ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Бесперебойное техническое обеспечение является од­ним из основных условий успешного ведения боя. Оно заключается в организации и осуществлении техниче­ски правильного использования вооружения и техники, в обеспечении подразделений вооружением, техникой, ракетами, боеприпасами и военно-техническим имуществом, своевременном восполнении их расхода и потерь, быстром восстановлении вышедших из строя вооруже­ния и техники. Объем и содержание технического обеспечения под­разделений зависят от многих факторов: характера бое­вых действий, выполняемой задачи, места подразделе­ния в боевом порядке части, характера местности, вре­мени года и суток и т. д.

Однако существуют общие принципы, лежащие в основе организации и осуществ­ления технического обеспечения. Такими общими принципами являются: решение за­дач технического обеспечения непосредственно в ходе боя; первоочередное выполнение главных задач; макси­мальное приближение сил и средств технического обес­печения к подразделениям и широкий маневр ими в хо­де боя. Задачи технического обеспечения в роте (батарее) решаются экипажами (расчетами, водителями) машин с использованием запасных частей, инструмента и при­способлений (ЗИП), имеющихся на каждом танке, БМП, БТР, автомобиле, при орудии и в батарее. Для решения задач технического обеспечения в ба­тальоне имеется взвод технического обслуживания. Взвод обслуживания мотострелкового батальона состоит из отделения технического обслуживания бронетан­ковой и отделения технического обслуживания автомо­бильной техники. Во взводе технического обслуживания танкового батальона имеется отделение технического обслуживания и отделение эвакуации с БРЭМ.

Отделения обслуживания предназначены для оказа­ния помощи экипажам (водителям) в проведении тех­нического обслуживания, устранения мелких неисправ­ностей, а также для выполнения нетрудоемких текущих ремонтов вооружения, техники и средств связи. Обору­дование мастерской технического обслуживания (МТО) позволяет выполнять операции по промывке фильтров, проверке и регулировке узлов, агрегатов и механизмов; устранению отказов и неисправностей; замене узлов и агрегатов; подкраске, наружной мойке и дозаправке объектов ГСМ. Батальон при действиях на отдельном направлении может усиливаться средствами эвакуации и ремонта полка.

Командир роты (батальона) несет ответственность за своевременное техническое обеспечение подчиненных подразделений. Он обязан принимать меры по поддер­жанию вооружения и техники в постоянной готовности к боевому применению и по быстрому восстановлению их при выходе из строя; по обеспечению подразделений ракетами, боеприпасами и другим военно-техническим имуществом. При организации боя по вопросам технического обес­печения командир роты (батальона) обычно указывает: время, место и объем технического обслуживания, по­рядок эвакуации и ремонта вооружения и техники при подготовке и в ходе боя; размеры и сроки создания за­пасов ракет, боеприпасов и военно-технического имуще­ства, нормы их расхода и порядок подвоза; места раз­вертывания подразделения технического обеспечения ба­тальона и порядок его перемещения в ходе боя (мар­ша); место, время и порядок пополнения подразделе­ний ракетами и боеприпасами; порядок охраны, оборо­ны и поддержания связи с подразделениями техническо­го обеспечения, а также сообщает районы расположе­ния подразделений ремонтной роты, место сборного пункта поврежденных машин (СППМ) и путь эвакуа­ции полка.

При определении времени, порядка и объема техни­ческого обслуживания командир батальона исходит из характера предстоящего боя, своего решения, техниче­ского состояния, типа и марок машин. Для бронетанкового вооружения и автомобилей установлены четыре вида технического обслуживания: контрольный осмотр, ежедневное техническое обслужи­вание (ЕТО), техническое обслуживание № 1 и техни­ческое обслуживание № 2. Контрольный осмотр производится на привалах (ос­тановках) в ходе марша, а иногда и в бою. Продолжи­тельность его для всех марок и типов машин составля­ет в среднем 15—30 мин. Для обеспечения надежной работы вооружения и техники в условиях длительной и напряженной эксплу­атации в боевой обстановке при подготовке к бою про­водится, как правило, техническое обслуживание № 1 или 2 в зависимости от расхода ресурса.

Опыт Великой Отечественной войны и послевоенных учений войск позволил выработать принципы техниче­ского обслуживания, эвакуации и ремонта вооружения и техники в боевых условиях. Основными из них явля­ются: обслуживание машин производится непосредст­венно в боевых порядках без вывода их в тыл, сред­ства обслуживания подаются к обслуживаемым маши­нам, выполняется обслуживание экипажами (водителя­ми) с использованием ЗИП машин, с привлечением лич­ного состава и средств обслуживания батальона, а ино­гда и полка; в первую очередь эвакуируются машины. из-под огня противника в ближайшие укрытия с наи­меньшим объемом ремонтных работ и оказывается по­мощь машинам, застрявшим легко; вначале ремонти­руются машины с наименьшим объемом работ, предна­значенные для управления подразделениями и ведения боя (КШМ, танки, БМП); ремонтные средства подают­ся к ремонтируемым машинам.

Техническая разведка и управление техническим обеспечением батальона в ходе боя осуществляются с пункта технического наблюдения (ПТН), который воз­главляет заместитель командира батальона по воору­жению. На ПТН кроме заместителей командиров рот по вооружению (старших техников рот) могут нахо­диться резервные члены экипажей. При действиях роты на отдельном направлении в ней также может создаваться ПТН. Пункт технического наблюдения размеща­ется за боевыми порядками рот первого эшелона вбли­зи КНП батальона (роты). Техническая разведка про­водится в целях своевременного выявления вышедших из строя вооружения и техники; определения причин, ха­рактера, степени их повреждений; объема восстанови­тельных работ и необходимого для этого количества сил и средств; определения мест размещения ремонтно-эвакуационной группы (РЭГ) или ремонтной группы (РемГ). ПТН поддерживает постоянную связь с КНП батальона (роты), с РЭГ (РемГ), с командирами бое­вых машин, РЭГ полка и заместителем командира пол­ка (батальона) по вооружению. На время боевых действий из состава средств обслу­живания батальона создается батальонная ремонтно-эвакуационная группа или ремонтная группа. Они про­изводят текущий ремонт поврежденных вооружения и техники в местах выхода из строя или в ближайших укрытиях. При определении размеров и сроков создания запа­сов боеприпасов, норм их расхода и порядка подвоза командир батальона руководствуется приказом, уста­навливающим нормы войсковых запасов в батальоне, указаниями командира полка о нормах запасов и рас­хода боеприпасов в данном виде боя и порядке их под­воза. Для пополнения танков, БМП и БТР боеприпасами в ходе боя в батальоне и роте (при действиях в оборо­не) развертывается пункт боевого питания. Непосредственное охранение и оборона районов (мест) расположения подразделений технического обеспечения, защита от оружия массового поражения и вы­сокоточного оружия осуществляются своими силами и средствами и в общей системе полка.

Техническое обеспечение организуется заместителем командира роты (батальона) по вооружению (старшим техником роты) на основе решения командира на бой, его указаний по техническому обеспечению, а также распоряжения старшего командира (начальника). Заместитель командира роты (батальона) по воору­жению (старший техник роты) обязан: постоянно знать задачу роты (батальона), ее укомплектованность воору­жением, техникой и их техническое состояние, обеспе­ченность ракетами, боеприпасами и военно-техническим имуществом; руководить подготовкой вооружения и тех­ники к бою (маршу) и их техническим обслуживанием; организовывать и вести наблюдение за боевыми маши­нами в бою, устанавливать причины выхода их из строя; организовывать эвакуацию, ремонт вооружения и тех­ники, своевременное возвращение их в строй и переда­чу вышедших из строя машин средствам старшего ко­мандира; поддерживать постоянную связь с заместите­лем командира батальона (полка) по вооружению, ремонтно-эвакуационной (ремонтной) группой, доклады­вать им и своему командиру о количестве, местонахож­дении и техническом состоянии выбывших из строя во­оружения и техники и мерах, принятых для их восста­новления.

В ходе боя командир роты (батальона) лично (через начальника штаба, заместителя по вооружению и командиров взводов (рот) осуществляет контроль за тех­ническим состоянием и боеготовностью вооружения и техники, за расходом ракет, боеприпасов и своевремен­ной доставкой их в подразделения, докладывает об этом командиру батальона (полка) или его заместителю по вооружению) и подает заявки на пополнение подразде­лений необходимыми материальными средствами. Техническое обеспечение в основных видах боя. В обороне существенное влияние на организацию и осу­ществление технического обеспечения подразделений оказывают условия перехода их к обороне.

Наиболее благоприятные условия создаются при за­благовременном переходе роты (батальона) к обороне или когда она находится в резерве полка. В этом слу­чае имеется больше времени для проведения меропри­ятий технического обеспечения (схема 26). При переходе к обороне в условиях непосредствен­ного соприкосновения с противником решение вопросов организации и осуществления технического обеспечения затруднено. В данной обстановке время на обслужива­ние вооружения и техники будет ограниченно, а многие машины — иметь значительный расход моторесурсов. Кроме того, экипажи (водители) машин будут заняты организацией системы огня и инженерным оборудова­нием огневых позиций, укрытий, окопов для техники и не смогут в полном составе участвовать в работах по техническому обслуживанию вооружения и техники.

В рассматриваемых условиях на организацию тех­нического обеспечения оказывают влияние в основном следующие факторы: фронт обороны подразделения, ха­рактер местности, техническое состояние машин, уро­вень подготовки экипажей (водителей), а также нали­чие средств обслуживания, ремонта и эвакуации. Техническое обслуживание танков, БМП и БТР при переходе к обороне начинается с дозаправки их горю­чим и пополнения боеприпасами, проведения контроль­ного осмотра и устранения обнаруженных неисправно­стей. Порядок дозаправки машин и пополнения боепри­пасами устанавливает командир роты (батальона), а использования средств дозаправки и подвоза боепри­пасов — заместитель по вооружению. Обслуживание осуществляется в основном экипажа­ми (водителями) машин с привлечением взвода обслуживания батальона. Иногда в помощь механикам-води­телям (водителям) БМП (БТР) по указанию команди­ра роты могут привлекаться и мотострелки. Порядок использования взвода технического обслу­живания по ротам и другим подразделениям устанавли­вает заместитель командира батальона по вооружению, а в ротах — командиры и их заместители по вооруже­нию (старшие техники рот).

В первую очередь выде­ляются средства в подразделения, которые переходят к обороне в первом эшелоне. Техническое обслуживание техники проводится обыч­но непосредственно в боевых порядках подразделений. Очередность обслуживания и отводимое время уста­навливаются командиром роты (батальона) в зависимо­сти от обстановки. Объем обслуживания определяется заместителем командира роты (батальона) по вооруже­нию (старшим техником роты). Работы, связанные с частичной разборкой машин и потерей подвижности ими, а также с выводом их в бли­жайшие укрытия для обслуживания, производятся толь­ко с разрешения командира роты (батальона). Во всех случаях при проведении технического обслуживания не менее 2/3 машин должны находиться в полной боевой готовности. При организации обороны в подразделениях и. на огневых позициях танков, боевых машин пехоты созда­ются дополнительные запасы боеприпасов. Пополнение их производится по мере расходования.

После отраже­ния атак противника запасы боеприпасов в подразделе­ниях немедленно пополняются. Эвакуация и ремонт вооружения и техники в ходе боя производятся РЭГ батальона, которая размещается за первым эшелоном. Поврежденная техника, имеющая исправное вооружение и способная вести бой, оставля­ется в боевом порядке и эвакуируется только с разре­шения командира батальона. Эвакуацию поврежденных танков, БМП и БТР в пределах района обороны батальона осуществляют штатные тягачи, а на СППМ полка — полковые эваку­ационные средства. Автомобили эвакуируются средст­вами батальона, а также попутным транспортом полка, подвозящим материальные средства, и специально выделяемой для этого техникой. При вклинении противника поврежденные боевые машины из-под огня эвакуируются под прикрытием вто­рого эшелона или резерва полка. В этом случае с раз­решения командира батальона (полка) для эвакуации могут использоваться и боевые машины.

Порядок работы командиров, их заместителей по во­оружению и объем проводимых мероприятий по техни­ческому обеспечению зависят от времени, отводимого на подготовку подразделений к бою. До начала наступления обычно проводятся следую­щие основные мероприятия: техническая подготовка лич­ного состава, обслуживание вооружения и техники в це­лях обеспечения надежной работы в ходе боя, их ре­монт, пополнение боеприпасами и ЗИП машин. Если предстоит форсирование, то производится подготовка танков к преодолению водных преград по дну, а на пла­вающих БТР проверяются герметизация корпусов и ра­бота водометных движителей. Если наступление осуществляется из положения не­посредственного соприкосновения с противником, а тан­ковые подразделения выдвигаются из выжидательных позиций, то вооружению и технике перед боем обычно проводится контрольный осмотр. При наступлении с хо­ду обслуживание их проводится в исходном районе, как правило, в объеме ежедневного технического обслужи­вания. Неисправные боевые машины и вооружение, ко­торые не могут быть отремонтированы в роте и баталь­оне, передаются в ремонт средствам старшего коман­дира (начальника).

Наступление батальона с ходу начинается с выдви­жения на рубеж перехода в атаку. В это время взвод обеспечения осуществляет замыкание батальона и ре­шает следующие задачи: устанавливает места и при­чины остановок машин; определяет способы устране­ния неисправностей; оказывает техническую помощь экипажам (водителям) поврежденных машин и выдает им запасные части; эвакуирует с маршрутов движения неисправную технику и машины, застрявшие легко. Средства замыкания колонны батальона к ремонту машин на марше не привлекаются, а выходят к рубежу перехода в атаку вместе с подразделениями.

Порядок технического обеспечения

С началом атаки замыкание приступает к выпол­нению задач ремонтно-эвакуационной или ремонтной группы. В ходе боя РЭГ осуществляет эвакуацию по­врежденных машин из-под огня противника и их теку­щий ремонт, вытаскивание техники легкого застревания. Если машины своими силами отремонтировать невозможно, то они передаются на СППМ полка. После ремонта вооружение, боевая и другая техника немедленно возвращается в свои подразделения. Продолжительность работы РЭГ устанавливается с таким расчетом, чтобы обеспечить ее выход к боевому порядку батальона к моменту выполнения им последу­ющей задачи. В зависимости от глубины задачи и пла­нируемых темпов наступления продолжительность рабо­ты РЭГ батальона может составить 2—3 ч.

При наступлении мотострелковой роты в пешем по­рядке и в обороне, т. с. когда создан ротный пункт бое­питания, боеприпасы поступают непосредственно на не­го, а затем подносчиками доставляются в боевые по­рядки взводов, отделений и к БМП (БТР). В танковых подразделениях во всех случаях и в мо­тострелковых подразделениях при наступлении на БМП (БТР) пополнение боевой техники боеприпасами в ходе боя осуществляется повзводно или помашинно обычно в боевых порядках, а также в промежутках между бо­ями.

После выполнения задачи командир батальона до­кладывает командиру полка о наличии и техническом состоянии вооружения и техники, об обеспеченности боеприпасами и дает указания о порядке подготовки ма­шин к следующему дню боевых действий. К исходу дня обычно проводится ежедневное техни­ческое обслуживание всей техники и вооружения ба­тальона. При этом, как правило, в первую очередь про­изводится пополнение боевых машин боеприпасами, за­правка горючим и смазочными материалами. Техническое обеспечение на марше. В ходе марша потребуется максимальное напряжение сил личного состава и большой расход моторесурсов за относитель­но небольшой промежуток времени. При 10—12 ч дви­жения и скорости 20—25 км/ч среднесуточный расход моторесурсов может составить 200—250 км и более.

Поэтому техническое обеспечение при подготовке и в ходе марша является одним из решающих факторов, от которого во многом зависит боеспособность роты (ба­тальона) на рубеже вероятной встречи с противником или в районе сосредоточения. При подготовке к маршу производится пополнение запасов боеприпасов, горючего и технического имущества до установленных норм, осуществляются обслужи­вание вооружения и техники, эвакуация неисправных машин, которые не могут быть отремонтированы к на­чалу марша. В первую очередь обслуживаются подразделения, предназначенные для действий в разведке и охранении.

Перед совершением марша в условиях труднопрохо­димой местности особое внимание уделяется подготовке средств повышения проходимости машин, наличию и ис­правности приспособлений и шанцевого инструмента. В замыкание выделяются взвод технического обслужива­ния и машины с запасными частями и горючим. По вопросам технического обеспечения заместитель командира по вооружению указывает: объем работ по техническому обеспечению вооружения и техники на марше, способы их выполнения и места проведения, при­влекаемые средства; состав и задачи замыкания, место его следования, порядок передачи машин, не ремонти­руемых своими силами, средствам старшего начальника. В условиях вероятной встречи с противником, кроме то­го, определяются состав и задачи ремонтно-эвакуационной группы и пункта технического наблюдения баталь­она, места их возможного размещения к началу встреч­ного боя, направление перемещения в бою.

В ходе марша командир роты (батальона) следует в голове колонны, а его заместитель по вооружению — на последней машине в роте или с замыканием в хвосте колонны батальона.

Техническое обеспечение на марше

Обслуживание во­оружения и техники проводится через каждые 3—4 ч движения на привалах в объеме контрольного осмотра, во второй половине суточного перехода, кроме того, осу­ществляется дозаправка машин, а в районах дневного (ночного) отдыха — в объеме ежедневного техническо­го обслуживания. Вышедшая из строя в ходе марша боевая и другая техника останавливается на правой обочине дороги. Экипаж (водитель) определяет причину неисправности и принимает меры к ее устранению. Заместитель коман­дира роты (батальона) по вооружению оценивает объем и характер ремонтных работ. Если экипаж в состоянии устранить неисправность, ему выдаются запасные части и проводится инструктаж о порядке выполнения работы. При необходимости для ремонта оставляют одного или нескольких специалистов. Продолжительность ремонта машины замыканием на маршруте обычно не должна превышать время, необходимое для подхода колонны следующего батальона. В районе дневного (ночного) отдыха заместитель ко­мандира роты (батальона) по вооружению организует подготовку техники к следующему переходу или бою. Боевые машины, которые не могут быть восстановлены замыканием, передаются ремонтным средствам полка или эвакуируются с маршрута в укрытия. После ремон­та машины продолжают движение и пристраиваются к проходящей колонне. Свое место в подразделении они занимают на привалах. Обгон колонн в движении запре­щается. Заместитель командира роты (батальона) по воору­жению докладывает командиру роты (батальона) и старшему начальнику о машинах, отставших в пути, принятых мерах, о наличии и техническом состоянии вооружения и техники.