Общие принципы культуры общения


Содержание конспекта

Дать определение понятию «общение» сложно. Проблема определения данного термина всегда оставалась актуальной, во второй половине XX века она еще более актуализировалась, и появились десятки определений понятия «общение».

«Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности» – так определяют общение психологи А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский.

Совместная деятельность в общении протекает в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм, принятых в том или ином обществе. Как любая сфера жизнедеятельности людей, процесс общения регулируется определенными нормами и правилами. Известная русская пословица гласит: «По одежке встречают – по уму провожают». Эта народная мудрость недвусмысленно указывает на то, что одно из превалирующих мест в обществе занимает именно культура общения, которой, к сожалению, сегодня мало кто обладает, особенно молодое поколение.

В общении закреплено определенное отражение социальных норм, усвоенных индивидом в обществе посредством литературы, произведений искусства, средств массовой коммуникации, социальной среды, уровня образования.

На определение уровня культуры общения влияет ряд факторов:

  • социальный статус;
  • особенности партнера по общению;
  • ситуация;
  • национальные традиции.

Существуют общепризнанные принципы культуры общения:

  1. Точность – умение четко и ясно излагать свои мысли.
  2. Понятность – доходчивость, доступность.
  3. Чистота речи – отсутствие лишних слов-сорняков или слов- паразитов (например, «как бы», «типа»).
  4. Выразительность – поддержание внимания и интереса слушателей.
  5. Уместность речи – соответствие целям высказывания и ситуации.

Под этическим аспектом культуры общения, общепринятыми нормами общения понимается речевой этикет. К нему относятся речевые формулы обращения, приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления, обращение на «ты» и «вы», выбор полного или сокращенного имени.

Особенностью русского языка является наличие в нем двух местоимений – «ты» и «вы». Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, от официальности обстановки.

В официальной обстановке, когда в разговоре принимают участие несколько лиц, русский речевой этикет рекомендует даже с хорошо знакомыми людьми, с которыми установлены дружеские отношения, разговаривать на «вы».

Культура общения состоит из 3-х основных речевых формул:

1-й этап: начало общения.

Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства.

Этикет в данном случае предписывает следующие обращения:

  • Рарешите с Вами познакомиться.
  • Я хотел бы с Вами познакомиться.
  • Позвольте с Вами познакомиться.
  • Давайте познакомимся.з

Встречи знакомых людей начинаются с приветствия. Первым приветствует:

  • мужчина женщину;
  • молодой человек более пожилого;
  • человек, занимающий более низкую ступень в общественной иерархии, того, кто находится на более высокой ступени.

Наиболее часто употребляемые приветствия: «Здравствуйте», «Доброе утро» (принято говорить до 12.00), «Добрый день» (до 18.00), «Добрый вечер» (после 18.00).

Существуют также приветствия, которые подчеркивают радость общения, радость от встречи:

  • Очень рад Вас видеть.
  • Добро пожаловать.

2-й этап: основная часть общения. Он начинается после приветствия, когда завязывается разговор в зависимости от ситуации: торжественной, скорбной, рабочей, деловой и т.д.

Для каждой ситуации в процессе разговора этикетом предусмотрены определенные фразы, например:

Торжественные ситуации:

  • Примите наши самые теплые (горячие) поздравления!
  • Горячо поздравляем!

Скорбные ситуации:

  • Разрешите (позвольте) выразить Вам мои глубокие (искренние) соболезнования.

Большое значение имеют в общении комплименты. Когда вы произносите их, лучше быть корректным и ненавязчивым:

  • Вы хорошо (превосходно, великолепно) выглядите.
  • Вы так обаятельны.
  • Вы отличный специалист.

Услышав комплимент в свой адрес, покажите, что вам это приятно и вы цените доброе к себе отношение. Не следует кокетничать и оспаривать похвалу, к чему бы она ни относилась.

Поток неловких любезностей в вашу сторону лучше остановить как можно раньше, спокойно, негромко, но достаточно категорично, не вдаваясь в дискуссию.

Тема общения

Для общения необходима общая тема разговора. Если человек начитан, эрудирован, то для него это не представит особой проблемы. Но при этом необходимо выполнять ряд этических требований:

  • не рассказывать о своих личных делах;
  • говорить мало или не говорить совсем о делах своих близких;
  • если вам навязывают сплетни, лучше отвечать: «Полагаю, что нас это не касается». Если сплетничают о вас, не следует вовсе обращать на это внимания. Объяснения, опровержения, особенно «на всякий случай», никогда себя не оправдывают;
  • не рассказывайте в обществе малознакомых людей сенсационных, но недостоверных новостей;
  • невежливо говорить в обществе намеками, понятными лишь части присутствующих. Если общество насчитывает менее семи человек, необходимо поощрять общий разговор, а не частные беседы по отдельности;
  • не говорите на иностранном языке в присутствии людей, которые им не владеют;
  • не рекомендуется рассказывать о снах и предчувствиях, предаваться продолжительным воспоминаниям о прошлом, произносить в обществе длинные монологи;
  • некрасиво перебивать, когда кто-нибудь говорит, особенно если это человек преклонного возраста;
  • не следует подсказывать слова рассказчику, заканчивать за него фразу и тем более вслух исправлять стилистические ошибки. Не исправляйте публично чье-либо неправильно произнесенное иностранное слово;
  • опасной темой является возраст. В обществе пожилых людей, говоря о ком-то другом, не стоит говорить «Он уже старый» или «Ну в этом возрасте…». Вообще интересоваться возрастом другого не следует;
  • не следует спрашивать профессионального совета у врача или юриста, которого случайно встретили в гостях, на улице или в транспорте;
  • некрасиво постоянно жаловаться на неудачи, а также на физические недостатки.
  • редко привлекает к себе симпатии человек, повествующий в обществе о своих успехах, высоких качествах, талантах.

Обращение

В культуре общения немаловажную роль играет обращение людей друг к другу. Обращение используется на любом этапе общения. Но до конца формулы обращения не установлены и вызывают разногласия и различные толкования.

По этикету не принято начинать обращение к человеку со слов: «женщина», «мужчина», «девушка», «бабуся» и т. д.

В среде государственных служащих, бизнесменов нормой становится обращение «господин», «госпожа» в сочетании с фамилией, должностью, званием.

Обращение «товарищ» продолжают использовать военнослужащие, члены левых партий, а также многие заводские и фабричные коллективы.

Ученые, преподаватели, врачи, юристы отдают предпочтение обращению «коллеги», «друзья».

У старшего поколения встречается обращение «уважаемый».

К незнакомому человеку предпочтительней обращаться, используя этикетные формулы:

  • Будьте любезны.
  • Будьте добры.
  • Извините.
  • Простите.

Если мы узнаем имя человека, то его надо всегда употреблять при обращении. Чем чаще мы произносим имя адресата, тем больше приятных ассоциаций вызываем у него.

3 этап: конец общения. Используются речевые формулы расставания:

  • Всего Вам доброго.
  • Разрешите проститься, попрощаться.
  • Надеюсь на скорую встречу.
  •  До свидания.

Таким образом, о культуре общения следует говорить как о важнейшем достижении человеческой культуры, цель которого – облагораживание человека, в его основе лежат доброта и нравственность.

Отставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *