Содержание конспекта
1. Содержание физической подготовки
Для эффективного решения задач физической подготовки упражнения применяются в соответствии с их направленностью на развитие и поддержание на требуемом уровне физических и специальных качеств, военно-прикладных навыков.
Физические качества – это свойства организма, обеспечивающие двигательную деятельность. К основным физическим качествам военнослужащих относятся: выносливость, сила, быстрота и ловкость.
Под выносливостью понимается способность продолжительное время выполнять работу на высоком уровне без снижения ее эффективности.
Выносливость может быть общей и специальной. Она обусловливается физиологическими возможностями организма. Средствами развития выносливости являются: ускоренное передвижение, ходьба на лыжах, преодоление препятствий, плавание, спортивные и подвижные игры.
Под силой понимается способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий.
Развитие силы предполагает использование физических упражнений, способствующих увеличению степени напряжения мышц с помощью различных отягощении. С этой целью применяются физические упражнения в поднимании и переноске тяжестей, силовые упражнения на гимнастических снарядах и тренажерах, упражнения с собственным весом.
Под быстротой понимается способность совершать двигательные действия в минимальное время. Развитие быстроты осуществляется с помощью физических упражнений, требующих высокой скорости движения и срочных двигательных реакций. С этой целью применяются различные скоростные и скоростно-силовые упражнения (бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.д.), а также упражнения, характеризующиеся динамичной и внезапной сменой ситуаций (спортивные и подвижные игры, упражнения на полосе препятствий, рукопашный бой и т.д.).
Под ловкостью понимается способность целесообразно согласовывать, соподчинять движения, организовывать их в единое целое, координировать движения с учетом освоенного действия или переключать их в соответствии с меняющимися условиями.
Развитие ловкости осуществляется двумя путями. Первый связан с систематическим пополнением двигательного опыта военнослужащих новыми формами движений, второй – с преодолением координационных трудностей, возникающих в условиях внезапно меняющихся ситуаций.
Первый путь реализуется в процессе разучивания новых физических упражнении, когда необходимо согласовывать движения и преодолевать помехи, возникающие на начальных этапах формирования двигательных умении.
Второй путь реализуется введением в привычные физические упражнения фактора необычности, предъявляющего дополнительные требования к координации движении. С этой целью используются физические упражнения из разделов гимнастики, преодоления препятствий, рукопашного боя, спортивных и подвижных игр.
1.1. Гимнастика и атлетическая подготовка
Занятия по гимнастике и атлетической подготовке направлены на развитие ловкости, силы и силовой выносливости, гибкости, устойчивости к укачиванию и перегрузкам, пространственной ориентировки, прикладных двигательных навыков, воспитание смелости и решительности, совершенствование осанки, строевой выправки и подтянутости. На занятиях по гимнастике создаются условия для качественного формирования у обучаемых методических умений и навыков.
Занятия проводятся на гимнастических площадках и в городках, спортивных залах или специально оборудованных помещениях, на тренажерных комплексах, а также на местности.
1.2. Рукопашный бой
Занятия по рукопашному бою направлены на формирование навыков, необходимых для уничтожения, выведения из строя или пленения противника, самозащиты от его нападения, а также на воспитание смелости, решительности и уверенности в собственных силах.
Занятия по рукопашному бою проводятся:
- при обучении приемам боя с оружием – на специальной площадке, оборудованной стационарными и переносными чучелами, мишенями (плетенками), переносными препятствиями (стенками, заборами, палисадниками, малозаметными препятствиями и др.), траншеями, ходами сообщений, блиндажами, лестничными площадками, фасадами домов с окнами, на тактических полях, в караульных городках и на полосах препятствий;
- при обучении приемам боя без оружия – на ровной травянистой площадке, специально подготовленной яме с песком и опилками или в спортивном зале (на ковре из матов).
1.3. Преодоление препятствий
Занятия по преодолению препятствий направлены на формирование и совершенствование навыков в преодолении искусственных и естественных препятствий, выполнение специальных приемов и действий, развитие быстроты и скоростно-силовой выносливости, совершенствование навыков в коллективных действиях, на фоне больших физических нагрузок, воспитание уверенности в своих силах, смелости и решительности.
Занятия по преодолению препятствий проводятся на местности, оборудованной отдельными естественными (искусственными) препятствиями, или на специально построенных полосах препятствий в военной форме одежды.
1.4. Ускоренное передвижение и легкая атлетика
Занятия по ускоренному передвижению направлены на развитие выносливости и быстроты, скоростно-силовых качеств, совершенствование навыков в ходьбе, беге по ровной и пересеченной местности, прыжках и метаниях, слаженности действий в составе подразделений, воспитание волевых качеств.
Занятия проводятся на стадионе или ровной площадке (в спортивном зале), а также на пересеченной местности по дороге и вне дорог.
1.5. Лыжная подготовка
Занятия по лыжной подготовке направлены на формирование и совершенствование навыков в передвижении на лыжах, развитие выносливости, воспитание волевых качеств, закаливание организма.
Занятия проводятся в составе подразделения продолжительностью, как правило, два учебных часа фронтальным или поточным способом.
1.6. Военно-прикладное плавание
Занятия по военно-прикладному плаванию направлены на формирование навыков в военно-прикладном плавании, воспитание выдержки и самообладания при нахождении в воде, развитие общей выносливости.
Занятия проводятся только под руководством командира подразделения – военнослужащего, которому выделяются помощники из числа хорошо владеющих техникой плавания и методикой обучения.
1.7. Спортивные и подвижные игры
Занятия по спортивным и подвижным играм направлены на развитие быстроты, ловкости, общей и скоростной выносливости, пространственной ориентировки; на формирование навыков в коллективных действиях, воспитание настойчивости, решительности, инициативы и находчивости; поддержание умственной и физической работоспособности; снятие эмоционального напряжения учебно-боевой деятельности.
Занятия по спортивным и подвижным играм организуются в спортивном зале и на открытом воздухе. Подготовительная и заключительная части занятия проводятся в составе взвода, основная – в составе взвода или по отделениям (по командам).
2. Упражнения, нормативы и требования Военно-спортивного комплекса, Единой военно-спортивной классификации
2.1. Упражнения Военно-спортивного комплекса
Упражнение |
Военнослужащие — |
Военнослужащие — женщины |
|||
1-2-я |
3-4-я |
5-6-я |
|||
или |
Бег на 3 км |
+ |
— |
— |
— |
Бег на 1 км |
— |
+ |
+ |
+ |
|
или |
Подтягивание на перекладине |
+ |
+ |
+ |
— |
Комплексное силовое упражнение |
— |
— |
— |
+ |
|
Бег на 100 м (челночный |
+ |
+ |
— |
+ |
|
Лыжная гонка на 5 км |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
Общее контрольное |
+ |
— |
— |
— |
2.2. Требования Военно-спортивного комплекса
Содержание |
Возрастная |
Степень знака |
||
до |
35 |
I |
II |
|
Физическая подготовленность. |
отлично |
хорошо |
||
в обмундировании с оружием* |
+ |
+ |
||
в спортивной форме |
— |
+ |
||
Иметь спортивный разряд |
+ |
— |
II или III по |
III по любому виду спорту |
— |
+ |
Спортивный разряд или |
* При отсутствии условий для плавания в обмундировании разрешается выполнять упражнения в спортивной форме.
** Для военнослужащих-женщин — иметь спортивный разряд или судейскую категорию, судейскую категорию по любому виду спорта.