Крылья Родины (к 100-летию создания Военно-воздушных сил России


У истоков русской военной авиации стоит имя Вел.князя Александра Михайловича.

24 года жизни он прослужил во флоте, еще в 1895г. представил Николаю II программу усиления флота на Тихом океане, в которой предсказал русско-японскую войну.

После несчастья под Порт-Артуром создал и возглавил Особый комитет по восстановлению морского флота на добровольные пожертвования. На собранные средства было построено 19 крейсеров, 4 подводные лодки. Полет Блерио над Ламаншем побудил Великого .князя в начале 1910г. предложить израсходовать оставшиеся средства на закупку аэропланов.

Вот что сообщили об этом «Биржевые ведомости»:

«Сегодня, в 8 часов вечера, состоится заседание общего собрания императорского общества судоходства для обсуждения обращения его председателя и высочайше учрежденного комитета по усилению военного флота Вел.кн. Александра Михайловича ко всем жертвователям на эту цель: «Не признают ли они соответствующим нуждам нашей родины использовать в настоящее время имеющиеся в распоряжении комитета суммы на создание русского воздушного флота».

Предложение было единодушно поддержано, и Вел.князь выступил в печати с призывом жертвовать на создание Добровольного воздушного флота. В Особом комитете 30 января 1910г. был создан Отдел воздушного флота — ОВФ. Эту дату считают датой рождения отечественных Военно-Воздушных Сил. В марте 1910г. был командирован отряд офицеров во Францию для обучения полетам.

Возвратясь в Россию они стали первыми инструкторами и начали обучать полетам на аэропланах русских офицеров.

На юго-западной окраине Гатчины невдалеке от дворца находится обширное и ровное поле. С начала XIXв. оно называлось “военным”, так как принадлежало Лейб-гвардии Кирасирскому полку. Летом здесь звучали сигналы горнистов и стояло облако пыли от лошадиных копыт во время полковых маневров.

В мае 1909г. инженерное ведомство получило от военного министерства разрешение заниматься здесь испытаниями аппаратов тяжелее воздуха. Поле было достаточно широкое, позволяло ориентировать взлетно-посадочную полосу по “розе ветров”; поблизости имелись ж/д станция и воздухоплавательный полигон в д.Сализи. 11 октября здесь состоялись демонстрационные полеты французского авиатора Жоржа Леганье.

Официально аэродром был открыт 26 марта 1911г.

Гатчинская авиашкола была создана 3 мая 1910г. Официально она именовалась авиационным отделом Офицерской воздухоплавательной школы, а с 19 июля 1914г. – Военно-авиационной школой.

В 1910г. в Гатчине открылась первая частная авиашкола С.С.Щетинина «Гамаюн», а в 1911г. – школа Первого Российского товарищества воздухоплавания– ПРТВ. В эти школы принимали всех желающих, как военных, так и гражданских лиц, в том числе, женщин. Первыми русскими авиатриссами стали их выпускницы Л.В.Зверева, Е.Анатра, Л.А.Галанчикова, княгиня Е.Шаховская.

В 1911г. в Офицерскую воздухоплавательную школу прибыл Петр Николаевич Нестеров. После ее окончания он был направлен в гатчинский авиаотдел, где 5 октября 1912г. сдал экзамен на военного летчика. Командование и коллеги обратили внимание на его смелость и незаурядные способности в технике пилотирования. Близкие друзья знали, что он вынашивает идею “мертвой петли”, реализовать которую в условиях авиационного отдела не представлялось возможным. Всякое новаторство и творчество здесь пресекались.

Нестеров погиб 26.08.1914г., впервые применив воздушный таран и сбив австрийский самолёт. В Гатчине на доме № 16 по ул. Люцевской (Чкалова), где он жил, установлена мемориальная доска с надписью: “В этом доме в 1912г. жил выдающийся русский летчик Петр Николаевич Нестеров, основоположник высшего пилотажа и творец первого в истории авиации воздушного тарана”.

История императорского военно-воздушного флота закончилась в 1917 году, когда революция привела к развалу государства, вооружённых сил и авиационной промышленности. Большинство первых русских пилотов погибли в гражданской войне или эмигрировали из России.

Советские военно-воздушные силы Вооружённых Сил СССР были основаны в 1918 году как Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот. Грандиозная индустриализация Советского государства позволила быстро модернизировать боевую авиацию, доставшуюся в наследство от Императорской России. К концу 30-х было налажено массовое производство истребителей КБ Поликарпова И-15 и И-16, а также бомбардировщиков КБ Туполева ТБ-1 и ТБ-3.

ВВС РККА получили большое развитие в середине 1930-х годов. Общее количество самолётов за период с 1929 по 1937 годы увеличилось с 1285 до 8139. К концу 1930-х СССР имел около 800 цельнометаллических четырёхмоторных бомбардировщиков ТБ-3, каждый из которых мог доставить 2000 кг бомб на расстояние 1100 км; такого воздушного флота не имела ни одна страна мира.

В середине 1930-х годов резко возросло количество учебных заведений ВВС, повысилось качество обучения, которое предусматривало для пилотов не менее 50 ч налета. В 1937 году в СССР существовало уже 18 летных и 6 технических заведений, в которых училось около 23 тысяч курсантов. Курсанты заканчивали сначала аэроклубы (где получали первичный опыт пилотирования), затем лётную школу (военное училище), после чего их направляли в строевую часть, или в Гражданский Воздушный Флот, или в Осоавиахим, или в запас. В 1937 году лётные училища СССР располагали 3007 самолётами.

Одним из первых испытаний ВВС РККА в действии стала Гражданская война в Испании в 1936—1939, где отечественные самолёты противопоставлялись (часто успешно) новейшим немецким моделям, в том числе Мессершмитту.

В 1939 году авиация принимала участие в Советско-финской войне, где провела более 100 000 самолёто-вылетов. В среднем, один самолёт терялся на 166 боевых самолёто-вылетов, что значительно лучше, чем потери советских ВВС в 1944—1945, не говоря уже о 1941—1942. За все время советско-финской войны СССР потерял 627 самолётов различных типов. Из них 38 % было сбито в бою или совершили посадку на территории противника, 14 % пропали без вести, 29 % потеряно в результате аварий и катастроф и 19 % получили повреждения, которые не позволили вернуть самолёты в строй.

За период с 1 января 1939 по 22 июня 1941 года ВВС получили от промышленности 17 745 боевых самолётов, из них 706 самолётов новых типов.

К 22 июня 1941 года советская авиационная промышленность авиапром выпускала 50 боевых самолётов в сутки, что значительно больше того, что производила в этот период Германия и все её союзники во всем мире. Через три месяца, в последней декаде сентября 1941 года, уровень производства достиг 100 боевых самолётов в сутки.

За годы войны было подготовлено 44 093 летчика. Погибло в бою 27 600: 11 874 летчика-истребителя, 7 837 летчиков-штурмовиков, 6 613 членов экипажей бомбардировщиков, 587 летчиков-разведчиков и 689 пилотов вспомогательной авиации.[5]

После победы СССР в Великой Отечественной войне ВВС были серьёзно модернизированы, активно разрабатывалась новая техника, совершенствовалась тактика воздушного боя. К концу 1980-х в распоряжении советских Военно-воздушных сил было до 10 тысяч самолётов, что делало советские ВВС самыми многочисленными в мире. Организационно состояли из родов авиации: бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, истребительной, разведывательной, связи и санитарной. Вместе с тем ВВС делились на виды авиации: фронтовую, дальнюю, военно-транспортную, вспомогательную. Имели в своём составе специальные войска (специального назначения (спецназ)), части и учреждений тыла.

В ВВС в 1960—1980-х годах основными были:

  • Дальняя авиация (ДА) — стратегические бомбардировщики;
  • Фронтовая авиация (ФА) — истребители-перехватчики и штурмовики, обеспечивавшие превосходство в воздухе в приграничных зонах и перехват авиации НАТО;
  • Военно-транспортная авиация (ВТА) для переброски войск.

Войска противовоздушной обороны СССР являлись отдельным видом Вооружённых Сил, не входившими в состав Военно-воздушных сил, но имели свои авиационные подразделения (в основном истребительные).

В 1980-х начались разработки истребителя пятого поколения, в частности были запущены программы МиГ 1.44 и С-37. Но экономический кризис и распад Советского Союза не позволил довести их до конца, финансирование новых разработок прекратилось.

Начался раздёл ВВС между независимыми республиками СНГ.

После распада СССР в декабре 1991 советские военно-воздушные силы были разделены между Россией и 14 независимыми республиками. В результате этого разделения Россия получила примерно 40 % техники и 65 % личного состава советских ВВС, став единственным на пост-советском пространстве государством, обладающим дальней стратегической авиацией. Многие самолёты были переброшены из бывших союзных республик в Россию. Некоторые были уничтожены. В частности, 11 новых бомбардировщиков Ту-160, располагавшихся на Украине, были утилизированы под дипломатическим давлением [8] из США. 8 таких самолётов были переданы Украиной России в качестве погашения задолженности за газ.

В 1994—1996 и 1999—2002 ВВС принимали активное участие в Чеченских кампаниях. Их деятельность осложнялась спецификой местного климата и рельефа.

Современное положение

Процесс деградации российских ВВС (быстрое снижение численности и подготовленности личного состава, авиатехники и аэродромов, малое количество полётов по причине недостаточного финансирования) активно шёл в 1990-х и несколько приостановился в начале 2000-х годах. В январе 2008 года главнокомандующий ВВС Александр Зелин назвал состояние воздушно-космической обороны России критическим. Например, большинство истребителей МиГ-29 ВВС России, составляющих треть истребительного флота страны, были выпущены в 1980-х годах, не проходили своевременный капитальный ремонт на авиаремонтных заводах, и по этой причине, вероятно, будут списаны в ближайшие годы.

В 2009 году закупки новой авиатехники для ВВС России приблизились к показателям начала 1990-х годов. Проходят испытания истребителя пятого поколения ПАК ФА, 29 января 2010 года состоялся его первый полёт. Поступление в войска истребителей 5-го поколения планируется к 2013 году.

Военно-воздушные силы России в ходе происходящего с 2008 г. процесса реформирования Вооруженных Сил РФ подверглись глубоким и масштабным преобразованиям. Наиболее значимым этапом начатого осенью 2008 г. перехода ВВС РФ к новому облику явилась коренная реформа их структуры. Подобная реформа проводилась в ВВС СССР в 1978—1986 годах: авиация и ПВО были переподчинены округам, были созданы главные командования четырёх направлений: Западное (Польша), Юго-Западное (Молдавия), Южное (Закавказье) и Восточное (Дальний Восток). Затраты на реформу составили около 15 млрд руб. В 1986 году новая структура была признана несостоятельной и подверглась обратной реорганизации.

В 2009 году начат переход ВВС России в ходе перехода к новой организационной структуре: ныне ВВС будут состоять из оперативных командований, авиабаз и бригад воздушно-космической обороны (зенитно-ракетных и противоракетных). Четыре командования (бывшие армии ВВС и ПВО) будут дислоцированы в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Хабаровске и Ростове-на-Дону, кроме этого сохранится командование дальней авиации (бывшая 37-я воздушная армия) и командование военно-транспортной авиации (бывшая 61-я воздушная армия), а также оперативно-стратегическое командование воздушно-космической обороны (бывшее командование спецназначения, включающее противоракетную оборону).

В составе ВВС будет 33 авиабазы и 13 бригад воздушно-космической обороны. На начало 2009 года в боевом составе ВВС России было (по открытым источникам) 72 авиаполка, 14 авиабаз и 12 отдельных авиаэскадрилий и отрядов (без учёта учебных полков). По мнению Барабанова их замена на 33 авиабазы означает списание около 1000 самолётов и вертолётов (в новых авиабазах останется около 2000 воздушных судов). Цель очередной реформы ВВС — концентрация наиболее боеспособных сил на ограниченном количестве аэродромов, что позволит интенсифицировать боевую подготовку и сэкономить бюджетные средства.

После реформы 2008—2009 годов из 245 военных аэродромов в России осталось около 70 активно действующих, остальные по состоянию на 2010 год законсервированы или используются эпизодически. В ближайшие годы процесс сокращения сети военных аэродромов продолжится, таким образом в стране останется лишь 27 основных военных аэродромов[20].

Четыре командования созданы по территориальному принципу, заменяя шесть бывших армий ВВС и ПВО, подчинявшихся шести соответствующим военным округам. Хотя в целом система соответствия военным округам остается, однако в ряде случае производится объединение сил бывших армий ВВС и ПВО либо частичное перераспределение зон ответственности.

В настоящее Военно-воздушные силы России являются одними из самых сильных в мире и могут противостоять любому захватчику из вне. Это достигнуто большим опытом в области самолетостроения и пилотного мастерства.

Отставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *