которые характеризуются:
- ⎯ завершением длительного периода военно-политического противостояния двух мировых систем;
- ⎯ распадом организации Варшавского Договора;
- ⎯ разрушением единого стратегического пространства бывшего СССР;
- ⎯ появлением новых суверенных государств со своими национальными вооруженными силами;
- ⎯ выходом России и других бывших союзных республик на международную арену с самостоятельной политикой.
Во-вторых, сложная социально-экономическая и политическая обстановка в стране, непредсказуемость ее дальнейшего развития, идеологическая неразбериха в сознании масс воинов, национальные распри и конфликты в обществе, опошление истории страны и вооруженных сил, патриотических традиций, дискредитация роли армии, резкое падение военной службы в глазах граждан.
В-третьих, наметившаяся под влиянием внешних и внутренних факторов тенденция к снижению устойчивости морально-психологического состояния войск и сил флота, ослабление системы духовных и нравственных ценностей в обществе.
В-четвертых, современные войны, отличающиеся тенденцией возрастания решительности, ожесточенности и бескомпромиссности боевых действий, что влечет невиданное напряжение не только физических, но и духовных, моральных сил личного состава ВС.
В-пятых, быстрое совершенствование боевой техники, внедрение все более сложных (с точки зрения обслуживания) и грозных (с точки зрения вероятности поражения) систем оружия, которые намного повышают требования к реально существующему моральному духу воинов.
В-шестых, значительное изменение форм и способов боевых действий, повышение их динамизма, резкие изменения боевой обстановки, возрастание вероятности ведения вооруженной борьбы в отрыве от основных сил и другие особенности современного боя, повышающие роль морального фактора.
В-седьмых, возможность использования оружия массового поражения (а тем более его практического применения) окажет на психику масс военнослужащих особенно большое воздействие, что потребует от них проявления невиданной стойкости, выдержки, самообладания и железной воли, чтобы избежать паники и решительно добиваться победы над противником.
В-восьмых, неуклонное возрастание места и роли идейно-психологического противоборства как органического компонента военной борьбы. В современных условиях это противоборство принимает форму относительно самостоятельных психологических операций, проводимых накануне и в интересах общей оперативно-стратегической операции.
В-девятых, новый принцип комплектования ВС РФ, наличие в воинских частях (на кораблях) военнослужащих по призыву и проходящих воинскую службу на контрактной основе.
В-десятых, необходимость дальнейшего совершенствования системы воспитания военнослужащих ВС РФ, уточнение содержания ее составных элементов и др.
Воспитание организуется в целях формирования и развития у воинов качеств, необходимых защитнику Отечества. Вместе с тем оно позволяет мобилизовать личный состав на успешное выполнение тех или иных служебных или общественно-значимых задач; предупреждать нежелательные отклонения в поведении военнослужащих, перевоспитывать тех из них, у кого сложились по тем или иным причинам отрицательные взгляды или привычки, и, наконец, побуждать воинов к самосовершенствованию.
Эти возможности реализуются через следующие функции:
- ⎯ формирующе-развивающую;
- ⎯ мобилизацию на решение возникающих задач;
- ⎯ профилактическую;
- ⎯ перевоспитание и побуждение к самовоспитанию.
Специфика этих функций находит свое отражение в конкретных задачах, содержании, формах, методах, приемах и средствах воспитания.
Воспитание воинов представляет собой стройную систему работы, состоящую из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов.
Воинское воспитание представляет собой целенаправленную деятельность командиров и штабов по формированию у воинов духовных качеств, отражающих специфический характер нашей армии, ее задачи и предназначение. В единстве со всеми направлениями воспитания воинское воспитание развивает и формирует у воина качества, необходимые ему для защиты Отечества.
В процессе воинского воспитания формируются такие качества, которые необходимы воинам всегда, но особенно при выполнении задач в боевых условиях. Это – стойкость, мужество, отвага.
Содержание воинского воспитания в самом конкретном плане определяется военной присягой, в которой в концентрированном виде сформулированы требования к вооруженному защитнику Родины, и воинскими уставами, регламентирующими повседневную жизнь, функционирование армии и флота в ходе войны. О значении воинских уставов свидетельствует то, что они рассматриваются и утверждаются на самом высоком государственном уровне.
Основные компоненты воинского воспитания
Основными компонентами содержания воинского воспитания являются:
- ⎯ воспитание у военнослужащих глубокого понимания исторического предназначения ВС, особенностей их строительства, функционирования и своего места в выполнении стоящих перед ними задач, особенно по поддержанию постоянной высокой боевой готовности;
- ⎯ формирование у личного состава непоколебимой верности военной присяге и уставам, неуклонного следования их требованиям как в мирное время, так и в условиях войны;
- ⎯ развитие постоянного стремления к овладению военным делом, своей воинской профессией, к отличному освоению военной техники, оружия и способов их применения;
- ⎯ выработка у военнослужащих высокой дисциплинированности, беспрекословного повиновения, упрочения воинского товарищества;
- ⎯ формирование морально-боевых качеств, которые особенно необходимы военнослужащим в бою: стойкости, мужества, отваги, способности переносить самые суровые испытания для достижения победы над врагом; воспитание личного состава в духе гордости за принадлежность к ВС РФ, своей части, стремления развивать и обогащать их боевые традиции.
Центральным элементом системы воспитательной работы в ВС РФ являются субъекты и объекты воспитания. Данные структурные элементы системы воспитания характеризуют субъектно-объектные отношения и разнообразные взаимосвязи, складывающиеся в ходе воспитательного процесса между его участниками. Субъектом воспитания выступает общество, государственные институты и учреждения, отдельные воспитатели (должностные лица), а также сама личность.
Чтобы вести эффективную воспитательную работу с воинами, необходимо прежде всего четко представлять ее цели и задачи, которые обусловлены требованиями нашего общества и характером современной войны к качествам воина. Практика показывает, что насколько четко воспитатель представляет цели воспитания, во многом зависит эффективность воспитательной деятельности в частях (на кораблях).
Она определяет:
- ⎯ выбор соответствующих содержательных организационных и методических основ воспитания;
- ⎯ оценку уровня воспитанности и учет результатов процесса воспитания.
Важнейшими системообразующими факторами воспитания, внутреннего единства всех его элементов являются присущие ему цели и закономерности.
Главная цель воинского воспитания
Главная цель воспитания – всестороннее, гармоническое развитие личности человека – определяет содержание, формы, методы, средства, характер взаимоотношений и взаимодействия объекта и субъекта воспитания.
Воспитание военнослужащих направлено не только на реализацию этой главной цели, но и на формирование таких морально-психологических, военно-профессиональных и боевых качеств у воинов, которые бы способствовали успешному выполнению воинского долга в мирное время и в бою. Эти цели определяют специфику воспитательной работы в армии и на флоте.
Другим системообразующим фактором выступают закономерности, внутренне присущие процессу воспитания, а именно:
- ⎯ целостность формирования личности воина;
- ⎯ соответствие воспитательных воздействий и взаимодействий уровню развития и индивидуально-психологическим особенностям воинов;
- ⎯ единство обучения, воспитания, развития и психологической подготовки и др.
Основные задачи системы воспитания по выполнению поставленных целей:
1) С офицерами:
- ⎯ формирование у них готовности беспрекословно выполнить приказ;
- ⎯ формирование чувства офицерского долга, чести, гордости за службу в ВС РФ и за профессию офицера;
- ⎯ стремление к повышению профессионального и педагогического мастерства;
- ⎯ личная ответственность за обучение и воспитание военнослужащих, заботливое и уважительное отношение к ним;
- ⎯ стремление к самосовершенствованию, повышению педагогической культуры, этики и такта и др.
2) С прапорщиками (мичманами):
- ⎯ формирование личной ответственности за беспрекословное выполнение приказов, воинского долга, уставов РФ;
- ⎯ стремление к повышению профессионализма, компетентности и личной примерности в выполнении служебных обязанностей;
- ⎯ бережное отношение к сохранности государственного и военного имущества, заботливого отношения к подчиненным, их обучению и воспитанию;
- ⎯ стремление к самообучению и самовоспитанию и др.
3) С солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту:
- ⎯ формирование у них гордости за службу в ВС РФ; осознанного отношения к военной службе;
- ⎯ воспитание готовности беспрекословно выполнить приказ;
- ⎯ формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение техники и вооружения и др.
4) С солдатами, матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по призыву:
- ⎯ формирование у них гордости и глубокого понимания необходимости службы в ВС РФ, готовности к защите Родины;
- ⎯ верности Военной присяге;
- ⎯ стремление к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности;
- ⎯ формирование дисциплинированности;
- ⎯ уважительного отношения к командирам (начальникам) войскового товарищества.
5) С военнослужащими-женщинами:
- ⎯ формирование у них чувства гордости за военную службу и избранную специальность;
- ⎯ воспитание ответственности за исполнения возложенных обязанностей, повышение профессионального мастерства;
- ⎯ формирование дисциплинированности;
- ⎯ стремление к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности и др.