Система работы по формированию уставных взаимоотношений в воинской части (подразделении)


В воинских частях (подразделениях) формированием уставных взаимоотношений должны заниматься все должностные лица. У каждого из них имеется четкий круг обязанностей, позволяющий повседневно держать в поле зрения данную проблему и активно влиять на поддержание дисциплины и организованности в несении боевой службы и боевого дежурства, в боевой подготовке, выполнении планов и расписаний занятий; в эксплуатации, сбережении и хранении боевой техники и вооружения; в несении гарнизонной, караульной и внутренней служб; в строгом соблюдении распорядка дня; в материально-бытовом, медицинском и культурно-досуговом обслуживании личного состава и т.д. Четкое определение индивидуальных обязанностей, сфер ответственности должностных лиц и контроль за их выполнением побуждают каждого из них ответственно заниматься своим делом по формированию уставных взаимоотношений в части (подразделении).

Под системой работы по формированию уставных взаимоотношений в части (подразделении) понимается согласованная по времени, силам и средствам, формам и методам последовательность действий должностных лиц по предупреждению преступлений и проступков. Для ее разработки в условиях конкретной воинской части (корабля) необходимо:

  1. Выделить на основе анализа и прогноза приоритетные направления деятельности и поставить задачи по предупреждению складывающихся негативных тенденций.
  2. Определить, исходя из организационно-штатной структуры, специфики решаемых задач, реального состояния дел и потребностей, комплекс мероприятий по профилактике неуставных взаимоотношений, распределенных по времени между должностными лицами.
  3. Разработать с учетом конкретных требований уставов, приказов, директив и других руководящих документов всем должностным лицам, имеющим подчиненных, функциональные обязанности по формированию уставных взаимоотношений. Определить наиболее эффективные формы и методы их реализации с установленной периодичностью.
  4. Скоординировать усилия всех должностных лиц – от заместителей командира воинской части до командиров отделений в профилактике неуставных взаимоотношений, правонарушений. Придать их работе слаженный, последовательный, плановый характер.
  5. Установить жесткий контроль за выполнением функциональных обязанностей должностными лицами, а также периодичность, формы учета результатов проводимой работы и отчетности. При этом особое внимание следует обращать на конкретизацию места и роли в данной работе офицеров управления воинской части (корабля), придание их деятельности упорядоченного и планомерного характера.

Главное же состоит в том, чтобы система работы по профилактике неуставных взаимоотношений четко определяла:

  • кто и по каким направлениям осуществляет работу;
  • какие мероприятия и с какой периодичностью должны проводиться для выполнения поставленных задач;
  • как проводить эти мероприятия,
  • какие конкретно при этом формы и методы использовать.

Работа должностных лиц по формированию уставных взаимоотношений в части (подразделений) основывается на документах:

  1. Приказ командира части (подразделении) о системе работы должностных лиц по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины. Он издается, как правило, на очередной учебный год. В нем отражаются следующие позиции: в констатирующей части – краткий анализ реального состояния правопорядка и дисциплины за предыдущий год; причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений; прогноз на предстоящий год возможных, негативно влияющих на состояние правопорядка и дисциплины факторов, условий и обстоятельств, которые необходимо упредить или нейтрализовать; в приказной части – задачи основным категориям должностных лиц штаба, тыла, структур по работе с личным составом, военным дознавателям по поддержанию правопорядка и дисциплины. Этот же приказ утверждает для всех должностных лиц, имеющих подчиненных, функциональные обязанности по профилактике правонарушений, разработанные с учетом требований уставов, приказов, директив и других руководящих документов, устанавливает порядок контроля и анализа выполнения функциональных обязанностей должностными лицами.

Таким образом, приказ командира полка (корабля) является основным документом, юридически закрепляющим ответственность должностных лиц за формирование уставных взаимоотношений.

  1. Комплексный план работы по поддержанию правопорядка и дисциплины, формированию уставных взаимоотношений.

В качестве разделов плана можно выделить следующие наиболее приоритетные направления деятельности: обеспечение личной примерности офицерского состава; совершенствование стиля работы должностных лиц и повышение их персональной ответственности; создание безопасных условий военной службы, сохранение жизни и здоровья личного состава; совершенствование работы с личным составом, формирование и поддержание здоровой морально-психологической атмосферы в воинских коллективах, предупреждение суицидов; повышение дисциплинирующей роли боевой подготовки, службы войск, четкого выполнения распорядка дня; профилактика (предупреждение) неуставных взаимоотношений, уклонений от военной службы, краж и хищений; улучшение материально-бытового обустройства и организации досуга личного состава.

В плане следует четко определить всем должностным лицам – от заместителя командира полка до командира отделения, что именно, к какому сроку и в какой последовательности они должны делать для профилактики неуставных взаимоотношений в части (подразделении).

  1. Методические рекомендации по формированию уставных взаимоотношений в части (подразделении). Эти рекомендации особенно необходимы молодым офицерам и должностным лицам, прибывшим из других воинских частей и еще не усвоившим специфику задач, решаемых конкретной частью (подразделением).

Внедряя систему мер по формированию уставных взаимоотношений в практическую деятельность должностных лиц, необходимо:

  1. Изучить приказ и приложения к нему со всеми категориями должностных лиц – от заместителей командира части до командиров отделений включительно.
  2. Добиться, чтобы каждый из них имел функциональные обязанности и выписки из плана в рабочих тетрадях и учитывал их при планировании личной работы по формированию уставных взаимоотношений на день, неделю, месяц.
  3. Изготовить и иметь в воинской части, каждом подразделении, до роты включительно, плакаты, иллюстрирующие перечень основных мероприятий по формированию уставных взаимоотношений, которые обязаны проводить соответствующие должностные лица ежедневно, еженедельно, ежемесячно.
  4. Осуществлять подведение итогов состояния правопорядка и дисциплины, работы должностных лиц по их укреплению, анализируя выполнение требований приказа.
  5. Обязать должностных лиц быть готовыми доложить о выполнении требований приказа, функциональных обязанностей по профилактике неуставных взаимоотношений и результатах проводимой работы при подведении итогов: а) в частях – не реже 1 раза в месяц; б) в батальонах, отдельных подразделениях – дважды в месяц; в) в ротах – еженедельно.
  6. Изучать ход работы по профилактике неуставных взаимоотношений ежемесячно должностными лицами полка не менее чем в двух подразделениях. При этом особое внимание следует обращать: на полноту и качество выполнения должностными лицами своих функциональных обязанностей и мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению неуставных взаимоотношений; эффективность проводимой работы, уровень ее влияния на реальное состояние уставного порядка; причины и условия, способствующие совершению неуставных поступков, соответствие предупредительных мер этим причинам; оказание конкретной практической помощи должностным лицам, особенно молодым и не имеющим достаточного опыта; тщательное подведение итогов со всеми категориями военнослужащих, продолжение работы до достижения радикальных изменений к лучшему в состоянии уставного порядка.

Таковы общие требования к разработке и внедрению единой системы мер по формированию уставных взаимоотношений в части (подразделении), однако каждый вид, род войск и даже каждое соединение имеют свою специфику. Поэтому к созданию данной системы необходимо подходить творчески и учитывать: реальное состояние уставного порядка; организационно-штатную структуру, укомплектованность и район дислокации части (подразделения); национальный состав; взаимоотношения с местным населением; наиболее вероятные предпосылки происшествий и преступлений; краткосрочный и долговременный прогноз состояния правопорядка и дисциплины.

Систематизация работы должностных лиц по формированию уставных взаимоотношений – задача первостепенной важности органов военного управления, должностных лиц структур по работе с личным составом, всего офицерского состава.

В заключение необходимо отметить, что формирование уставного порядка – основа боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил. Основная роль в успешном решении проблемы неуставных взаимоотношений принадлежит офицерским кадрам воинских частей (подразделений), вооруженным четкой и эффективной системой работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка.

Читать полный конспект Формы и методы работы офицера по профилактике неуставных взаимоотношений в подразделении, части

Отставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *