В подавляющем большинстве дорожно-транспортные происшествия возникают в результате:
- несоблюдения установленных для водителей транспортных средств и пешеходов правил;
- неудовлетворительного состояния эксплуатации и обустройства дорог;
- технической неисправности транспортных средств.
Наиболее часто непосредственными причинами дорожно-транспортных происшествий, возникающих из-за нарушения правил движения водителями, являются:
- превышение скорости движения, безопасной при данной дорожной обстановке;
- правил обгона;
- проезда перекрестков или железнодорожных переездов;
- правил маневрирования;
- правил перевозки грузов;
- эксплуатация технически неисправного транспортного средства;
- неправильный выбор дистанции и интервала;
- выезда на полосу встречного движения;
- неосторожный проезд мимо остановок общественного транспорта;
- ослепление водителя встречного автомобиля светом фар.
Значительная часть происшествий является результатом употребления алкоголя при управлении транспортным средством или переутомления водителя.
К основным причинам дорожно-транспортных происшествий из-за неудовлетворительного состояния дороги относятся:
- несоответствие величины продольного уклона тягово-динамическим качествам транспортных средств;
- несоответствие геометрических элементов кривых (сочетание радиуса поворота и поперечного уклона дороги);
- плохой контакт шины с дорогой для уверенного управления (низкий коэффициент сцепления);
- отсутствие оборудованных мест для остановок автобусов и обочины для заезда остановившегося транспортного средства;
- недостаточная информация водителей об изменениях или усложнениях дорожной обстановки;
- отсутствие разметки дорог;
- отсутствие тротуаров для пешеходов;
- недостаточная ширина проезжей части;
- неровное покрытие дороги, повреждение покрытия, просадки, провалы и т.п.
Дорожно-транспортные происшествия по причине технической неисправности транспортных средств, как правило, имеют тяжелые последствия.
Наиболее характерными причинами технических неисправностей являются:
- недостатки конструкции автомобиля, слабый контроль за техническим состоянием транспортных средств;
- низкое качество технического обслуживания и ремонта;
- отсутствие самоконтроля водителей автомобилей и на линии.
Статистические данные свидетельствуют о том, что более 50% дорожно-транспортных происшествий, возникших по технической неисправности, относятся к неисправностям тормозной системы. Не менее опасными являются неисправности рулевого управления.
Недопустимыми являются также неисправности приборов освещения и сигнализации.
Во многих случаях дорожно-транспортное происшествие является результатом нескольких причин, обстоятельства могут быть самыми разнообразными и являться результатом взаимосвязи нескольких факторов, например, резким торможением на скользкой дороге и повышенной скорости либо резким маневрированием при неправильно выполненном обгоне.
Повышается опасность движения и при переутомлении водителя, когда его реакция на появившееся препятствие ухудшается, появляется дремотное состояние. Явление переутомления не является болезненным состоянием и развивается быстрее при неудобном положении кресла водителя, большой продолжительности работы, тряски и проникновения в кабину отработанных газов. Для предупреждения переутомления необходимо периодически останавливать автомобиль, размяться, проделать несколько гимнастических упражнений; необходимо следить, чтобы кабина все время проветривалась.
Приступать к управлению транспортными средствами водитель должен только в том случае, если его физическое состояние таково, что он может обеспечить безусловное и четкое выполнение всех операций и действий, вызванных условиями движения. В случае ухудшения здоровья или усталости в пути необходимо отдохнуть или прекратить дальнейшее движение.
Обеспечение безопасности движения требует, чтобы водитель при управлении транспортным средством был физически здоров. Для этой цели перед выездом в рейс водители проходит медицинское освидетельствование в специальных медицинских пунктах, созданных в транспортных предприятиях. Задачей таких медицинских пунктов является проверка физического и психофизического состояния водителей для гарантии высокой степени надежности управления ими транспортными средствами.
Не допускаются к работе водители в болезненном состоянии, после недостаточного отдыха или с временным нарушением нервно-психического равновесия. Такое состояние водителя может возникнуть из-за имеющихся заболеваний, злоупотребления спиртными напитками и т.п.
Читать полный конспект Формы и методы профилактики ДТП