Формы и методы профилактики ДТП


Гибель и ранение большого количества людей, значительный материальный ущерб приводят к тому, что проблема безопасности дорожного движения требует пристального внимания и неотложного решения. В автотранспортных предприятиях, управлениях, в дорожных органах созданы и укрепляются специальные службы безопасности, которые в тесном контакте с органами ГИБДД разрабатывают и осуществляют целый комплекс мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

Необходимо не только приостановить рост дорожно- транспортных происшествий, но и добиться снижения их количества. Эта задача решается с использованием современных технических средств: радиотелефонной связи, телевизионного контроля, наблюдением и управлением движением с вертолетов, кибернетических светофоров и телемеханических систем управления движением. Однако ясно, что все эти средства не могут охватить огромную сеть дорог и они только помогают человеку правильно действовать при управлении автомобилем, поэтому совершенно очевидно, что безопасность движения, в первую очередь, еще долгое время будет зависеть от водителей.

Одним из действенных факторов по предупреждению дорожно- транспортных происшествий является систематический учет и их глубокий анализ.

Решение проблемы безопасности движения

Для активного воздействия на решение проблемы безопасности движения необходимо:

  • знать причины возникновения дорожно- транспортных происшествий и вести активную работу среди водителей, популяризируя достижения наиболее опытных водителей машин;
  • вести учет всех дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил движения водителями и пешеходами, обсуждать их в коллективе;
  • осуществлять контроль качества технического обслуживания и ремонта автомобилей, тщательно проверять их при выпуске на линию и возврате с линии;
  • проводить инструктажи водителей по безопасности вождения автомобилей в сложных метеорологических и дорожных условиях при перевозке пассажиров, опасных и негабаритных грузов, систематически контролировать работу водителей на линии;
  • внедрять современные технические средства управления движением; улучшать состояние и эксплуатацию дорог.

Причины дорожно-транспортных происшествий

В подавляющем большинстве дорожно-транспортные происшествия возникают в результате:

  • несоблюдения установленных для водителей транспортных средств и пешеходов правил;
  • неудовлетворительного состояния эксплуатации и обустройства дорог;
  • технической неисправности транспортных средств.

Наиболее часто непосредственными причинами дорожно-транспортных происшествий, возникающих из-за нарушения правил движения водителями, являются:

  • превышение скорости движения, безопасной при данной дорожной обстановке;
  • правил обгона;
  • проезда перекрестков или железнодорожных переездов;
  • правил маневрирования;
  • правил перевозки грузов;
  • эксплуатация технически неисправного транспортного средства;
  • неправильный выбор дистанции и интервала;
  • выезда на полосу встречного движения;
  • неосторожный проезд мимо остановок общественного транспорта;
  • ослепление водителя встречного автомобиля светом фар.

Значительная часть происшествий является результатом употребления алкоголя при управлении транспортным средством или переутомления водителя.

К основным причинам дорожно-транспортных происшествий из-за неудовлетворительного состояния дороги относятся:

  • несоответствие величины продольного уклона тягово-динамическим качествам транспортных средств;
  • несоответствие геометрических элементов кривых (сочетание радиуса поворота и поперечного уклона дороги);
  • плохой контакт шины с дорогой для уверенного управления (низкий коэффициент сцепления);
  • отсутствие оборудованных мест для остановок автобусов и обочины для заезда остановившегося транспортного средства;
  • недостаточная информация водителей об изменениях или усложнениях дорожной обстановки;
  • отсутствие разметки дорог;
  • отсутствие тротуаров для пешеходов;
  • недостаточная ширина проезжей части;
  • неровное покрытие дороги, повреждение покрытия, просадки, провалы и т.п.

Дорожно-транспортные происшествия по причине технической неисправности транспортных средств, как правило, имеют тяжелые последствия.

Наиболее характерными причинами технических неисправностей являются:

  • недостатки конструкции автомобиля, слабый контроль за техническим состоянием транспортных средств;
  • низкое качество технического обслуживания и ремонта;
  • отсутствие самоконтроля водителей автомобилей и на линии.

Статистические данные свидетельствуют о том, что более 50% дорожно-транспортных происшествий, возникших по технической неисправности, относятся к неисправностям тормозной системы. Не менее опасными являются неисправности рулевого управления.

Недопустимыми являются также неисправности приборов освещения и сигнализации.

Во многих случаях дорожно-транспортное происшествие является результатом нескольких причин, обстоятельства могут быть самыми разнообразными и являться результатом взаимосвязи нескольких факторов, например, резким торможением на скользкой дороге и повышенной скорости либо резким маневрированием при неправильно выполненном обгоне.

Повышается опасность движения и при переутомлении водителя, когда его реакция на появившееся препятствие ухудшается, появляется дремотное состояние. Явление переутомления не является болезненным состоянием и развивается быстрее при неудобном положении кресла водителя, большой продолжительности работы, тряски и проникновения в кабину отработанных газов. Для предупреждения переутомления необходимо периодически останавливать автомобиль, размяться, проделать несколько гимнастических упражнений; необходимо следить, чтобы кабина все время проветривалась.

Приступать к управлению транспортными средствами водитель должен только в том случае, если его физическое состояние таково, что он может обеспечить безусловное и четкое выполнение всех операций и действий, вызванных условиями движения. В случае ухудшения здоровья или усталости в пути необходимо отдохнуть или прекратить дальнейшее движение.

Обеспечение безопасности движения требует, чтобы водитель при управлении транспортным средством был физически здоров. Для этой цели перед выездом в рейс водители проходит медицинское освидетельствование в специальных медицинских пунктах, созданных в транспортных предприятиях. Задачей таких медицинских пунктов является проверка физического и психофизического состояния водителей для гарантии высокой степени надежности управления ими транспортными средствами.

Не допускаются к работе водители в болезненном состоянии, после недостаточного отдыха или с временным нарушением нервно-психического равновесия. Такое состояние водителя может возникнуть из-за имеющихся заболеваний, злоупотребления спиртными напитками и т.п.

Отставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *