В воинских частях (подразделениях) формированием уставных взаимоотношений должны заниматься все должностные лица. У каждого из них имеется четкий круг обязанностей, позволяющий повседневно держать в поле зрения данную проблему и активно влиять на поддержание дисциплины и организованности в несении боевой службы и боевого дежурства, в боевой подготовке, выполнении планов и расписаний занятий; в эксплуатации, сбережении и хранении боевой техники и вооружения; в несении гарнизонной, караульной и внутренней служб; в строгом соблюдении распорядка дня; в материально-бытовом, медицинском и культурно-досуговом обслуживании личного состава и т.д. Четкое определение индивидуальных обязанностей, сфер ответственности должностных лиц и контроль за их выполнением побуждают каждого из них ответственно заниматься своим делом по формированию уставных взаимоотношений в части (подразделении).
Под системой работы по формированию уставных взаимоотношений в части (подразделении) понимается согласованная по времени, силам и средствам, формам и методам последовательность действий должностных лиц по предупреждению преступлений и проступков. Для ее разработки в условиях конкретной воинской части (корабля) необходимо:
- Выделить на основе анализа и прогноза приоритетные направления деятельности и поставить задачи по предупреждению складывающихся негативных тенденций.
- Определить, исходя из организационно-штатной структуры, специфики решаемых задач, реального состояния дел и потребностей, комплекс мероприятий по профилактике неуставных взаимоотношений, распределенных по времени между должностными лицами.
- Разработать с учетом конкретных требований уставов, приказов, директив и других руководящих документов всем должностным лицам, имеющим подчиненных, функциональные обязанности по формированию уставных взаимоотношений. Определить наиболее эффективные формы и методы их реализации с установленной периодичностью.
- Скоординировать усилия всех должностных лиц – от заместителей командира воинской части до командиров отделений в профилактике неуставных взаимоотношений, правонарушений. Придать их работе слаженный, последовательный, плановый характер.
- Установить жесткий контроль за выполнением функциональных обязанностей должностными лицами, а также периодичность, формы учета результатов проводимой работы и отчетности. При этом особое внимание следует обращать на конкретизацию места и роли в данной работе офицеров управления воинской части (корабля), придание их деятельности упорядоченного и планомерного характера.
Главное же состоит в том, чтобы система работы по профилактике неуставных взаимоотношений четко определяла:
- кто и по каким направлениям осуществляет работу;
- какие мероприятия и с какой периодичностью должны проводиться для выполнения поставленных задач;
- как проводить эти мероприятия,
- какие конкретно при этом формы и методы использовать.
Работа должностных лиц по формированию уставных взаимоотношений в части (подразделений) основывается на документах:
- Приказ командира части (подразделении) о системе работы должностных лиц по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины. Он издается, как правило, на очередной учебный год. В нем отражаются следующие позиции: в констатирующей части – краткий анализ реального состояния правопорядка и дисциплины за предыдущий год; причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений; прогноз на предстоящий год возможных, негативно влияющих на состояние правопорядка и дисциплины факторов, условий и обстоятельств, которые необходимо упредить или нейтрализовать; в приказной части – задачи основным категориям должностных лиц штаба, тыла, структур по работе с личным составом, военным дознавателям по поддержанию правопорядка и дисциплины. Этот же приказ утверждает для всех должностных лиц, имеющих подчиненных, функциональные обязанности по профилактике правонарушений, разработанные с учетом требований уставов, приказов, директив и других руководящих документов, устанавливает порядок контроля и анализа выполнения функциональных обязанностей должностными лицами.
Таким образом, приказ командира полка (корабля) является основным документом, юридически закрепляющим ответственность должностных лиц за формирование уставных взаимоотношений.
- Комплексный план работы по поддержанию правопорядка и дисциплины, формированию уставных взаимоотношений.
В качестве разделов плана можно выделить следующие наиболее приоритетные направления деятельности: обеспечение личной примерности офицерского состава; совершенствование стиля работы должностных лиц и повышение их персональной ответственности; создание безопасных условий военной службы, сохранение жизни и здоровья личного состава; совершенствование работы с личным составом, формирование и поддержание здоровой морально-психологической атмосферы в воинских коллективах, предупреждение суицидов; повышение дисциплинирующей роли боевой подготовки, службы войск, четкого выполнения распорядка дня; профилактика (предупреждение) неуставных взаимоотношений, уклонений от военной службы, краж и хищений; улучшение материально-бытового обустройства и организации досуга личного состава.
В плане следует четко определить всем должностным лицам – от заместителя командира полка до командира отделения, что именно, к какому сроку и в какой последовательности они должны делать для профилактики неуставных взаимоотношений в части (подразделении).
- Методические рекомендации по формированию уставных взаимоотношений в части (подразделении). Эти рекомендации особенно необходимы молодым офицерам и должностным лицам, прибывшим из других воинских частей и еще не усвоившим специфику задач, решаемых конкретной частью (подразделением).
Внедряя систему мер по формированию уставных взаимоотношений в практическую деятельность должностных лиц, необходимо:
- Изучить приказ и приложения к нему со всеми категориями должностных лиц – от заместителей командира части до командиров отделений включительно.
- Добиться, чтобы каждый из них имел функциональные обязанности и выписки из плана в рабочих тетрадях и учитывал их при планировании личной работы по формированию уставных взаимоотношений на день, неделю, месяц.
- Изготовить и иметь в воинской части, каждом подразделении, до роты включительно, плакаты, иллюстрирующие перечень основных мероприятий по формированию уставных взаимоотношений, которые обязаны проводить соответствующие должностные лица ежедневно, еженедельно, ежемесячно.
- Осуществлять подведение итогов состояния правопорядка и дисциплины, работы должностных лиц по их укреплению, анализируя выполнение требований приказа.
- Обязать должностных лиц быть готовыми доложить о выполнении требований приказа, функциональных обязанностей по профилактике неуставных взаимоотношений и результатах проводимой работы при подведении итогов: а) в частях – не реже 1 раза в месяц; б) в батальонах, отдельных подразделениях – дважды в месяц; в) в ротах – еженедельно.
- Изучать ход работы по профилактике неуставных взаимоотношений ежемесячно должностными лицами полка не менее чем в двух подразделениях. При этом особое внимание следует обращать: на полноту и качество выполнения должностными лицами своих функциональных обязанностей и мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению неуставных взаимоотношений; эффективность проводимой работы, уровень ее влияния на реальное состояние уставного порядка; причины и условия, способствующие совершению неуставных поступков, соответствие предупредительных мер этим причинам; оказание конкретной практической помощи должностным лицам, особенно молодым и не имеющим достаточного опыта; тщательное подведение итогов со всеми категориями военнослужащих, продолжение работы до достижения радикальных изменений к лучшему в состоянии уставного порядка.
Таковы общие требования к разработке и внедрению единой системы мер по формированию уставных взаимоотношений в части (подразделении), однако каждый вид, род войск и даже каждое соединение имеют свою специфику. Поэтому к созданию данной системы необходимо подходить творчески и учитывать: реальное состояние уставного порядка; организационно-штатную структуру, укомплектованность и район дислокации части (подразделения); национальный состав; взаимоотношения с местным населением; наиболее вероятные предпосылки происшествий и преступлений; краткосрочный и долговременный прогноз состояния правопорядка и дисциплины.
Систематизация работы должностных лиц по формированию уставных взаимоотношений – задача первостепенной важности органов военного управления, должностных лиц структур по работе с личным составом, всего офицерского состава.
В заключение необходимо отметить, что формирование уставного порядка – основа боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил. Основная роль в успешном решении проблемы неуставных взаимоотношений принадлежит офицерским кадрам воинских частей (подразделений), вооруженным четкой и эффективной системой работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка.
Читать полный конспект Формы и методы работы офицера по профилактике неуставных взаимоотношений в подразделении, части