Формы и методы работы офицера по профилактике неуставных взаимоотношений в подразделении, части


Основные направления работы командира по профилактике неуставных взаимоотношений в воинской части (подразделении).

Уставные взаимоотношения военнослужащих – способность в любой обстановке надежно управлять своим поведением и своими действиями, неуклонно соблюдать требования присяги и уставов, точно в срок выполнять приказы и распоряжения командиров и начальников, проявлять безупречную исполнительность.

Сущность уставных взаимоотношений состоит в знании правил поведения и установленного порядка, понимании их необходимости и закрепившейся устойчивой привычке их соблюдения. По мере того как правила поведения закрепляются, становятся привычными и определяют действия и поступки военнослужащего, а также воинского коллектива, можно говорить о формировании и развитии уставных взаимоотношений в воинской части (подразделении).

Формирование уставных взаимоотношений в воинской части (подразделении) – задача, которую командир решает повседневно. Она состоит в обеспечении соблюдения подчиненными уставных норм поведения; в организации службы и боевой подготовки личного состава в полном соответствии с требованиями воинских уставов и других руководящих документов; в создании условий, стимулирующих проявление дисциплинированности каждым воином и воинским коллективом. Внедряя уставные нормы поведения военнослужащих, командир получает возможность качественно решать задачи обучения и воспитания личного состава.

Причины нарушения уставного порядка, воинской дисциплины разнообразны:

  • невысокие морально-деловые качества и правовая культура отдельных военнослужащих;
  • проникновение в воинскую среду лиц, имевших криминальный опыт; отсутствие достаточного количества подготовленных кадров, занимающихся работой с личным составом, недостаток младших офицеров и некачественный подбор младших командиров;
  • недостатки в организации воинской службы и деятельности руководящего состава по формированию уставных взаимоотношений в воинской части (подразделении);
  • отрицательный пример отдельных должностных лиц; искривление дисциплинарной практики, сокрытие правонарушений; неэффективная борьба с причинами нарушения уставных взаимоотношений и др.

Все перечисленное необходимо учитывать в организации профилактической работы.

Под профилактикой (предупреждением) неуставных взаимоотношений понимается система государственных и внутриармейских мер, направленных на устранение или нейтрализацию причин, условий и факторов, способствующих совершению неуставных поступков, правонарушений.

Основу внутриармейских мер составляет совокупность взаимосвязанных организационных и воспитательных мероприятий, осуществляемых командирами, штабами, органами по работе с личным составом и военной юстиции, должностными лицами и армейской общественностью, обеспечивающих соблюдение личным составом Конституции и законов Российской Федерации, а также требований воинских уставов и приказов командиров (начальников).

Основные направления работы по профилактике неуставных взаимоотношений:

  • анализ структуры подразделения, выявление микрогрупп и определение их направленности;
  • изучение личностных особенностей военнослужащего;
  • изучение и регулирование взаимоотношений в коллективе, создание условий, способствующих поддержанию уставного порядка в подразделении;
  • организация противодействия негативным явлениям;
  • забота о быте, здоровье, своевременное решение социально-бытовых проблем военнослужащих.

Способы получения информации в целях профилактики неуставных взаимоотношений:

  • наблюдение;
  • социально-психологический опрос;
  • анализ документов;
  • индивидуальная беседа;
  • доклад командиров отделений, взводов;
  • встречи с родителями, письма родных, близких, друзей;
  • беседы с медработниками, сослуживцами;
  • материалы судов.

Формы работы с личным составом:

  • индивидуально-воспитательная беседа;
  • общее собрание военнослужащих;
  • наставничество;
  • доведение до военнослужащих приговоров военных судов;
  • работа с сержантами (старшинами);
  • работа с родителями;
  • СМИ, наглядная информация, стенная печать;
  • использование кинофильмов, телепередач на правовые темы;
  • правовые информации, встречи с юристами, организация работы уголка правовых знаний;
  • медицинские осмотры;
  • психологические обследования.

Уставные взаимоотношения в части (подразделении) достигаются усилиями командира, направленными на решение следующих конкретных задач:

  • формирование у военнослужащих моральных и боевых качеств, необходимых для успешного выполнения задач, стоящих перед частями и подразделениями;
  • развитие чувства собственного достоинства, чувства личной ответственности за выполнение своих обязанностей и требований воинских уставов;
  • поддержание постоянной готовности военнослужащих к беспрекословному выполнению приказов и распоряжений командиров (начальников);
  • четкая организация боевой подготовки и поддержание в подразделении уставного внутреннего порядка и распорядка дня;
  • постоянная забота о подчиненных, создание и совершенствование в подразделении материально-бытовых условий, благоприятствующих уставному поведению личного состава.

Решая перечисленные задачи, командир должен быть требовательным к своим подчиненным, контролировать соблюдение ими уставных правил и выполнение полученных распоряжений, применяя в необходимых случаях меры убеждения, принуждения и общественного воздействия, справедливо поощряя отличившихся и взыскивая с отстающих.

Уставной порядок в подразделении является результатом общих усилий; каждого военнослужащего в отдельности и коллектива в целом. Действенность этих усилий зависит от командования подразделения, а также от подготовленности и ответственности младших командиров, качества несения службы суточным нарядом, работы актива и общественных организаций. Чем эффективнее деятельность всех перечисленных субъектов, чем выше взаимопонимание между ними и теснее их взаимодействие, тем крепче в данном подразделении воинская дисциплина и уставной порядок, выше организованность.

В целях формирования уставных взаимоотношений командир должен:

  • добиваться знания уставов и наставлений;
  • организовать систему работы по укреплению дисциплины и руководить деятельностью по повышению ее эффективности;
  • систематически изучать состояние дисциплины и правопорядка в подразделении;
  • анализировать особенности индивидуальной дисциплинированности каждого подчиненного;
  • в установленные сроки подводить итоги состояния дисциплины, в том числе индивидуально;
  • докладывать вышестоящему начальнику о состоянии дел, результатах анализа, а также о поощрениях и дисциплинарных взысканиях; вести учет дисциплинарных проступков.

Эффективно решать задачу по поддержанию твердого уставного порядка среди подчиненных возможно при соблюдении командиром ряда условий.

Важнейшим из них является личная дисциплинированность командира. Дисциплина подразделения начинается с его дисциплины, поэтому всякое дисциплинарное мероприятие разумно начинать с себя. Личная дисциплинированность командира имеет две составляющие. Первая – это безукоризненное соблюдение общих обязанностей военнослужащих, то есть тех дисциплинарных норм, которые в равной степени относятся ко всем – и к начальникам, и к подчиненным. Вторая – это дисциплина власти, которая означает недопущение каких-либо злоупотреблений предоставленной властью, законность и справедливость требований, предъявляемых подчиненным.

Другое условие – командирское управленческое искусство: умение распоряжаться, приказывать, ставить задачи. Принимать разумные и верные решения может тот командир, который хорошо изучил военное дело, имеет глубокие теоретические знания и практический опыт решения задач, стоящих перед подразделением и частью. При этом необходимо твердо знать функциональные обязанности подчиненных и морально-психологические возможности своего подразделения. Командирское искусство включает также умение конкретизировать задачу каждого должностного лица подразделения. Правильная постановка подчиненным задач предполагает умение командира становиться на точку зрения исполнителя. Искусство командира немыслимо без умения добиваться неукоснительного и точного выполнения своих приказаний, приказов вышестоящего командования.

Следующим условием в работе по укреплению воинской дисциплины является опора на положительное. Необходимо чуткое отношение, своевременное и адекватное реагирование на проявления подчиненными высокой дисциплинированности. Например, заслуживают одобрения и поощрения действия рядовых военнослужащих, направленные на предупреждение проступков со стороны своих сослуживцев. Личный вклад воинов в поддержание и восстановление порядка – это очень ценное проявление дисциплинированности. На это нацеливают и требования воинских уставов, всем военнослужащим предписывается «содействовать командирам (начальникам) в поддержании порядка и дисциплины».

Следует также поощрять самостоятельное изучение и глубокое знание уставов, заботливое отношение к своему внешнему виду, содержание в образцовом порядке оружия, техники, имущества. Внимательное отношение командира к подобным фактам позволяет добиться больших результатов в воспитании подчиненных. Также имеет значение активная общественная реакция на индивидуальные проявления дисциплинированности и тем более на факты нарушения уставных норм.

Цели и задачи формирования уставных взаимоотношений определяют направления данной работы. Одним из наиболее сложных направлений в укреплении уставного порядка является борьба с неуставными взаимоотношениями во всех ее проявлениях.

Неуставные взаимоотношения – это своего рода порядок, который можно охарактеризовать как противоправный и антиуставной, поскольку он имеет свои «правила» и «традиции». Негативный потенциал этих отклонений направлен, прежде всего, против личного достоинства военнослужащих, против войскового товарищества. Это создает серьезные проблемы в решении задач, стоящих перед воинским подразделением и частью, так как разрушает воинский коллектив, подрывает сами основы воинской дисциплины. Чем планомернее и глубже работа командиров по наведению твердого уставного порядка, тем меньше фактов неуставных взаимоотношений и других нарушений в дисциплине будет в воинском коллективе.

Большое значение имеет такое направление в работе, как формирование убежденности подчиненных в том, что уставной порядок в подразделении – дело коллективное. Уставной порядок опирается на механизм общественного мнения, в котором закрепляются нормы, требования и оценочные суждения. Важным дисциплинарным механизмом в коллективе выступают воинские традиции. В них отражается опыт, примеры образцовой дисциплинированности, имевшие место в военной истории. В повседневных условиях люди ведут себя чаще всего так, как это предписано традициями.

Серьезную поддержку командиру в укреплении уставного порядка представляют те военнослужащие, которые в силу особенностей личности и своего положения в системе взаимоотношений имеют возможность влиять на поведение сослуживцев. Специальные исследования показывают, что многие члены коллектива вносят вклад в установление уставного порядка не только личными поступками, но и личным авторитетом. Речь идет о неформальных лидерах, одни из которых выступают в качестве организаторов мероприятий, воздействующих на уровень дисциплины, другие являются носителями оценочных критериев и оценивают поступки сослуживцев, а третьи показывают примеры поведения, заразительные для всего подразделения. Все это означает, что за каждым военнослужащим в подразделении закрепляется со временем индивидуальная дисциплинарная роль, свой способ воздействия на коллективную дисциплину. Некоторые из этих влияний благотворно сказываются на состоянии уставного порядка, другие подрывают его основу. Для того чтобы управлять этими процессами, необходимо знать как направление этих влияний, так и те способы, которыми они реализуются.

Деятельность командира по укреплению уставных взаимоотношений предполагает глубокие знания общевоинских уставов и закономерностей, которым подчиняется нормативно регулируемое поведение людей. Результаты этой деятельности воплощаются в конкретных поступках и взаимоотношениях военнослужащих, оцениваемых мерой их соответствия законам и воинским уставам.

Важнейшим направлением формирования уставных взаимоотношений в части (подразделении) является осуществление правового воспитания военнослужащих.

С одной стороны, хорошо зная свои права, военнослужащие увереннее себя чувствуют при отстаивании своих интересов, имеют возможность требовать соблюдения своих прав и льгот от соответствующих органов и должностных лиц. С другой стороны, знание права должностными лицами, которым вменена в обязанность реализация этого законодательства, также в значительной степени повышает гарантии социальной защищенности военнослужащих. Очень часто именно в недостаточной правовой подготовке как командиров и начальников, так и подчиненных, коренятся причины многих нарушений уставных взаимоотношений в части (подразделении).

На практике правовое воспитание осуществляется, с одной стороны, путем разъяснения и изучения действующего законодательства, а с другой – практическим воздействием на сознание и чувства людей при организации службы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов.

Основными средствами правового воспитания являются: правовая пропаганда, правовое обучение, правовое самообразование, а также поддержание твердого уставного порядка; личный пример командиров (начальников); правильная дисциплинарная практика; своевременное и законное разрешение жалоб, заявлений и предложений; правоохранительная деятельность органов военной юстиции; личное участие военнослужащих в работе по укреплению законности и правопорядка.

Система работы по формированию уставных взаимоотношений в воинской части (подразделении)

В воинских частях (подразделениях) формированием уставных взаимоотношений должны заниматься все должностные лица. У каждого из них имеется четкий круг обязанностей, позволяющий повседневно держать в поле зрения данную проблему и активно влиять на поддержание дисциплины и организованности в несении боевой службы и боевого дежурства, в боевой подготовке, выполнении планов и расписаний занятий; в эксплуатации, сбережении и хранении боевой техники и вооружения; в несении гарнизонной, караульной и внутренней служб; в строгом соблюдении распорядка дня; в материально-бытовом, медицинском и культурно-досуговом обслуживании личного состава и т.д. Четкое определение индивидуальных обязанностей, сфер ответственности должностных лиц и контроль за их выполнением побуждают каждого из них ответственно заниматься своим делом по формированию уставных взаимоотношений в части (подразделении).

Под системой работы по формированию уставных взаимоотношений в части (подразделении) понимается согласованная по времени, силам и средствам, формам и методам последовательность действий должностных лиц по предупреждению преступлений и проступков. Для ее разработки в условиях конкретной воинской части (корабля) необходимо:

  1. Выделить на основе анализа и прогноза приоритетные направления деятельности и поставить задачи по предупреждению складывающихся негативных тенденций.
  2. Определить, исходя из организационно-штатной структуры, специфики решаемых задач, реального состояния дел и потребностей, комплекс мероприятий по профилактике неуставных взаимоотношений, распределенных по времени между должностными лицами.
  3. Разработать с учетом конкретных требований уставов, приказов, директив и других руководящих документов всем должностным лицам, имеющим подчиненных, функциональные обязанности по формированию уставных взаимоотношений. Определить наиболее эффективные формы и методы их реализации с установленной периодичностью.
  4. Скоординировать усилия всех должностных лиц – от заместителей командира воинской части до командиров отделений в профилактике неуставных взаимоотношений, правонарушений. Придать их работе слаженный, последовательный, плановый характер.
  5. Установить жесткий контроль за выполнением функциональных обязанностей должностными лицами, а также периодичность, формы учета результатов проводимой работы и отчетности. При этом особое внимание следует обращать на конкретизацию места и роли в данной работе офицеров управления воинской части (корабля), придание их деятельности упорядоченного и планомерного характера.

Главное же состоит в том, чтобы система работы по профилактике неуставных взаимоотношений четко определяла:

  • кто и по каким направлениям осуществляет работу;
  • какие мероприятия и с какой периодичностью должны проводиться для выполнения поставленных задач;
  • как проводить эти мероприятия,
  • какие конкретно при этом формы и методы использовать.

Работа должностных лиц по формированию уставных взаимоотношений в части (подразделений) основывается на документах:

  1. Приказ командира части (подразделении) о системе работы должностных лиц по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины. Он издается, как правило, на очередной учебный год. В нем отражаются следующие позиции: в констатирующей части – краткий анализ реального состояния правопорядка и дисциплины за предыдущий год; причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений; прогноз на предстоящий год возможных, негативно влияющих на состояние правопорядка и дисциплины факторов, условий и обстоятельств, которые необходимо упредить или нейтрализовать; в приказной части – задачи основным категориям должностных лиц штаба, тыла, структур по работе с личным составом, военным дознавателям по поддержанию правопорядка и дисциплины. Этот же приказ утверждает для всех должностных лиц, имеющих подчиненных, функциональные обязанности по профилактике правонарушений, разработанные с учетом требований уставов, приказов, директив и других руководящих документов, устанавливает порядок контроля и анализа выполнения функциональных обязанностей должностными лицами.

Таким образом, приказ командира полка (корабля) является основным документом, юридически закрепляющим ответственность должностных лиц за формирование уставных взаимоотношений.

  1. Комплексный план работы по поддержанию правопорядка и дисциплины, формированию уставных взаимоотношений.

В качестве разделов плана можно выделить следующие наиболее приоритетные направления деятельности: обеспечение личной примерности офицерского состава; совершенствование стиля работы должностных лиц и повышение их персональной ответственности; создание безопасных условий военной службы, сохранение жизни и здоровья личного состава; совершенствование работы с личным составом, формирование и поддержание здоровой морально-психологической атмосферы в воинских коллективах, предупреждение суицидов; повышение дисциплинирующей роли боевой подготовки, службы войск, четкого выполнения распорядка дня; профилактика (предупреждение) неуставных взаимоотношений, уклонений от военной службы, краж и хищений; улучшение материально-бытового обустройства и организации досуга личного состава.

В плане следует четко определить всем должностным лицам – от заместителя командира полка до командира отделения, что именно, к какому сроку и в какой последовательности они должны делать для профилактики неуставных взаимоотношений в части (подразделении).

  1. Методические рекомендации по формированию уставных взаимоотношений в части (подразделении). Эти рекомендации особенно необходимы молодым офицерам и должностным лицам, прибывшим из других воинских частей и еще не усвоившим специфику задач, решаемых конкретной частью (подразделением).

Внедряя систему мер по формированию уставных взаимоотношений в практическую деятельность должностных лиц, необходимо:

  1. Изучить приказ и приложения к нему со всеми категориями должностных лиц – от заместителей командира части до командиров отделений включительно.
  2. Добиться, чтобы каждый из них имел функциональные обязанности и выписки из плана в рабочих тетрадях и учитывал их при планировании личной работы по формированию уставных взаимоотношений на день, неделю, месяц.
  3. Изготовить и иметь в воинской части, каждом подразделении, до роты включительно, плакаты, иллюстрирующие перечень основных мероприятий по формированию уставных взаимоотношений, которые обязаны проводить соответствующие должностные лица ежедневно, еженедельно, ежемесячно.
  4. Осуществлять подведение итогов состояния правопорядка и дисциплины, работы должностных лиц по их укреплению, анализируя выполнение требований приказа.
  5. Обязать должностных лиц быть готовыми доложить о выполнении требований приказа, функциональных обязанностей по профилактике неуставных взаимоотношений и результатах проводимой работы при подведении итогов: а) в частях – не реже 1 раза в месяц; б) в батальонах, отдельных подразделениях – дважды в месяц; в) в ротах – еженедельно.
  6. Изучать ход работы по профилактике неуставных взаимоотношений ежемесячно должностными лицами полка не менее чем в двух подразделениях. При этом особое внимание следует обращать: на полноту и качество выполнения должностными лицами своих функциональных обязанностей и мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению неуставных взаимоотношений; эффективность проводимой работы, уровень ее влияния на реальное состояние уставного порядка; причины и условия, способствующие совершению неуставных поступков, соответствие предупредительных мер этим причинам; оказание конкретной практической помощи должностным лицам, особенно молодым и не имеющим достаточного опыта; тщательное подведение итогов со всеми категориями военнослужащих, продолжение работы до достижения радикальных изменений к лучшему в состоянии уставного порядка.

Таковы общие требования к разработке и внедрению единой системы мер по формированию уставных взаимоотношений в части (подразделении), однако каждый вид, род войск и даже каждое соединение имеют свою специфику. Поэтому к созданию данной системы необходимо подходить творчески и учитывать: реальное состояние уставного порядка; организационно-штатную структуру, укомплектованность и район дислокации части (подразделения); национальный состав; взаимоотношения с местным населением; наиболее вероятные предпосылки происшествий и преступлений; краткосрочный и долговременный прогноз состояния правопорядка и дисциплины.

Систематизация работы должностных лиц по формированию уставных взаимоотношений – задача первостепенной важности органов военного управления, должностных лиц структур по работе с личным составом, всего офицерского состава.

В заключение необходимо отметить, что формирование уставного порядка – основа боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил. Основная роль в успешном решении проблемы неуставных взаимоотношений принадлежит офицерским кадрам воинских частей (подразделений), вооруженным четкой и эффективной системой работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка.

Отставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *