История развития, сущность и содержание воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации


Во все времена военачальники и полководцы неустанно заботились о воспитании своих воинов. Особое внимание при этом уделялось привитию тех личностных качеств, которые должны быть свойственны каждому защитнику Отечества независимо от его воинской специальности и служебного положения. В первую очередь к ним относятся: высокая боевая выучка, патриотизм, верность воинскому долгу, честь, высокая дисциплинированность, войсковое товарищество, психологическая устойчивость, смелость, мужество и отвага. Именно эти качества, присущие солдатам и офицерам Российской армии, неоднократно помогали им одерживать победы в многочисленных войнах в защиту Отечества. Вот почему выдающийся представитель российской школы военной педагогики генерал М.И.

Драгомиров считал, что «воспитание солдата должно быть выше образования и поэтому должно обращать на себя преимущественное и ежеминутное внимание его руководителей».

Становление и развитие теории и практики воспитания в Российской армии неразрывно связаны с именами прославленных русских полководцев и видных деятелей XVIII – XIX вв. К ним по праву можно отнести Петра I, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, П.А. Румянцева, С.О. Макарова, М.И. Драгомирова и др.

Воспитание строилось с учетом самобытности русского солдата, национальных, религиозных, психологических особенностей и исторических традиций русского народа, приоритета идей патриотизма и воинской чести в системе моральных ценностей воина и развития их в новых условиях.

Прогрессивные военные деятели России стремились создать, а в дальнейшем развить отечественную систему воспитания, активно используя зарубежный военный опыт, преломленный через призму национальных особенностей и исторических традиций русского воинства.

Рождение в 1917 г. молодого Советского государства, его Вооруженных Сил потребовало иной системы воинского воспитания, отличной от существовавшей в Русской армии. У истоков ее создания стояли такие видные деятели советского периода, как М.В. Фрунзе, М.И. Калинин, С.С. Каменев, М.Н. Тухачевский и др.

Господствовавший в общественной и духовной жизни Советского государства классовый подход предопределил и направление воспитательной работы. Ее основу составляли общеполитические и теоретико-методологические идеи, разработанные В.И. Лениным и его революционными соратниками.

Дальнейшие изменения в воспитательной работе происходили в условиях перестройки (1985-1991 гг.). В этот период в стране и в Вооруженных Силах происходило расширение гласности и демократии, что нашло отражение в усилении критики армейских порядков, в том числе содержания, форм и методов воспитательной работы. В Вооруженных Силах начались кардинальные изменения, которые переросли в последующем в военную реформу. В эти годы количественно и качественно изменился личный состав, поменялись принципы воспитательной работы и ее содержание. Она освободилась от чрезмерной идеологизированности и однопартийной направленности. С распадом СССР завершился советский период в организации воспитательной работы в Вооруженных Силах.

Таким образом, система воспитания в армии и на флоте прошла долгий и сложный путь своего становления и развития, в ходе которого постоянно совершенствовались формы и методы работы. Они изменялись в зависимости от социально-политической обстановки в стране, задач, решаемых Вооруженными Силами, а также с учетом достижений науки и передовой практики.

В настоящее время данная многогранная деятельность осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов Министерства обороны РФ, прежде всего «Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» (2004 г.).

В этих документах нашли отражение многовековые нравственные устои, воинские традиции, патриотизм и уважительное отношение к народам Российского государства, общечеловеческие ценности. Они учитывают исторический опыт, современное состояние, проблемы и тенденции развития российского общества.

Основной целью воспитания военнослужащих является формирование и развитие у них качеств гражданина-патриота, военного профессионала и высоконравственной личности. Достижение данной цели включает комплексное решение многих задач, одной из которых является формирование у военнослужащих готовности к защите Родины, верности Военной присяге, личной ответственности за беспрекословное выполнение приказов командиров (начальников), воинского долга, требований уставов Вооруженных Сил.

Содержание воспитательной работы в подразделениях и частях (на кораблях) Вооруженных

Сил РФ формируется на базе реализации основных направлений воспитания: государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического и экологического. Каждое из них предполагает достижение конкретных воспитательных целей с помощью соответствующих форм воспитательной работы.

Все направления воспитания военнослужащих взаимообусловлены, но каждое из них имеет свою специфику. Воспитание предполагает комплексный подход, единство и согласованность его составных частей. Однако их конкретное содержание формируется под воздействием групповых социально-психологических особенностей различных категорий военнослужащих.

Свою специфику имеет и воспитательная работа с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту на должностях солдат (матросов) и сержантов (старшин) (далее – военнослужащих-контрактников).

Их индивидуально-психологические и другие особенности придают воспитательной работе с этой категорией военнослужащих соответствующие отличительные черты. Она требует особого терпения, такта, индивидуального стиля воспитательного взаимодействия.

Ведущая роль при этом принадлежит формированию у контрактников гражданской ответственности, которая цементирует основные моральные качества, укрепляет волю, помогает выполнять воинский долг.

В сложном процессе воспитания этой категории военнослужащих важно обеспечить единство государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, экономического, эстетического, физического, экологического и других направлений воспитания.

Необходимо прежде всего выявлять и развивать профессиональный потенциал военнослужащих-контрактников, создавать условия для их личностной самореализации в военно-профессиональной деятельности. Не менее важным является привитие и закрепление у этой категории военнослужащих профессиональных качеств личности, ответственности, умения ориентироваться в сложной обстановке, преданности делу защиты Отечества, верности Военной присяге и Боевому знамени, уверенности в своих профессиональных возможностях и др.

Обновление теоретического содержания воспитательной работы с военнослужащими- контрактниками, приведение ее в соответствие с реальностями жизни в последние годы крайне актуально.

Отставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *