Военная присяга – клятва воина на верность Родине


История появления присяги в Вооружённых Силах Российской Федерации

С древнейших времён каждый гражданин при вступлении в ряды вооружённых сил дает торжественное обещание, или клятву, именуемую Военной присягой. Но ее содержание во все времена является не столько военным в полном смысле этого слова, сколько юридическим, правовым, политическим актом, характерным для обеспечения военной службы в интересах конкретных государств. При этом Военная присяга, принятая в порядке, установленном государством, становилась для военнослужащих законом, подлежащим безусловному выполнению.

Текст существующей в России Военной присяги со времён Петра I и до настоящего времени (исключая советский период) во многом повторяет аналогичные тексты иностранных армий.

Какова история Военной присяги в России? Упоминания о ней относятся к IX веку. В тот момент основу вооружённой силы Киевской Руси составляла княжеская дружина, по сути, первое профессиональное воинское формирование. Естественно, обряд, связанный с приобщением новичков к профессиональному кругу, имел особое значение и был наиболее почитаем. Клятвоприношению на верность князю обычно предшествовало действо, проверявшее будущих дружинников на физическую выносливость, ловкость, силу. От Византийской империи к княжеским дружинам перешёл обычай целовать крест во время присяги. И не случайно воина, совершившего такой акт, Церковь возводила в ранг высокого христианского подвижника. Его ожидала вечная память и царствие небесное.

Торжественное обязательство принималось в присутствии священника. Запись, по которой служилый человек приносил присягу, называлась крестоцеловальной или подкрестной. Религиозная вера служила гарантом исполнения обязательств, данных воином.

В России в XVI – XVII веках простолюдин попадал в армию не добровольно, а «по прибору», то есть по царскому указу. Чтобы пушкарь или стрелец лопал в войско, требовалось за них поручились товарищи. Это ручательство фиксировалось бумаге – составлялся специальный документ, в котором уже служащие ратники гарантировали, что новобранец достоин находиться «в государевых полках». Таким обрезом, ритуал военной клятвы основывался не только на страхе отлучении от церкви, но и на моральной ответственности перед своими поручителями.

После того как «поручная грамота» передавалась в воеводскую канцелярию, молодой воин в присутствии командире и поручителей произносил текст обещании: «…выполнять всякую царскую службу в городах и полках и походах, не воровать государевой казны и воинского припаса, не пить зелья, тайн государевых никому не сказывать», Эту форму можно считать первой дошедшей до наших дней военной присягой русской армии.

Ярким, проникновенным действием выглядел обряд принесения священного обета на службу Отечеству во времена Петра I. По петровскому уставу присяга должна была приноситься солдатами «при полку или роте, при распущенном знамени». Присягающий обязан был, произнося текст присяги, «положить левую руку на Евангелие, а правую руку поднять вверх с простёртыми двумя большими персты». Если было много молодых солдат, то они поднимали только руку перед лежащим Евангелием и повторяли текст присяги вслед за читающим, после чего целовали Евангелие. Воины клялись «служить верно и послушно, во всем поступать так, как честному, верному, послушному, храброму и неторопливому солдату быть надлежит». После принесения присяги в строю присягающие подписывали индивидуальные клятвенные обещания – «присяжные листы».

В 80-е годы XIX века текст присяги был переписан более современным языком с сохранением всех заложенных в него положений. Это было единственное изменение петровской присяги, просуществовавшей 201 год – с 1716-го по 1917-й.

Ритуал принятие военной присяги в России периодически изменялся, но в основе своей сохранился до 1917 г. При этом рекрут всегда клялся, что он будет «служить верою и правдою государю Императору, Его Наследнику и Отечеству».

Последние новобранцы старой русской армии приняли присягу буквально за несколько дней до Октябрьской революции 1917 года. А уже через полгода многие из них приняли новую присягу – Торжественное обещание воина Рабоче-крестьянской Красной армии.

Немалое символическое и воспитательное значение имели в проведении ритуала воинские атрибуты. Развёрнутое знамя, оружие, строй части давали почувствовать присягающему свою причастность к войсковому товариществу и личную ответственность за защиту Отечества.

Положительный боевой опыт единства армии и народа был накоплен за время существования первого в мире советского государства, где традиция принятия военной присяги возникла вместе с созданием советских Вооружённых Сил (с конца октября по конец апреля 1918 года). При этом при составлении текста присяги учитывалось мнение не только руководителей русской революции, но и творцов культуры России. Так, граф Л.Н. Толстой, являясь выдающимся мыслителем, писателем и учёным, говорил в отношении Военной присяги, что для вступления в бой с врагом не на жизнь, а на смерть воинам «нужны не деньги, не звания, ордена и прочие награды… Нужна совсем другая, более высокая побудительная причина. И эта причина есть – это любовь к Родине…».

22 апреля 1918 года советское правительство по инициативе В.И. Ленина утвердило первый единый текст присяги красноармейцев под названием «Формула торжественного обещания». Такую присягу должен был давать каждый воин, вступающий в ряды Красной армии как вооружённых сил трудящихся. Текст торжественного обещания вместе с необходимым его разъяснением был тогда же, в 1918 году, напечатан в специальной личной «Книжке красноармейца»:

«Я, сын трудового народа, гражданин Советской Республики, принимаю на себя звание воина рабочей и крестьянской армии Перед лицом трудящихся классов России и всего мира я обязуюсь носить его звание с честью, добросовестно изучать военное дело и, как зеницу ока, охранять народное и военное имущество от порчи и расхищения. Я обязуюсь строго и неуклонно соблюдать революционную дисциплину и беспрекословно выполнять все приказы командиров, поставленных властью Рабочего и Крестьянского Правительства. Я обязуюсь воздерживаться сам и удерживать товарищей от всяких поступков, порочащих и унижающих достоинство гражданина Советской Республики, и все свои действия и мысли направлять к великой цели освобождения всех трудящихся. Я обязуюсь по первому зову Рабочего и Крестьянского Правительства выступить на защиту Советской Республики от всяких опасностей и покушений со стороны всех ее врагов, и в борьбе за Российскую Советскую Республику, за дело социализма и братство народов не щадить ни своих сил, ни самой жизни. Если по злому умыслу отступлю от этого моего торжественного обещания, то да будет моим уделом всеобщее презрение и да покарает меня суровая рука революционного закона».

С весны 1922 года торжественное приведение воинов к присяге проводилось ежегодно 1 мая коллективно в строю, во время парадов. В сентябре 1923 года в текст советской Военной присяги внесли изменения с учётом образования в декабре 1922 года Союза Советских Социалистических Республик В январе 1939 года текст Военной присяги привели в соответствие с Конституцией СССР 1936 годе и утвердили новый порядок принятия присяги в индивидуальном порядке, что способствовало повышению личной ответственности каждого воина за защиту своей Советской Родины.

В феврале 1939 года состоялось торжественное принятие присяги воинами Красной армии. В ней говорилось: «Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров, комиссаров и начальников. Если же по злому умыслу я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся».

Как показала жизнь, большинство советских бойцов и командиров остались верными этой своей присяге до конца даже в обстановке суровых военных испытаний Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг.

Своё яркое выражение всенародный характер Великой Отечественной войны нашёл и в массовой борьбе героических советских подпольщиков на временно оккупированной врагом части территории страны. За линией фронта, в тылу врага, был создан ещё один фронт – партизанский, где сражались более 6 тысяч 200 отрядов и соединений (в составе более 1 миллиона человек) вооружённых советских партизан, а также десятки тысяч подпольщиков.

Вступая в ряды партизанских формирований, советские люди, сражавшиеся в тылу врага, давали особую клятву и присягу на верность своей Родине. В одном из вариантов текста такой присяги говорилось:

«Я, гражданин великого Советского Союза, верный сын героического русского народа, клянусь, что не выпущу из рук оружия, пока последний фашистский гад на нашей земле не будет уничтожен. Я обязуюсь беспрекословно выполнять приказы всех своих командиров и начальников, строго соблюдать воинскую дисциплину. За сожжённые города и села, за смерть женщин и детей наших, за пытки, насилия и издевательства над моим народом я клянусь мстить врагу жестоко, беспощадно и неустанно. Кровь за кровь! Смерть за смерть! Если же по своей слабости, трусости или по злой воле я нарушу эту свою присягу и предам интересы народа, пусть умру я позорной смертью от руки своих товарищей…».

Впоследствии текст Военной присяги изменялся и утверждался Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10 июня 1947 года и от 23 августа 1960 года.

В 1975 году было утверждено новое Положение о порядке принятия Военной присяги. В основном этот документ повторял Положение 1947 года. Только срок принятия присяги впервые с 1939 года был сокращён для молодых солдат и матросов с двух до полутора месяцев.

Текст ныне действующей Военной присяги утверждён в ст. 40 Федерального закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» (1998 г): «Я (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству – Российской Федерации.

Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество».

Порядок приведения к присяге в Вооружённых Силах нашем страны: история и современность. Значение Военной присяги в жизни воина

В Российской империи ритуал принятия Военной присяги обставлялся как торжественный обет, даваемый каждым воином при вступлении на службу в верности монарху и Отечеству, в беспрекословном «повиновении начальству и воинским законам и в точном исполнении всех своих обязанностей». Ритуал принятия присяги совершался обычно в церквях или на сборных местах в присутствии духовенства и военного начальства, при знамёнах или штандартах с целованием креста и святого Евангелия.

В Рекрутском уставе 1831 года отмечалось, что «рекруты, окончательно рекрутским присутствием принятые, немедленно по окончании каждого заседания приводятся к присяге духовными лицами того вероисповедования, к коему принадлежат, и на языке, который им известен». Таким образом, присягу молодые люди, поступавшие на военную службу, должны были принимать в тот же день, когда состоялось решение об их призыве, и в тех местах, где и шёл этот призыв. Однако из этого правила были исключения. В случае если рекрут отказывался по тем или иным причинам принимать присягу, его брали на службу и отправляли в воинскую часть без присяги, особо отмечая этот факт в формулярных списках.

Впоследствии эти лица принимали торжественный обет, текст которого в основном повторял текст присяги, исключались лишь упоминания о Всемогущем Боге и Святом Евангелии, о целовании креста, т.е. слова, присущие православному вероисповеданию. По такому же принципу готовились тексты присяги для лиц других конфессий, при этом и ритуале принятия присяги (торжественного обета, клятвенного обещания) отличался от общепринятого.

После октября 1917 г. во многих воинских частях по инициативе самих красноармейцев создавалась клятва верности Советской Республике и зачитывалась перед боем. Называлась она торжественным обещанием, социалистический клятвой, красной присягой. Слова и тексты присяги были резные. Разный был и ритуал принятия присяги. Так, все вступавшие в Богунский полк, организованный из партизанских отрядов неродным героем Н А. Щорсом, подписывали революционную клятву. Она давалась в торжественной обстановке. А полк имени Степана Разина, входивший в состав знаменитой Чапаевской дивизии, клятву на верность Советской власти принял в строю, в присутствии жителей села Сухоречка (под Бузулуком).

Тексты первых торжественных обещаний были неодинаковы, но смысл их был один: защитники революции клялись быть до конца преданными своей Родине, беспрекословно повиноваться командирам, сражаться с врагами народа мужественно, стойко, самоотверженно, до последней капли крови.

В современной России военнослужащий, являющийся гражданином Российской Федерации, впервые поступивший (призванный) на военную службу, или гражданин, не проходивший военной службы и впервые призванный на военные сборы, приводится к Военной присяге, а военнослужащий, являющийся иностранным гражданином, приносит обязательство перед Государственным флагом Российской Федерации и Боевым знаменем воинской части.

Приведение к Военной присяге (принесение обязательства) проводится:

  • по прибытии военнослужащего к первому месту прохождения военной службы после прохождения начальной военной подготовки, срок которой не должен превышать два месяца;
  • по прибытии гражданина к первому месту прохождения военных сборов – не позднее пяти дней со дня прибытия в воинскую часть.

Порядок приведения к Военной присяге изложен в Уставе внутренней службы Вооружённых Сил Российской Федерации.

В соответствии с ним в назначенное время воинская часть выстраивается в пешем строю при Государственном флаге Российской Федерации, Боевом знамени воинской части и с оркестром в парадной, а в военное время – в полевой форме одежды с оружием. Военнослужащие, приводимые к Военной присяге (приносящие обязательство), находятся в первых шеренгах. Командир воинской части в краткой речи напоминает им значение Военной присяги (обязательства) и той почётной и ответственной обязанности, которая возлагается на военнослужащих, приведённых к Военной присяге (принёсших обязательство) на верность Российской Федерации.

После этого командир воинской части командует: «Вольно» – и приказывает командирам подразделений приступить к приведению к Военной присяге (принесению обязательства). Командиры рот и других подразделений поочерёдно вызывают из строя военнослужащих, приводимых к Военной присяге (приносящих обязательство). Каждый военнослужащий, приводимый к Военной присяге (приносящий обязательство), читает вслух перед строем подразделения текст Военной присяги (обязательства), после чего собственноручно расписывается в списке в графе напротив своей фамилии и становится на своё место в строю.

Бланки списков не лиц, приводимые к военной присяге (приносящих обязательство), заранее заготавливаются по установленному министром обороны Российской Федерации образцу и имеют на первом листе Государственный герб Российской Федерации и текст Военной присяги (обязательстве).

По окончании приведения к Военной присяге (принесения обязательства) списки с личными подписями военнослужащих, приведённых к Военной присяге (принёсших обязательство), вручаются командирами подразделений командиру воинской части. Командир воинской части поздравляет солдат (матросов, курсантов, слушателей, военнообязанных) с приведением к Военной присяге (принесением обязательства), а всю воинскую часть – с новым пополнением, после чего оркестр исполняет Государственный гимн Российской Федерации.

После этого воинская часть проходит торжественным маршем.

Приведение к Военной присяге может проводиться в исторических местах, у братских могил героев, павших за свободу и независимость Родины.

День приведения к Военной присяге является нерабочим днем для данной воинской части и проводится как праздничный день. В военном билете военнослужащего делается отметка: «К Военной присяге приведён (число, месяц, год)».

Отношение воина к своей торжественной клятве характеризует его верность Отечеству и готовность защищать Родину, не щадя ни сил, ни самой жизни. В тексте Военной присяги немного слов, но в них заложен глубокий смысл. Выполняя свой воинский долг, каждый солдат (матрос) страницу за страницей пишет биографию своей судьбы, своей армейской жизни.

Священная клятва воодушевляет воинов на беззаветное служение своему Отечеству, на боевые подвиги во имя ее защиты. Где бы ни находился воин: на учении, в карауле, на боевом дежурстве, в бою, он всегда должен сверять свои действия с требованиями Военной присяги, помнить о долге перед народом.

Выполнение требований Военной присяги представляет собой служебную обязанность для каждого солдата и является делом совести и чести.

Беспредельная преданность российских воинов своему долгу доказана кровью, пролитой ими на полях сражений Гражданской и Великой Отечественной войн, их победами над врагами Родины в других войнах и военных конфликтах. В наши дни она выражается в высокой степени боеготовности войск и флота, способности личного состава дать решительный отпор любому агрессору.

Нет ничего более позорного, чем нарушение своих торжественных обязательств. Вот почему нарушение присяги всегда считалось преступлением и строго каралось законом.

Постоянная готовность к подвигу, мастерское владение своей воинской специальностью, повседневный напряжённый, добросовестный ратный труд – главные качества воина-патриота, честно выполняющего свой долг перед народом и Отечеством.

Исполнение воином своего долга является делом его чести и совести, способствует формированию необходимых моральных качеств, а также нравственному самоутверждению в глазах окружающих.

Отставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *