В Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил РФ определены задачи воспитательной работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Так, с сержантами и старшинами, солдатами и матросами ведется воспитательная работа, направленная на:
- формирование готовности к беспрекословному выполнению приказа, положительной мотивации и осознанного отношения к службе в Вооруженных Силах РФ;
- формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение вооружения и военной техники;
- формирование уважительного отношения к командирам (начальникам); войскового товарищества и войскового братства.
В основном эффективность воспитательной работы с военнослужащими-контрактниками в части определяется многими показателями.
Например, в военно-социальной работе (ВСР):
- деятельностью командования воинской части по обеспечению прав, гарантий и льгот военнослужащих-контрактников и членов их семей, предусмотренных законодательством РФ;
- организацией изучения социальных процессов среди военнослужащих воинской части (подразделения), выработкой предложений командованию по предупреждению негативных социальных явлений и участием должностных лиц в воспитательной работе.
Воспитательная работа в подразделении должна иметь научную базу, т.е. осуществляться на основе широкого использования знаний в области управления, военного дела, педагогики, психологии, социологии и других наук.
Любое воспитательное воздействие (взаимодействие) предусматривает использование в его рамках конкретных организационных форм различных педагогически целесообразных методов и средств. Формируемый таким образом комплекс раскрывается понятием «педагогическая технология», под которой понимается процесс реализации взаимосогласованных и последовательно применяемых форм, методов и средств решения педагогических задач в интересах достижения намеченных целей воспитания.
Системообразующим элементом воспитательной технологии для военнослужащих-контрактников выступает форма воспитания. Именно в ее рамках реализуются наиболее целесообразные для конкретной педагогической обстановки или ситуации методы и средства воспитания.
Под формами воспитания понимается организационная сторона воспитания, предполагающая определенный состав и группировку воспитуемых, структуру и содержание воспитательных мероприятий, а также место и продолжительность их проведения. К основным формам воспитания военнослужащих подразделения отнесены: лекции, индивидуальные и коллективные беседы, различные виды информирования, вечера вопросов и ответов, собрания и совещания, тематические вечера, диспуты, викторины.
Важное значение также придается встречам с ветеранами боевых действий и военной службы, экскурсиям по историческим местам и местам боевой славы, проведению Дней воинской славы России и т.д. Воспитательная технология предполагает, что в рамках каждой из перечисленных форм реализуется один или несколько методов воспитания, представляющих собой совокупность педагогических средств и приемов однородного воздействия на ведущие компоненты личностной сферы военнослужащего (сознание, чувства и волю) с целью формирования у него необходимых военно-профессиональных качеств личности.
Методы воспитания можно объединить в три группы: методы изучения объектов воспитания (наблюдение, диагностическая беседа, анализ результатов деятельности и др.); методы воспитательных воздействий и взаимодействий (убеждение, поощрение, упражнение и др.); методы профилактики и перевоспитания личного состава (реконструкция характера, разрыв нежелательных контактов, самоисправление и др.).
Остановимся более подробно на характеристике методов воспитательного воздействия (взаимодействия) на подчиненного.
Все разнообразие этих методов можно условно объединить в своеобразную систему, включающую две группы – группу педагогических и группу психологических методов.
Педагогические (традиционные) методы воспитания предполагают воздействие на сознание (рациональную сферу личности) военнослужащего. К ним относятся убеждение, поощрение, упражнение, пример, критика и принуждение. Кроме того, иногда используются включение военнослужащих в различные виды деятельности, организация воспитательного воздействия коллектива, побуждение к действиям силой приказа и некоторые другие.
Убеждение как метод воспитания представляет собой активное воздействие на сознание подчиненных (взаимодействие с ним) с целью оказания им помощи в осмыслении сути предъявляемых им идей или требований, а также выработки внутреннего согласия с ними. Это достигается двумя путями – убеждением словом и (или) убеждением делом.
К средствам убеждения относятся логические доводы, цифры, факты, примеры, а также поступки и действия самого военнослужащего или его сослуживцев, текущие события в воинских подразделениях.
Поощрение – применение совокупности средств и приемов морального и материального стимулирования подчиненных с целью побуждения их к повышению уровня своей боевой, вахтенной, служебной и др. деятельности. При этом эффективным считается применение в виде средств поощрения соответствующих жестов, оценочных суждений, поощрительных обращений, выделение поступка или действий подчиненного как примера для подражания, поощрение согласно Дисциплинарному уставу Вооруженных Сил.
Упражнение представляет собой такую организацию повседневной деятельности военнослужащих, которая формирует у них привычки правильного (уставного) поведения, оптимальный алгоритм действий в конкретной ситуации. К числу средств метода упражнения относятся соблюдение внутреннего распорядка в подразделении, правильно организованная служебно-боевая деятельность и вахтенная служба, целенаправленные общественные поручения и др.
Пример как метод воспитания предполагает систематическое воздействие на сознание подчиненных показом положительных действий командира (начальника) и других лиц с целью формирования у них образа для подражания. В качестве средств воспитания в данном случае используются примеры из жизни национальных героев, боевой службы, из области литературы и искусства.
Наиболее эффективное средство, как показывает практика, – личный пример командира (начальника). Критика в военно-педагогической литературе рассматривается как анализ отрицательных личностных качеств военнослужащего или результатов его деятельности.
Принуждение с точки зрения отечественной военной педагогики выступает крайним методом воспитания и реализуется лишь тогда, когда применение других методов не позволяет достичь желаемого воспитательного эффекта. Его сущность заключается в применении системы воспитательных средств с целью побуждения подчиненного к приведению своих взглядов, суждений и действий в строгое соответствие существующим требованиям. Однако в этом случае необходимо избегать шаблона и применять все разнообразие средств: категорическое требование (побуждение силой приказа), напоминание о служебных обязанностях, предупреждение о возможном привлечении к ответственности, обсуждение на собрании коллектива, привлечение к дисциплинарной или уголовной ответственности.
В отличие от методов рассмотренной группы действие психологических методов воспитания военнослужащих-контрактников направлено на подсознание. Наиболее эффективными из них являются метод невербального воздействия (мимика, жесты, поза, движения, выражение глаз, интонация голоса); метод эмоционального воздействия (сопереживание, возмущение, поучение) и метод рационального воздействия (внушение). Необходимо учитывать, что психологические методы реализуются одновременно с педагогическими и являются как бы их фоном, усиливая воспитательное воздействие на рациональную сферу личности военнослужащего.
Рассмотренные формы, методы и средства воспитательной работы реализуются во всех видах воспитания – фронтальном, дифференцированном, индивидуальном и самовоспитании. Однако в условиях воинского подразделения наиболее результативным видом выступает индивидуальная воспитательная работа. Она представляет собой целенаправленное психолого-педагогическое воздействие на сознание, чувства и волю воспитуемого (педагогическое взаимодействие с ним) с максимальным учетом особенностей (психических и психологических) его личностной сферы. В ее основе лежит принцип индивидуального подхода в воспитании. Ответственность за организацию и проведение этой работы возложена на прямых командиров и начальников военнослужащих.
Искусство индивидуальной воспитательной работы, как и целостной воспитательной деятельности, во многом проявляется в том, может ли командир увидеть динамику в развитии личностной сферы подчиненных. Ее позитивная направленность обязательно должна встречать поддержку у воспитателя. Негативная же – побуждать к выяснению ее причин, к желанию заставить (помочь) преодолеть наметившуюся тенденцию. К тому же это позволяет понять, в какой степени удается добиваться положительных изменений в военно-профессиональной деятельности подчиненных.
Осмысление психолого-педагогических разработок отечественных военных ученых и практиков необходимо проводить в тесной связи с процессами и явлениями, происходящими не только в воинском социуме и российском обществе, но и в мире в целом, с учетом всей совокупности факторов: социально-экономических, политических, правовых, нравственных и других.