Содержание конспекта
- 1. Изображение и чтение местных предметов на картах: гидрографии, растительного покрова и грунта, населенных пунктов, производственных предприятий и социально-культурных объектов, дорожной сети и отдельных местных предметов-ориентиров
- 2. Определение характера местных предметов по изображениям на картах
- 3. Выполнение нормативов
1. Изображение и чтение местных предметов на картах: гидрографии, растительного покрова и грунта, населенных пунктов, производственных предприятий и социально-культурных объектов, дорожной сети и отдельных местных предметов-ориентиров
Гидрография
|
|
Реки и ручьи постоянные | |
Реки и ручьи пересыхающие | |
Водопады и пороги на реках в одну и две линии (5 - высота падения воды в метрах) | |
Пороги | |
|
|
Броды: 1,2 - глубина, 100 - длина в метрах, Т - характер грунта, 0,5 - скорость течения в м/с) | |
Перевозы | |
Паромные переправы:
125 - ширина реки, 4x3 - размеры парома в метрах, 2 - грузоподъемность в тоннах |
|
Мосты и путепроводы, выражающиеся в масштабе карты, длиной:
|
|
Мосты двухъярусные:
|
|
Характеристика мостов, путепроводов, эстакад: ЖБ - материал постройки, 12 - высота низа фермы над уровнем воды (на судоходных реках), 370 - длина моста, 10 - ширина проезжей части в метрах, 60 - грузоподъемность в тоннах | |
Характеристика проездов на автодорогах под мостами, путепроводами, акведуками, арками (6 и 7 - высота и ширина проезда в метрах) | |
Плотины:
Характеристика плотин:
|
|
Дамбы (Зем. - материал сооружения, 3 - ширина по верху, 6 - высота в метрах) | |
Гидроузлы:
|
|
Колодцы | |
Колодцы главные (500 л/ч - наполняемость колодца) | |
Колодцы с ветряным двигателем | |
Колодцы бетонированные с механическим подъемом воды | |
Артезианские колодцы и артезианские скважины (1500 л/ч - дедит скважины) | |
Чигири | |
Водохранилища и другие сооружения для сбора воды, не выражающиеся в масштабе карты (бассейны, сардобы, цистерны, дождевые ямы) | |
Источники (ключи, родники) | |
Каналы и канавы шириной менее 3 м, менее 10 м (на карте 1:200 000) | |
Оросительные каналы (арыки) в железобетонных лотках на опорах | |
Площади разливов крупных рек, озер и участки, затопляемые в период дождей при продолжительности затопления более двух месяцев | |
Границы и площади строящихся водохранилищ |
Растительный покров и грунты
Преобладающие породы деревьев в лесу:
Характеристика древостоя:
|
||
Узкие полосы леса и защитные лесонасаждения (6 - средняя высота деревьев в метрах) | ||
Небольшие площади леса, не выражающиеся в масштабе карты | ||
Просеки в лесу:
|
||
Поросль леса, лесные питомники и молодые посадки леса высотой до 4 м (2 - средняя высота деревьев в метрах) | ||
|
||
Отдельные рощи, не выражающиеся в масштабе карты, имеющие значение ориентиров:
|
||
Кустарники:
|
||
Узкие полосы кустарников | ||
Саксаул:
|
||
Стланик:
|
||
Заросли бамбука | ||
Рисовые поля:
|
||
Болота непроходимые и труднопроходимые (1,8 - глубина болота в метрах).Растительный покров болот: 1). травянистый; 2). моховой; 3). Камышовый и тростниковый. | ||
Болота проходимые (0,6 - глубина болота в метрах) | ||
Солончаки непроходимые (мокрые и пухлые) | ||
Солончаки проходимые | ||
Каменистые россыпи и щебеночные поверхности | ||
Галечниковые и гравийные поверхности | ||
Пески ровные | ||
Фруктовые и цитрусовые сады | ||
Ягодные сады | ||
Фруктово-ягодные сады |
Населенные пункты
Отдельные строения
Жилые и нежилые строения в кварталах, в населенных пунктах с бессистемной застройкой, а также отдельно расположенные строения | |
Выдающиеся огнестойкие здания (50 и 60 - высоты зданий в метрах) (на картах 1:100 000 и 1:200 000 не выделяются) | |
Отдельно расположенные дворы, не выражающиеся в масштабе карты (на карте 1:200 000 не показываются) | |
Разрушенные и полуразрушенные строения, имеющие значение ориентиров (на карте 1:200 000 не показываются) | |
Постоянные стоянки юрт, чумов и т. п. |
Кварталы и улицы
Плотно застроенные кварталы: 1) в крупных городах, 2) в прочих населенных пунктах. | |
Плотно застроенные кварталы в малых городах и поселках городского типа | |
Плотно застроенные части кварталов (ряды); улицы, ширина которых не выражается в масштабе карты: 1) магистральные и главные, 2) прочие улицы и проезды | |
Редко застроенные кварталы в городах и прочих населенных пунктах | |
Районы нового жилищного строительства (строящиеся кварталы) | |
Районы нового промышленного строительства | |
Разрушенные и полуразрушенные кварталы |
Промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты (отдельные местные предметы-ориентиры)
Заводские, фабричные и другие трубы (60 - высота трубы в метрах) | |
Заводы, фабрики и мельницы с трубами (50 - высота трубы в метрах) | |
Заводы, фабрики и мельницы без труб | |
Устья шахтных стволов и штолен: 1) действующих, 2) недействующих | |
Места добычи полезных ископаемых открытым способом (карьеры); 5 - глубина карьера в метрах | |
Терриконы, отвалы пород (15 и 25 - высоты в метрах) | |
Соляные разработки (открытые) | |
Торфоразработки | |
Нефтяные и газовые скважины с вышками | |
Нефтяные, газовые и другие скважины без вышек (на карте 1:200 000 не показываются) | |
Склады горючего и газгольдеры | |
Бензоколонки и заправочные станции | |
Гидроэлектростанции (ГЭС) | |
Электростанции (ГРЭС, ТЭЦ и др.) | |
Электрические подстанции (трансформаторные и преобразовательные) | |
Радиостанции и телевизионные центры | |
Телевизионные башни (160 - высота башни в метрах) | |
Телевизионные, радио - и радиорелейные мачты (80 - высота мачты в метрах) | |
1) Аэродромы и гидроаэродромы; 2) участки дорог, оборудованные для взлета и посадки самолетов | |
Посадочные площадки (на суше и на воде) | |
Капитальные сооружения башенного типа (водонапорные башни и т. п.) (55 - высота в метрах) | |
Вышки легкого типа (наблюдательные, прожекторные и т. п.) | |
Водяные мельницы и лесопильни | |
|
|
Печи для обжига извести, получения древесного угля, имеющие значение ориентиров (на карте 1:200 000 не показываются) | |
Оранжереи, теплицы; парники (только на карте 1:25 000) | |
Пасеки (только на картах 1:25 000 и 1:50 000) | |
Загоны для скота (на карте 1:200 000 не показываются) | |
Дома лесников | |
Телеграфные, радиотелеграфные конторы и отделения, телефонные станции (на карте 1:200000 не показываются) | |
Метеорологические станции | |
Церкви, костелы, кирки | |
Мечети | |
Буддийские и другие храмы и пагоды | |
1) Часовни, 2) мазары, субурганы, обо и другие подобные им сооружения | |
Выдающиеся памятники и монументы | |
Памятники и монументы, туры, братские могилы и отдельные могилы, имеющие значение ориентиров | |
1) Кладбища, 2) кладбища с густой древесной растительностью | |
Скотомогильники (на карте 1:200 000 не показываются) | |
Линии связи (телефонные, телеграфные, радиотрансляции) | |
Подводные кабели связи | |
ЛЭП на деревянных опорах и железобетонных столбах высотой менее 14 м | |
ЛЭП на металлических и железобетонных опорах (фермах, столбах) высотой 14 м и более, 150 кВ - напряжение в тысячах вольт, 25 - высота опоры в метрах | |
Несколько рядом идущих линий электропередачи (2 - количество ЛЭП) | |
Нефтепроводы: 1) наземные, 2) подземные, подводные; станции перекачки | |
Газопроводы: 1) наземные, 2) подземные, подводные; компрессорные станции | |
Несколько рядом идущих нефте - или газопроводов (3-количество трубопроводов) | |
Несколько рядом идущих нефтепроводов и газопроводов | |
Дюкеры на линиях нефте - и газопроводов | |
Лотки для спуска леса и других материалов (на карте 1:200 000 не показываются) | |
Каменные, кирпичные стены и металлические ограды | |
Легкие ограждения промышленных, сельскохозяйственных и социально-культурных объектов (деревянные заборы, изгороди, ограждения из колючей проволоки и т. п.) (на карте 1:200 000 не показываются) |
Дородная сеть
Железные дороги
Железные дороги: 1) однопутные, 2) двухпутные, 3) трехпутные | |
Электрифицированные железные дороги: 1) однопутные, 2) двухпутные, 3) трехпутные | |
Железные дороги монорельсовые | |
Узкоколейные железные дороги и станции на них | |
Трамвайные линии | |
Подвесные дороги: опорные фермы (только на карте 1:25000) | |
Фуникулеры (на карте 1:200000 не показываются) | |
Станции железнодорожные. Расположение главного здания станции: 1) сбоку путей, 2) между путями, 3) расположение неизвестно | |
1) Разъезды, платформы, обгонные и остановочные пункты, 2) блокпосты и путевые посты, 3) посты при охраняемых железно-дорожных переездах | |
1) Погрузочно-разгрузочные площадки, 2) тупики и подъездные пути, 3) участки дорог с большими уклонами- более 20%о,4) трубы | |
Туннели (450- длина, 8- высота, 12- ширина в метрах) шахтные стволы на туннелях (70- глубина в метрах); Галереи | |
|
|
Полотно разобранных железных дорог | |
Строящиеся железные дороги: 1) ширококолейные,2) узкоколейные | |
Депо, вокзалы, станционные пути, выражающиеся в масштабе карты; переходные мостики, семафоры и светофоры, поворотные круги |
Автомобильные и грунтовые дороги, тропы
Автомагистрали (автострады); 8 - ширина проезжей части в метрах, 2 - количество проезжих частей, Ц - материал покрытия | |
Автомобильные дороги с усовершенствованным покрытием (усовершенствованные шоссе); 8 - ширина проезжей части, 12 - ширина земляного полотна в метрах, А - материал покрытия | |
Автомобильные дороги с покрытием (шоссе); 6 - ширина проезжей части, 10 - ширина земляного полотна в метрах, Щ - материал покрытия | |
Автомобильные дороги без покрытия (улучшенные грунтовые дороги); 6 - ширина проезжей части в метрах; труднопроезжие участки дорог | |
Автомобильные дороги с деревянным покрытием; 5 - ширина покрытия (на карте 1:200 000 не показываются) | |
Грунтовые проселочные дороги и трудно проезжие участки дорог | |
Полевые и лесные дороги | |
Зимние дороги (зимники, автозимники) | |
Караванные пути и вьючные тропы; участки троп на искусственных карнизах (1 - наименьшая ширина, 25 - длина карниза в метрах) | |
Пешеходные тропы и пешеходные мосты | |
Строящиеся дороги: 1) автомагистрали, 2) автомобильные дороги с усовершенствованным покрытием; 3) автомобильные дороги с покрытием, 4) автомобильные дороги без покрытия | |
Участки дорог:
|
|
Туннели (250 - длина, 8,12 - высота и ширина в метрах) и галереи | |
1) Транспортные развязки на автомобильных дорогах,2) подземные переходы (на карте 1:200 000 не показываются) | |
1) Стоянки автотранспорта на автомагистралях и автомобильных дорогах с усовершенствованным покрытием (Р - обозначение стоянок) 2) легкие придорожные сооружения (павильоны, навесы), 3) съезды и въезды | |
1) Номера автомобильных дорог[1]; 2) километровые знаки (столбы и камни) и подписи числа километров, 3) обсадки |
2. Определение характера местных предметов по изображениям на картах
По рельефу и местным предметам, изображенным на карте, можно судить о пригодности данной местности на организацию и ведение боя, на применение боевой техники в бою, на условия наблюдения, ведения огня, ориентирования, маскировки, а также на проходимость.
Наличие на карте большого количества населенных пунктов и отдельных массивов леса, обрывов и промоин, озер, рек и ручьев свидетельствует о пересеченности местности и ограниченном обзоре, что будет затруднять движение боевой и транспортной техники вне дорог, создавать трудности при организации наблюдения. Вместе с тем изрезанный характер рельефа создает неплохие условия для укрытия и защиты подразделений от воздействия оружия массового поражения противника, а массивы леса могут быть использованы для маскировки личного состава подразделения, боевой техники и т. д.
По характеру планировки, размерам и шрифту подписи населенных пунктов можно сказать, что одни населенные пункты относятся к городам, другие – к поселкам городского типа, а третьи – к поселкам сельского типа. Оранжевая окраска кварталов указывает на преобладание огнестойких строений. Близко расположенные друг к другу черные прямоугольники внутри кварталов указывают на плотный характер застройки, а желтая заливка - на неогнестойкость строений.
В населенном пункте могут располагаться метеостанция, электростанция, радиомачта, склад горючего, завод с трубой, железнодорожная станция, мукомольный завод и другие объекты. Часть этих местных предметов может служить хорошими ориентирами.
На карте может быть изображена сравнительно развитая сеть дорог различных классов. Если на условном знаке шоссейной дороги имеется подпись, например, 10 (14) Б. Это значит, что покрытая часть дороги имеет ширину 10 м., а от канавы до канавы - 14 м, покрытие булыжник. По местности может проходить однопутная (двухпутная) железная дорога. Изучая маршрут движения вдоль железной дороги, можно найти на карте отдельные участки дорог, которые проходят по насыпи или в выемке с указанной глубиной.
При более подробном изучении дорог можно установить: наличие и характеристику мостов, насыпей, выемок и других сооружений; наличие труднопроходимых участков, крутых спусков и подъемов; возможность съезда с дорог и движения рядом с ними.
При изучении грунтовых дорог особое внимание обращают на выявление грузоподъемности мостов и паромных переправ, так как на таких дорогах они часто не рассчитаны на пропуск тяжелых колесных и гусеничных машин.
Водные поверхности изображаются на картах синим или голубым цветом, поэтому они отчетливо выделяются среди условных знаков других местных предметов.
По характеру шрифта подписи реки можно судить о ее судоходности. Стрелка и цифра на реке указывают в какую сторону она течет и с какой скоростью. Подпись, например означает, что ширина реки в данном месте 250 м, глубина - 4,8 м, а грунт дна песчаный. Если через реку имеется мост, то рядом с изображением моста дается его характеристика.
Если река на карте изображена одной линией, то это говорит о том, что ширина реки не превышает 10 м., если река изображена в две линии, а ее ширина на карте не обозначена, ее ширину можно определить по обозначенным характеристикам мостов.
Если река проходима вброд, то условный знак брода указывает глубина брода и грунт дна.
При изучении почвенно-растительный покров, можно найти на карте различные по величине участки леса. Пояснительные условные знаки на зеленой заливке площади леса могут указывать на смешанный состав породы деревьев, лиственный или хвойный лес. Подпись, например , говорит о том, что средняя высота деревьев 25 м, их толщина 30 см, средние расстояния между ними 5 м, что позволяет сделать вывод о невозможности движения по лесу автомашин и танков вне дорог.
Изучение рельефа по карте начинается с определения общего характера неровностей того участка местности, на котором предстоит выполнять боевую задачу. Например, если на карте изображен холмистый рельеф с относительными высотами 100-120 м, а расстояние между горизонталями (заложение) от 10 до 1 мм, это говорит о сравнительно небольшой крутизне скатов (от 1 До 10°).
Детальное изучение рельефа местности по карте связано с решением задач по определению высот и взаимного превышения точек, вида, направления крутизны скатов, характеристик (глубины, ширины и протяженности) лощин, оврагов, промоин и других деталей рельефа.
3. Выполнение нормативов
№ норм. |
Наименование норматива |
Условия (порядок) выполнения норматива |
Категория обучаемых |
Оценка по времени |
||
«отл.» |
«хор.» |
«уд.» |
||||
3 |
Чтение карты | Определить 10 объектов местности, изображенных на карте условными знаками, и дать их характеристику. Ошибка, снижающая оценку на один балл:
Время отсчитывается от момента выдачи карты до окончания доклада об объектах местности и их характеристиках. |
Военнослужащий |
2 мин 20 с |
2 мин 30 с |
3 мин |
9 |
Определение по карте высот, взаимной видимости точек и крутизны ската | На карте даны две точки на удалении 10–15 см с 2-3 укрытиями между ними. Определить абсолютные высоты двух точек, превышения между ними и их взаимную видимость, показать все подъемы и спуски по прямой линии между точками и определить наибольшую крутизну ската. Ошибки в определении высот не должны превышать 0,5 высоты сечения рельефа, а крутизна ската - 3°. Время на выполнение норматива отсчитывается от момента окончания постановки задачи до доклада о ее выполнении. |
Офицеры |
9 мин |
10 мин |
12 мин |
№ норм. |
Наименование норматива |
Условия (порядок) выполнения норматива |
Категория обучаемых |
Оценка по времени |
||
«отл.» |
«хор.» |
«уд.» |
||||
10 |
Построение профилей местности: | На миллиметровой бумаге построить профиль местности по указанному на карте направлению длиной 10-15 км. Местность среднепересеченная. Ошибки снижающие оценку до «неудовлетворительно»:
Время на выполнение норматива отсчитывается от момента окончания постановки задачи до сдачи чертежа профиля. |
Офицеры | |||
полного |
10 мин |
12 мин |
15 мин |
|||
сокращенного |
5 мин |
6 мин |
8 мин |
[1] Буквенные индексы М, А и Р при номерах автомобильных дорог РФ указывают на принадлежность дорог к сети: М - магистральных общегосударственного значения; А - прочих общегосударственного значения: Р - республиканского значения.
Скачать конспект