Взаимоотношения в воинском коллективе как фактор успешности выполнения служебных задач


Жизнедеятельность воинского коллектива в значительной мере определяется характером взаимоотношений между его членами. Взаимоотношения в воинском коллективе оказывают непосредственное влияние на результаты боеготовности подразделений и воинских частей, а также на самые различные сферы его жизнедеятельности, а именно – на состояние воинской дисциплины и правопорядка в подразделении, уровень групповой сплоченности, морально-психологический климат.

Успешность учебно-боевой деятельности первичного воинского коллектива определяется главным образом уровнем развития таких важнейших факторов взаимоотношений, как коллективная мотивация личного состава подразделения, его эмоциональная сплоченность, удовлетворенность психологическим статусом.

Высокий уровень единства действий обеспечивается стремлением всех к коллективному успеху (коллективистская мотивация), а также умением каждого военнослужащего строить свои действия с учетом действий и потребностей своих товарищей. Навыки и умения взаимодействия опираются в свою очередь на индивидуальное боевое мастерство каждого воина, на знание им своих обязанностей, оружия и боевой техники и умение применять их в бою.

Коллективная мотивация – это стремление воинов к согласованию своих действий, к взаимной поддержке и развитию успеха, достигнутого товарищами. Это практическое проявление коллективизма личности. В основе коллективной мотивации лежит идейное, моральное единство военнослужащих. Стремление военнослужащих действовать коллективно, помогать друг другу является также результатом осознания ими своей взаимной зависимости, необходимости подчинения своих личных успехов успеху коллектива.

От содержания, направленности взаимоотношений в коллективе зависит уровень групповой сплоченности, слаженности и в итоге качество выполнения стоящих перед ним служебных задач.

Групповая сплоченность – это результат воздействия всех сил, удерживающих людей в группе. Когда группа сплочена, все ее члены активно работают, всеми силами поддерживая остальных членов и поощряя их самоотверженную преданность группе и ее интересам. Тем самым они защищают друг друга от общей угрозы и гарантируют безопасность коллективных источников духовного и материального благосостояния. При слабой сплоченности в группе интерес к развитию и процветанию группы пропадает, забота об утрате ее позиций и «лица» в целом уходит на второй план, и вероятность плодотворных совместных действий членов группы уменьшается.

При высоком уровне групповой сплоченности военнослужащие идут на существенные жертвы, чтобы помочь друг другу в выполнении общей задачи. Члены воинского коллектива могут регулярно делиться опытом, обмениваться информацией и оказывать друг другу практическую помощь.

Боевая слаженность – способность воинского коллектива действовать в любой ситуации подобно единому организму. Боевая слаженность достигается за счет четкой организации службы, отличной выучки, исполнительности каждого военнослужащего, их умения тактически мыслить, понимать командирский замысел, стремления трудиться инициативно, творчески, с полной отдачей.

Слаженность зависит от стремления и умения воинов согласовывать свои действия, подчинять их общему плану, соединять в единый процесс выполнения задачи, стоящей перед подразделением. Как известно, в ходе боевой подготовки осуществляется практическое слаживание отделений, взводов, рот и им равных подразделений. Военнослужащие учатся взаимодействовать, работать в едином ритме как участники одного процесса. Они усваивают общую структуру коллективной деятельности, ее цели и свою роль в их реализации, вникают в задачи каждого из своих товарищей и в особенности его стиля боевой работы. Они обучаются информировать друг друга, взаимно предвидеть действия и осуществлять различные контакты, необходимые для слияния своих действий, учатся деловому взаимопониманию.

Взаимопонимание – это способность понимания одного человека другим, когда она носит взаимный, обоюдный характер. О взаимопонимании людьми друг друга можно говорить в различных смыслах, имея в виду совпадение, сходство или просто созвучие их взглядов на мир и ценностные ориентации, понимание индивидуальных особенностей друг друга, понимание или даже угадывание мотивов поведения и возможности вести себя так или иначе в какой-то конкретной ситуации, взаимопонимание как принятие исполняемых по отношению друг к другу ролей, взаимопонимание как взаимное принятие самооценки своих возможностей и способностей и т. д.

Условием взаимопонимания является не только понимание другого человека, но и понимание его отношения к себе как к партнеру по общению и наконец понимание самих отношений, складывающихся и развивающихся между общающимися людьми. Не менее важным условием взаимопонимания является принятие способов понимания людьми друг друга, их согласие во взглядах на их отношение друг к другу. Без выполнения названных условий вряд ли взаимопонимание будет достаточно глубоким и устойчивым.

Важнейшим средством установления взаимопонимания между людьми является речь, которая позволяет осуществлять обмен мыслями для взаимопонимания.

В процессе межличностного общения возникают и развиваются различные социально-психологические явления, такие как удовлетворенность психологическим статусом, стремление личности к самоутверждению.

Самоутверждение личности – это ее стремление занять и удерживать определенную позицию в системе психологических отношений в коллективе, которая обеспечивала бы данной личности уважение, признание или доверие, благосклонность или поддержку, помощь или защиту и тем самым способствовала бы удовлетворению потребности общения с другими людьми, проявлению индивидуальности личности, раскрытию ее наиболее сильных сторон. Процесс самоутверждения личности – это активное стремление человека осознать свои достоинства в ряду преимуществ других людей, сравнить и сопоставить себя с другими людьми, раскрыть возможности, проявить себя, играть значимую роль в коллективе.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в связи с самоутверждением личности в среде себе подобных может возникать множество разнообразных ситуаций, отражающихся не только на одной личности, но и на коллективе в целом, на его сплоченности, результативности его деятельности. В процессе самоутверждения в коллективе могут, например, стихийно складываться группы негативной направленности, которая может выражаться в стремлении любой ценой занять лидирующее положение.

Психологические проблемы во внутриколлективных отношениях могут возникать из-за психологической несовместимости военнослужащих.

Совместимость – взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании (сходстве или взаимодополнительности) ценностных ориентации, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций и других значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик. Критерием совместимости является высокая непосредственная удовлетворенность членов коллектива результатом и, главное, процессом взаимодействия, когда не потребовалось специальных усилий на установление взаимопонимания. Совместимость, как правило, сопровождается возникновением взаимной симпатии, уважения, уверенности в благоприятном исходе будущих контактов.

Особое значение совместимость приобретает в сложных, экстремальных условиях совместной жизнедеятельности (космическом полете, экспедиции, вооруженном столкновении и т.д.), т.е. тогда, когда достижение общей цели происходит при дефиците средств, времени, пространства, количества участников, необходимых для ее реализации.

Современный бой требует от личного состава предельной самоотдачи, решительных самостоятельных действий, готовности к личному и коллективному самопожертвованию. Для достижения победы необходимо, чтобы каждый военнослужащий глубоко понимал замысел и требования командира, проникся чувством безграничного доверия к нему, к своим боевым товарищам, был постоянно готов к самостоятельным, инициативным действиям. И, конечно же, успех боевых действий немыслим без веры командира в подчиненных, в их творческие силы, непобедимую решимость до конца выполнить боевую задачу. Психологическая значимость доверия заключается в том, что оно повышает у военнослужащего чувство собственного достоинства, стимулирует личность к самовоспитанию, порой становится решающим фактором перевоспитания отдельных военнослужащих. Доверие не имеет ничего общего с попустительством военнослужащим, недобросовестно относящимся к ратному труду, имеющим низкие моральные качества.

Таким образом, характер взаимоотношений в воинском коллективе оказывает прямое, непосредственное влияние на успешность выполнения военнослужащими служебных и боевых задач. Основная задача военнослужащих состоит в том, чтобы общеколлективные интересы, задачи поддержания постоянной боевой готовности, повышения качества учебы должны стать руководящими принципами в отношениях между военнослужащими, придать товариществу и дружбе деловой настрой.

Отставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *