Праздник День народного единства имеет глубокие исторические корни. День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время – период со смерти в 1584 г. царя Ивана Грозного и до 1613 г., когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, – было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей.
Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну.
Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение “пресветлого московского царства”. Власть в Москве узурпировала “семибоярщина” во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.
В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. “Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!” – писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 г. антипольское восстание потерпело поражение.
В сентябре 1611 г. мелкий “торговый человек”, нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: “Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов – дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело”.
По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения “третью деньгу”. Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор “пятой деньги”: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям.
По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал “выборным человеком всею землею”. Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.
Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско – более 10 тысяч служилых поместных людей, до 3 тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество “даточных людей” из крестьян.
Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех сословий и всех народов, входивших в состав русской державы.
С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 г., Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 г. взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.
4 ноября 1612 года народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского начало освобождение Москвы от иностранных интервентов. В 1649 году указом царя Алексея Михайловича этот день объявлен государственным праздником. Кроме того, 4 ноября – это День Казанской иконы Божьей Матери, с заступничеством которой россияне связывают победы народного ополчения и изгнание интервентов. Так что это еще и День народного ополчения.
Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.
В конце февраля 1613 г. Земский собор , куда входили представители всех сословий страны – дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства.
Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 гг., было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 г.). В церковный календарь этот день вошел как Празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г.
Таким образом, День народного единства совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.
В День народного единства в разных городах нашей страны политические партии и общественные движения организуют митинги, шествия и концерты, благотворительные акции и спортивные мероприятия.
В ноябрьские дни 1941 года, когда под Москвой шли ожесточенные бои, вместе с частями Красной Армии натиск врага отражали также добровольцы из народного ополчения. По опыту Отечественной войны 1812 года ополчение создавалось из людей, не подлежащих мобилизации – из способных носить оружие стариков, подростков, молодых женщин, а также из работников оборонных предприятий. В Москве было сформировано 16 таких дивизий, в Ленинграде 10. В тыловом Куйбышеве народное ополчение начало создаваться 8 июля 1941 года и состояло из 9 полков и 3 отдельных батальонов. К концу августа в него записалось почти 70 тысяч добровольцев со всей области.
Дружины народного ополчения охраняли от диверсантов мосты, железнодорожные пути, склады горючего, электроподстанции и другие важные народнохозяйственные объекты. Боевого оружия в первый год войны не хватало даже регулярным частям, поэтому добровольцы вооружались, чем могли: охотничьими ружьями, самопалами, казацкими шашками и даже вилами. Для того чтобы дружины могли нормально функционировать, на местных предприятиях для них стали изготавливать различный инвентарь – от саперных лопат до походных кухонь и котелков.
Обучение военному делу шло после работы, три раза в неделю не менее двух часов в день. В выходные занимались 6 часов по полной полевой программе для неслуживших в армии. Ополченцев учили подниматься ночью по тревоге, отражать нападение парашютных десантов, ходить в разведку, выполнять различные тактические задачи.
В Похвистневском районе ополченцы проходили военно-конное обучение. Там был сформирован целый кавалерийский эскадрон, основу которого составляли конники колхозов «Канаш», «Боевик» и «Любзавод». На заводе имени Масленникова ополченцев учили водить автомобили и мотоциклы. При спортивном обществе «Спартак» из добровольцев была создана лыжная секция. Ее бойцы участвовали в военизированных походах, училась штыковому бою, гранатометанию, другим боевым действиям. А в госпиталях Куйбышева на курсах медсестер обучалось свыше 500 девушек. Все без исключения ополченцы проходили строевую и огневую подготовку.
Служба в народном ополчении не освобождала от основной работы. Днем добровольцы стояли у станков, а ночью патрулировали улицы, дежурили на крышах домов, охраняя их от возможного попадания зажигательных бомб. Об одном из колхозных ополченцев, 60-летнем Андрее Васильевиче Постникове, газета «Волжская коммуна» писала: «Днем он работает в кузнице села, а ночью, после непродолжительного отдыха, охраняет колхозные амбары с зерном».
Тысячи добровольцев народного ополчения Куйбышевской области в годы войны были готовы в любую минуту подняться по тревоге. Они не только дежурили по ночам, но и участвовали в строительстве Куйбышевского оборонительного рубежа – самой мощной и укрепленной линии в истории Самарского края. К счастью, она не понадобилась в годы Отечественной войны. Не потребовалась Красной Армии и помощь самарского народного ополчения. Но мы всегда будем помнить про решимость наших дедов и отцов с топорами и вилами в руках встать на защиту Отечества.
Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана в сентябре 2004 г. Межрелигиозным советом России и поддержана Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по труду и социальной политике.
29 сентября т.г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II публично поддержал инициативу Государственной Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — заявил Патриарх Алексий.
16 декабря 2004 г. Государственная Дума приняла одновременно в трех чтениях поправки в Федеральный закон от 13 марта 1995 г. № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России». Одной из поправок было введение нового праздника — Дня народного единства, а также фактическое перенесение государственного выходного дня с 7 ноября (День согласия и примирения) на 4 ноября. Соответствующие поправки были утверждены Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 200-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России».
Таким образом, начиная с 2005 г., 7 ноября отмечается в качестве памятного дня воинской славы России как День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции (1941).