Содержание конспекта
Дать определение понятию «общение» сложно. Проблема определения данного термина всегда оставалась актуальной, во второй половине XX века она еще более актуализировалась, и появились десятки определений понятия «общение».
«Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности» – так определяют общение психологи А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский.
Совместная деятельность в общении протекает в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм, принятых в том или ином обществе. Как любая сфера жизнедеятельности людей, процесс общения регулируется определенными нормами и правилами. Известная русская пословица гласит: «По одежке встречают – по уму провожают». Эта народная мудрость недвусмысленно указывает на то, что одно из превалирующих мест в обществе занимает именно культура общения, которой, к сожалению, сегодня мало кто обладает, особенно молодое поколение.
В общении закреплено определенное отражение социальных норм, усвоенных индивидом в обществе посредством литературы, произведений искусства, средств массовой коммуникации, социальной среды, уровня образования.
На определение уровня культуры общения влияет ряд факторов:
- социальный статус;
- особенности партнера по общению;
- ситуация;
- национальные традиции.
Существуют общепризнанные принципы культуры общения:
- Точность – умение четко и ясно излагать свои мысли.
- Понятность – доходчивость, доступность.
- Чистота речи – отсутствие лишних слов-сорняков или слов- паразитов (например, «как бы», «типа»).
- Выразительность – поддержание внимания и интереса слушателей.
- Уместность речи – соответствие целям высказывания и ситуации.
Под этическим аспектом культуры общения, общепринятыми нормами общения понимается речевой этикет. К нему относятся речевые формулы обращения, приветствия, просьбы, вопросы, благодарности, поздравления, обращение на «ты» и «вы», выбор полного или сокращенного имени.
Особенностью русского языка является наличие в нем двух местоимений – «ты» и «вы». Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, от официальности обстановки.
В официальной обстановке, когда в разговоре принимают участие несколько лиц, русский речевой этикет рекомендует даже с хорошо знакомыми людьми, с которыми установлены дружеские отношения, разговаривать на «вы».
Культура общения состоит из 3-х основных речевых формул:
1-й этап: начало общения.
Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства.
Этикет в данном случае предписывает следующие обращения:
- Рарешите с Вами познакомиться.
- Я хотел бы с Вами познакомиться.
- Позвольте с Вами познакомиться.
- Давайте познакомимся.з
Встречи знакомых людей начинаются с приветствия. Первым приветствует:
- мужчина женщину;
- молодой человек более пожилого;
- человек, занимающий более низкую ступень в общественной иерархии, того, кто находится на более высокой ступени.
Наиболее часто употребляемые приветствия: «Здравствуйте», «Доброе утро» (принято говорить до 12.00), «Добрый день» (до 18.00), «Добрый вечер» (после 18.00).
Существуют также приветствия, которые подчеркивают радость общения, радость от встречи:
- Очень рад Вас видеть.
- Добро пожаловать.
2-й этап: основная часть общения. Он начинается после приветствия, когда завязывается разговор в зависимости от ситуации: торжественной, скорбной, рабочей, деловой и т.д.
Для каждой ситуации в процессе разговора этикетом предусмотрены определенные фразы, например:
Торжественные ситуации:
- Примите наши самые теплые (горячие) поздравления!
- Горячо поздравляем!
Скорбные ситуации:
- Разрешите (позвольте) выразить Вам мои глубокие (искренние) соболезнования.
Большое значение имеют в общении комплименты. Когда вы произносите их, лучше быть корректным и ненавязчивым:
- Вы хорошо (превосходно, великолепно) выглядите.
- Вы так обаятельны.
- Вы отличный специалист.
Услышав комплимент в свой адрес, покажите, что вам это приятно и вы цените доброе к себе отношение. Не следует кокетничать и оспаривать похвалу, к чему бы она ни относилась.
Поток неловких любезностей в вашу сторону лучше остановить как можно раньше, спокойно, негромко, но достаточно категорично, не вдаваясь в дискуссию.
Тема общения
Для общения необходима общая тема разговора. Если человек начитан, эрудирован, то для него это не представит особой проблемы. Но при этом необходимо выполнять ряд этических требований:
- не рассказывать о своих личных делах;
- говорить мало или не говорить совсем о делах своих близких;
- если вам навязывают сплетни, лучше отвечать: «Полагаю, что нас это не касается». Если сплетничают о вас, не следует вовсе обращать на это внимания. Объяснения, опровержения, особенно «на всякий случай», никогда себя не оправдывают;
- не рассказывайте в обществе малознакомых людей сенсационных, но недостоверных новостей;
- невежливо говорить в обществе намеками, понятными лишь части присутствующих. Если общество насчитывает менее семи человек, необходимо поощрять общий разговор, а не частные беседы по отдельности;
- не говорите на иностранном языке в присутствии людей, которые им не владеют;
- не рекомендуется рассказывать о снах и предчувствиях, предаваться продолжительным воспоминаниям о прошлом, произносить в обществе длинные монологи;
- некрасиво перебивать, когда кто-нибудь говорит, особенно если это человек преклонного возраста;
- не следует подсказывать слова рассказчику, заканчивать за него фразу и тем более вслух исправлять стилистические ошибки. Не исправляйте публично чье-либо неправильно произнесенное иностранное слово;
- опасной темой является возраст. В обществе пожилых людей, говоря о ком-то другом, не стоит говорить «Он уже старый» или «Ну в этом возрасте…». Вообще интересоваться возрастом другого не следует;
- не следует спрашивать профессионального совета у врача или юриста, которого случайно встретили в гостях, на улице или в транспорте;
- некрасиво постоянно жаловаться на неудачи, а также на физические недостатки.
- редко привлекает к себе симпатии человек, повествующий в обществе о своих успехах, высоких качествах, талантах.
Обращение
В культуре общения немаловажную роль играет обращение людей друг к другу. Обращение используется на любом этапе общения. Но до конца формулы обращения не установлены и вызывают разногласия и различные толкования.
По этикету не принято начинать обращение к человеку со слов: «женщина», «мужчина», «девушка», «бабуся» и т. д.
В среде государственных служащих, бизнесменов нормой становится обращение «господин», «госпожа» в сочетании с фамилией, должностью, званием.
Обращение «товарищ» продолжают использовать военнослужащие, члены левых партий, а также многие заводские и фабричные коллективы.
Ученые, преподаватели, врачи, юристы отдают предпочтение обращению «коллеги», «друзья».
У старшего поколения встречается обращение «уважаемый».
К незнакомому человеку предпочтительней обращаться, используя этикетные формулы:
- Будьте любезны.
- Будьте добры.
- Извините.
- Простите.
Если мы узнаем имя человека, то его надо всегда употреблять при обращении. Чем чаще мы произносим имя адресата, тем больше приятных ассоциаций вызываем у него.
3 этап: конец общения. Используются речевые формулы расставания:
- Всего Вам доброго.
- Разрешите проститься, попрощаться.
- Надеюсь на скорую встречу.
- До свидания.
Таким образом, о культуре общения следует говорить как о важнейшем достижении человеческой культуры, цель которого – облагораживание человека, в его основе лежат доброта и нравственность.