В культуре общения немаловажную роль играет обращение людей друг к другу. Обращение используется на любом этапе общения. Но до конца формулы обращения не установлены и вызывают разногласия и различные толкования.
По этикету не принято начинать обращение к человеку со слов: «женщина», «мужчина», «девушка», «бабуся» и т. д.
В среде государственных служащих, бизнесменов нормой становится обращение «господин», «госпожа» в сочетании с фамилией, должностью, званием.
Обращение «товарищ» продолжают использовать военнослужащие, члены левых партий, а также многие заводские и фабричные коллективы.
Ученые, преподаватели, врачи, юристы отдают предпочтение обращению «коллеги», «друзья».
У старшего поколения встречается обращение «уважаемый».
К незнакомому человеку предпочтительней обращаться, используя этикетные формулы:
- Будьте любезны.
- Будьте добры.
- Извините.
- Простите.
Если мы узнаем имя человека, то его надо всегда употреблять при обращении. Чем чаще мы произносим имя адресата, тем больше приятных ассоциаций вызываем у него.
3 этап: конец общения. Используются речевые формулы расставания:
- Всего Вам доброго.
- Разрешите проститься, попрощаться.
- Надеюсь на скорую встречу.
- До свидания.
Таким образом, о культуре общения следует говорить как о важнейшем достижении человеческой культуры, цель которого – облагораживание человека, в его основе лежат доброта и нравственность.
Читать полный конспект Общие принципы культуры общения