Содержание конспекта
При организации и ведении боевых действий командиры и начальники Вооруженных Сил РФ, добиваясь выполнения поставленных боевых задач, должны учитывать нормы международного гуманитарного права (МГП) и способствовать тому, чтобы их подчиненные не нарушали его принципов.
Характеристика запрещенных средств и методов ведения войны.
Право сторон вооруженного конфликта выбирать средства и методы ведения войны не является неограниченным. IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, Конвенция о запрещении и ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1981 г. и ст. 35 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям содержит нормы, определяющие характер методов и средств ведения войны.
В статье 36 Дополнительного протокола I содержится норма, которая гласит, что при изучении, разработке, приобретении или принятии на вооружение новых видов оружия, средств или методов ведения войны государства обязаны «определить, подпадает ли их применение при некоторых или при всех обстоятельствах под запрещение» норм международного права.
В международном праве все методы и средства ведения войны делятся на дозволенные (правомерные) и недозволенные (неправомерные, незаконные); на запрещенные (полностью или частично) и незапрещенные.
Средства ведения войны – это оружие и иная военная техника, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для уничтожения живой силы и техники противника, подавления его способности к сопротивлению.
К запрещенным средствам ведения войны международное гуманитарное право относит те, которые причиняют излишние страдания своими поражающими свойствами:
- Пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле.
К ним относятся пули с надрезами или полостями, например дум-дум, благодаря чему они расширяются при входе в тело человека, принося дополнительные повреждения. Кроме того, такие пули гораздо быстрее останавливаются и, таким образом, позволяют использовать всю кинетическую энергию для разрушения. Гаагская декларация 1899 года специально запретила их использование. В течение более 100 лет эта Декларация в основном соблюдалась: пули, о которых конкретно говорится в ней, почти никогда не применялись в войнах.
- Снаряды весом менее 400 граммов, начиненные взрывчатыми или горючими веществами.
Данный запрет имеет целью исключить использование разрывных пуль как боеприпасов, причиняющих излишние страдания. Запрет на разрывные боеприпасы массой до 400 г не распространяется на снаряды пушек калибра 20-25 мм. Источником правового регулирования в данной области является Санкт-Петербургская декларация о запрете применения во время войны некоторых разрывных снарядов весом менее 400 г (1868 г.).
- Яды или отравленное оружие.
Источниками правового регулирования в данной области являются: ст. 23 Гаагских конвенций (1899 г. и 1907 г.); мирные договоры (Версаль, Сен-Жермен, Нейи, Трианон), положения и различные военные руководства государств мира.
Запрещение применять яды и отравленное оружие есть логическое следствие запрещения применять оружие, приводящее к неизбежной смерти (некоторые яды в определенных дозах обладают таким действием), причиняющее излишние страдания (рана, полученная в результате его применения, усугубляет мучения жертвы), имеющее неизбирательное действие (яды поражают и военнослужащих, и гражданских лиц в случае отравления источников, колодцев, сельскохозяйственных культур, продовольствия).
- Снаряды, имеющие единственное назначение – распространять отравляющие вещества; удушающие и другие ядовитые газы и бактериологические средства.
Газы представляют собой разновидность химического оружия. Как и бактериологическое (биологическое) оружие, химические средства отличаются тем, что поражают исключительно живые существа: людей, животных и растения.
Несмотря на имеющееся в международном гуманитарном праве запрещение применять «удушливые, ядовитые или подобные газы», боевые отравляющие вещества использовались многими воюющими странами во время Первой и Второй мировых войн; США в Корее в 1951-1952 гг.; США и сайгонским правительством во Вьетнаме с 1961 по 1975 г. (в основном в форме дефолиантов и раздражающих газов); португальскими войсками во время колониальных войн в Гвинее-Бисау и Анголе в 1968-1970 гг.; Ираком во время войны с Ираном с 1983 по 1988 г.
В 1992 году Конференция по разоружению приняла Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, которая была подписана в Париже 13 января 1993 г. Конвенция запретила не только применение химического оружия, но и подготовку такого применения. Для Российской Федерации эта Конвенция вступила в силу в 1998 году. 5 ноября 1997 года был принят Федеральный закон «О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении».
- Бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие.
Аналогично химическому бактериологическое оружие поражает только живую материю, однако в отличие от первого оно состоит из живых организмов, способных размножаться и выделять токсины, поражающие людей, животных и растения. Запрещение применять это оружие основывается прежде всего на неизбирательном характере его действия.
Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления бактериологического (биологического) и токсинного оружия и о его уничтожении от 10 апреля 1972 г. запретила его производство в военных целях, а также средства доставки.
- Средства воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда.
Источником правового регулирования в данной области является Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.).
В ходе вооруженных конфликтов воздействие на природную среду может осуществляться по двум направлениям: причинение ущерба окружающей среде преднамеренно или случайно (например, чтобы лишить войска противника укрытия, уничтожить посевы продовольственных культур, терроризировать гражданское население); использование искусственных изменений природной среды как прямого средства ведения боевых действий. Под средствами воздействия на природную среду Конвенция подразумевает любые средства для изменения путем преднамеренного управления природными процессами динамики, состава или структуры Земли (включая ее биосферу, литосферу, гидросферу и атмосферу) или космического пространства. Более конкретно речь идет о том, чтобы не использовать в военных целях искусственно вызываемые явления: землетрясения, цунами, нарушение экологического баланса какого-либо района, изменения в элементах погоды и климата, в океанических течениях, в состоянии озонового слоя и ионосферы (т.е. речь идет о запрете геофизической войны). Это связано с перспективами разработки оружия на новых физических принципах.
- Конкретные виды обычного оружия неизбирательного действия и оружия, использование которого вызывает чрезмерные повреждения или страдания.
К ним относятся:
- любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении поражений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей;
- мины, мины-ловушки или другие устройства, специально спроектированные для срабатывания от излучения миноискателя;
- любые самодеактивирующиеся мины, оснащенные элементом неизвлекаемости;
- противопехотные мины, которые не обнаруживаются при помощи общедоступных миноискателей;
- мины-ловушки, устанавливаемые вне военных объектов и каким- либо образом соединенные или ассоциирующиеся с международными отличительными эмблемами;
- самодельные мины-ловушки, выполненные в форме безвредных предметов;
- ослепляющее лазерное оружие;
- зажигательное оружие при любых обстоятельствах против гражданского населения и гражданских объектов, а также для уничтожения лесов и иного вида растительного покрова, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются противником в военных целях.
Источниками правового регулирования в данной области являются Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (1980 г.) (с поправками, внесенными в ст. 1 от 21 декабря 2001 г.), и прилагаемые к ней протоколы: о не обнаруживаемых осколках (Протокол I); о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II) (с поправками 1996 г.); о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия (Протокол III); об ослепляющем лазерном оружии (Протокол IV) (1995 г.); по взрывоопасным пережиткам войны (Протокол V) (2003 г.); Конвенция о запрещении использования, накопления, производства и продажи противопехотных мин и об их уничтожении (1997 г.).
Протокол I к Конвенции 1980 г. запретил использование любого оружия, главное действие которого состоит в причинении вреда частицами, которые не могут быть обнаружены в человеческом теле при помощи рентгеновских лучей. Имелись в виду прежде всего пластиковые мины.
Протокол II (ст. 7) запретил использование мин-ловушек и аналогичных устройств, которые каким-либо образом соединены или ассоциируются с:
- международно признанными защитными эмблемами, знаками или сигналами;
- больными, ранеными или мертвыми;
- местами захоронения или кремации, либо могилами;
- медицинскими объектами, медицинским оборудованием, медицинским имуществом или санитарным транспортом;
- детскими игрушками или другими переносными предметами или продуктами, специально предназначенными для кормления, обеспечения здоровья, гигиены или используемыми как предметы одежды или обучения детей;
- продуктами питания или напитками;
- кухонной утварью или принадлежностями, за исключением находящихся в военных учреждениях, воинских расположениях или на военных складах;
- предметами явно религиозного характера;
- историческими памятниками, произведениями искусства или местами отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов;
- животными или их трупами.
Минные поля должны быть четко обозначены на местности, ограждены и охраняемы. В мае 1996 г. на Конференции ООН были приняты дополнения к Конвенции 1980 г., которые запрещают передачу другим странам необнаруживаемых противопехотных мин. Иные мины могут передаваться только признанным государствам. Разрешено использовать обнаруживаемые мины (содержащие не менее 8 г металла).
Протокол III к Конвенции ООН 1980 г. ограничил применение зажигательного оружия, которое предназначено главным образом для того, чтобы поджигать объекты или вызывать ожоги у людей. При любом его использовании должна быть выделена цель для атаки. Запрещено использование зажигательного оружия в отношении мирного населения. Не разрешается применение зажигательных средств для уничтожения полей, лесов и т.д., за исключением случаев их активного использования противником в военных целях. При этом действуют принципы пропорциональности и военной необходимости.
В соответствии с Протоколом IV запрещается применять лазерное оружие, специально предназначенное для использования в боевых действиях, чтобы вызвать слепоту у людей, не использующих оптические приборы, так как это не отвечает принципу непричинения излишних страданий.
Протокол V был принят 27 ноября 2003 г. на Совещании государств – участников Конвенции 1980 г. и применяется к взрывоопасным пережиткам войны на сухопутной территории, включая внутренние воды государства в целях минимизации рисков и воздействия взрывоопасных пережитков войны в постконфликтных ситуациях. Под взрывоопасными пережитками войны понимаются неразорвавшиеся боеприпасы и оставленные взрывоопасные боеприпасы. Стороны в вооруженном конфликте обязаны регистрировать и передавать информацию стороне, контролирующей территорию (в том числе гражданскому населению), о таких боеприпасах с целью их маркировки, разминирования и ликвидации.
Под методами ведения вооруженной борьбы следует понимать порядок использования средств ведения вооруженной борьбы для уничтожения живой силы и военной техники противника. В международном гуманитарном праве четко проводится различие между вероломством и военными хитростями.
В доктрине международного права под вероломством понимается осуществление враждебного акта под прикрытием права на защиту.
Примерами вероломства (как это предусмотрено в ст. 37 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года) могут служить следующие действия:
- симулирование намерения вести переговоры под флагом перемирия;
- симулирование капитуляции;
- симулирование выхода из строя вследствие ранения или болезни;
- симулирование обладания статусом гражданского лица или некомбатанта;
- симулирование обладания статусом, предоставляющим защиту, путем использования знаков, эмблем или форменной одежды ООН, нейтральных государств или других государств, не являющихся сторонами, находящимися в конфликте.
Однако симуляция имеет целью лишь введение в обман, заблуждение, поэтому обязательной составляющей вероломства, безусловно, должны быть последующие действия, для осуществления которых и применялась симуляция.
В отличие от вероломства военные хитрости считаются правомерными и означают любое действие, не являющееся в конечном счете вероломным, но направленное на то, чтобы ввести противника в заблуждение или вынудить его действовать опрометчиво (ст. 37 п. 2 Дополнительного протокола I).
Примерами военных хитростей могут служить следующие действия:
- маскировка (природная, с использованием красителей, сеток, дыма);
- мероприятия по активной маскировке (ложные цели, отвлекающие удары);
- демонстративные действия, ложные операции;
- дезинформация, ложная информация;
- использование технических средств (электронных, средств связи).
Дополнительный протокол I (ст. 38-39) содержит перечень запрещенных методов введения противника в заблуждение. К ним относятся следующие методы:
- запрещение использования во время участия в боевых действиях, для прикрытия военных операций, содействия им или их затруднения флагов, военных эмблем или форменной одежды противника, нейтральных государств или ООН.;
- запрещение использования не по назначению отличительных знаков медицинской службы, гражданской обороны, культурных ценностей, установок и сооружений, содержащих опасные силы, белого флага парламентера, а также других общепризнанных отличительных знаков и сигналов (например, для демилитаризованных зон, необороняемых местностей).
Анализ норм, содержащихся в ст. 35,53,75, 85 Дополнительного протокола I, позволяет выделить следующие группы запрещенных методов ведения вооруженной борьбы.
- Направленные против комбатантов противника:
- предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих к войскам противника;
- убийство парламентера и сопровождающих его лиц (трубача, горниста, барабанщика);
- убийство или ранение лиц неприятеля, которые, сложив оружие или не имея возможности защищаться, сдались в плен;
- нападение на лиц, вышедших из строя вследствие болезни или ранения, а также на лиц, покинувших терпящий бедствие летательный аппарат (за исключением лиц, относящихся к воздушно-десантным войскам);
- принуждение лиц противной стороны принимать участие в военных действиях, направленных против их страны;
- отдание приказа не оставлять никого в живых, угрожать этим или вести военные действия на этой основе;
- взятие заложников.
- Направленные против гражданского населения:
- осуществление геноцида, апартеида;
- террор в отношении местного населения;
- использование голода среди гражданского населения.
- Направленные против объектов:
- атака, бомбардировка или уничтожение санитарных учреждений, госпитальных судов (санитарных транспортов), санитарных самолетов, имеющих надлежащие отличительные знаки;
- бомбардирование военными самолетами, морскими кораблями незащищенных городов, портов, селений, жилищ, исторических памятников, храмов, госпиталей при условии, что они не используются в военных целях;
- уничтожение культурных ценностей, исторических памятников, мест отправления культа и др., составляющих культурное или духовное наследие народа, а также их использование для обеспечения успеха в военных действиях.
- Направленные против собственности:
- истребление или захват неприятельской собственности, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью;
- захват судов, предназначенных для берегового рыболовства или потребностей местного мореплавания; госпитальных судов, а также судов, выполняющих научные и религиозные функции;
- разграбление города или местности.
Указания на методы ведения боевых действий обычно содержатся в распорядительных документах (приказах) органов военного управления, поэтому именно в них и должны предусматриваться все меры предосторожности, которые необходимы при проведении операции.
Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.
Нарушение правовых норм влечет за собой ответственность. В международном гуманитарном праве ответственность делится на два вида: ответственность государства и ответственность индивидов (конкретных правонарушителей).
Основанием для возникновения международно-правовой ответственности является совершение государством международного правонарушения (международно- противоправного деяния).
Международное правонарушение – это действие или бездействие субъекта международного права, нарушающее нормы международного права и наносящее другому субъекту или всему международному сообществу в целом вред материального или нематериального характера (например, агрессия, посягательство на территориальную целостность и политическую независимость, нарушение договорных обязательств).
Каждое государство должно принять все законодательные, административные и иные меры к тому, чтобы нормы международного права, закрепленные в конвенциях и соглашениях, выполнялись всеми органами государства и конкретными лицами (например, военнослужащими). Ответственность несет государство в целом, хотя противоправные действия могут совершаться государственными органами (например, воинскими частями) либо должностными лицами государства, выступающими от его имени. Бездействие органов власти может иметь место, когда своевременное вмешательство могло бы предотвратить неправомерные действия, в том числе своих граждан либо иностранцев (например, при нападении на дипломатические или консульские представительства ответственность будут нести органы, которые обязаны были предотвратить такие посягательства).
Под вредными последствиями правомерной деятельности понимается нанесение материального ущерба источником повышенной опасности, использование или применение которого не запрещено международным правом (космические объекты, военные самолеты, суда с ядерными энергетическими установками). Ответственность наступает в силу самого факта причинения ущерба, так как государства в договорном порядке согласились признавать обязательность возмещения материального ущерба.
Международные правонарушения в зависимости от характера и тяжести подразделяются на международные деликты (проступки) и международные преступления.
Международные деликты – это противоправные действия, наносящие ущерб отдельному государству либо ограниченному кругу субъектов международного права (например, установление дискриминационного режима для определенных категорий иностранцев, нарушение дипломатического иммунитета).
Международное преступление – это опасное международное правонарушение, посягающее на жизненно важные интересы государств и наций, подрывающее основы их существования, грубо попирающее важнейшие принципы международного права, представляющее угрозу миру и безопасности человечества. К ним относятся:
- преступления против мира и безопасности;
- преступления против участников вооруженных конфликтов и жертв войны;
- преступления против наций и народов, борющихся за самоопределение, а также против жизни отдельных народностей, рас, национальных и этнических групп;
- преступления против природной среды.
Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в международных договорах и подтверждены в резолюциях ООН и других международных организаций:
- Устав ООН (ст. ст. 39, 41 и 42) определяет процедуру реализации ответственности за преступления против мира и безопасности;
- с 1972 г. действует Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами;
- на основании конвенций 1948 и 1973 гг. решаются вопросы ответственности за преступления апартеида и геноцида.
Существуют следующие виды международно-правовой ответственности: политическая; материальная; уголовная ответственность физических лиц.
Политическая ответственность может наступать в форме санкций, сатисфакций или репрессалий.
Санкции – это принудительные действия в отношении государств- нарушителей, применяемые Советом Безопасности ООН в соответствии со ст. 39, 41, 42 Устава ООН. Принудительные действия включают меры военного (демонстрации, блокада) и невоенного характера (полный или частичный разрыв экономических отношений, ст. 41 Устава ООН); исключение из состава ООН (ст. 6 Устава ООН); приостановление прав и привилегий, принадлежащих государству как члену ООН (ст. 5 Устава ООН).
Сатисфакции состоят в выражении сожаления, удовлетворения, сочувствия, взятии обязательства привлечь виновных к ответственности. Они применяются в случае нематериального ущерба, причиненного чести и достоинству государства.
Репрессалии – ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом;
Материальная ответственность выражается в обязанности возместить материальный ущерб. Она реализуется посредством репарации и реституции.
Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, в виде товаров, услуг. Они применяются, как правило, на основе международных договоров, причем сумма, подлежащая возмещению, обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного вооруженным конфликтом.
Реституции представляют собой возвращение в натуре неправомерно изъятых у государства, его организаций и граждан материальных ценностей (либо их замена предметами того же рода и примерно равноценными).
На основании договоров может возникать такая разновидность материальной ответственности, как объективная (абсолютная) ответственность. Она возникает вне зависимости от вины причинителя ущерба, т.е. за ущерб, причиненный в результате правомерных действий.
Установление политической и материальной ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права является одной из гарантий укрепления международного правопорядка, важной превентивной мерой, направленной на предотвращение вооруженных конфликтов.
Законодательство Российской Федерации учитывает положения международного гуманитарного права в части установления ответственности за его серьезные нарушения.
К ответственности за указанные деяния могут привлекаться должностные лица органов военного управления, командиры воинских формирований или подразделений, военнослужащие и другие участники вооруженного конфликта.
Действия, образующие состав преступления, связанного с нарушением норм международного гуманитарного права, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Статья 42 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает, что лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях, а неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.
Уголовный кодекс Российской Федерации содержит главу 34 «Преступления против мира и безопасности человечества» и устанавливает соответствующую уголовную ответственность за различные виды преступлений. В данную главу в числе иных включены следующие статьи: статья 355 «Производство или распространение оружия массового поражения»; статья 356 «Применение запрещенных средств и методов ведения войны»; статья 357 «Геноцид»; статья 358 «Экоцид»; статья 359 «Наемничество»; статья 360 «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой».
К лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные статьями 356, 357 и 358 Уголовного кодекса Российской Федерации, сроки давности не применяются.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Декларации о территориальном убежище, принятой единогласно Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций на 22-й сессии 14 декабря 1967 г., на военных преступников, совершивших военные преступления или преступления против человечности, не распространяются нормы, регулирующие право убежища.
За нарушения норм международного гуманитарного права, не влекущих уголовную ответственность, военнослужащие привлекаются к ответственности в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации и нормативными правовыми актами, предусматривающими их материальную ответственность.При организации и ведении боевых действий командиры и начальники Вооруженных Сил РФ, добиваясь выполнения поставленных боевых задач, должны учитывать нормы международного гуманитарного права (МГП) и способствовать тому, чтобы их подчиненные не нарушали его принципов.
Характеристика запрещенных средств и методов ведения войны.
Право сторон вооруженного конфликта выбирать средства и методы ведения войны не является неограниченным. IV Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны, Конвенция о запрещении и ограничении применения конкретных видов обычного оружия 1981 г. и ст. 35 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям содержит нормы, определяющие характер методов и средств ведения войны.
В статье 36 Дополнительного протокола I содержится норма, которая гласит, что при изучении, разработке, приобретении или принятии на вооружение новых видов оружия, средств или методов ведения войны государства обязаны «определить, подпадает ли их применение при некоторых или при всех обстоятельствах под запрещение» норм международного права.
В международном праве все методы и средства ведения войны делятся на дозволенные (правомерные) и недозволенные (неправомерные, незаконные); на запрещенные (полностью или частично) и незапрещенные.
Средства ведения войны – это оружие и иная военная техника, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для уничтожения живой силы и техники противника, подавления его способности к сопротивлению.
К запрещенным средствам ведения войны международное гуманитарное право относит те, которые причиняют излишние страдания своими поражающими свойствами:
- Пули, легко разворачивающиеся или сплющивающиеся в человеческом теле.
К ним относятся пули с надрезами или полостями, например дум-дум, благодаря чему они расширяются при входе в тело человека, принося дополнительные повреждения. Кроме того, такие пули гораздо быстрее останавливаются и, таким образом, позволяют использовать всю кинетическую энергию для разрушения. Гаагская декларация 1899 года специально запретила их использование. В течение более 100 лет эта Декларация в основном соблюдалась: пули, о которых конкретно говорится в ней, почти никогда не применялись в войнах.
- Снаряды весом менее 400 граммов, начиненные взрывчатыми или горючими веществами.
Данный запрет имеет целью исключить использование разрывных пуль как боеприпасов, причиняющих излишние страдания. Запрет на разрывные боеприпасы массой до 400 г не распространяется на снаряды пушек калибра 20-25 мм. Источником правового регулирования в данной области является Санкт-Петербургская декларация о запрете применения во время войны некоторых разрывных снарядов весом менее 400 г (1868 г.).
- Яды или отравленное оружие.
Источниками правового регулирования в данной области являются: ст. 23 Гаагских конвенций (1899 г. и 1907 г.); мирные договоры (Версаль, Сен-Жермен, Нейи, Трианон), положения и различные военные руководства государств мира.
Запрещение применять яды и отравленное оружие есть логическое следствие запрещения применять оружие, приводящее к неизбежной смерти (некоторые яды в определенных дозах обладают таким действием), причиняющее излишние страдания (рана, полученная в результате его применения, усугубляет мучения жертвы), имеющее неизбирательное действие (яды поражают и военнослужащих, и гражданских лиц в случае отравления источников, колодцев, сельскохозяйственных культур, продовольствия).
- Снаряды, имеющие единственное назначение – распространять отравляющие вещества; удушающие и другие ядовитые газы и бактериологические средства.
Газы представляют собой разновидность химического оружия. Как и бактериологическое (биологическое) оружие, химические средства отличаются тем, что поражают исключительно живые существа: людей, животных и растения.
Несмотря на имеющееся в международном гуманитарном праве запрещение применять «удушливые, ядовитые или подобные газы», боевые отравляющие вещества использовались многими воюющими странами во время Первой и Второй мировых войн; США в Корее в 1951-1952 гг.; США и сайгонским правительством во Вьетнаме с 1961 по 1975 г. (в основном в форме дефолиантов и раздражающих газов); португальскими войсками во время колониальных войн в Гвинее-Бисау и Анголе в 1968-1970 гг.; Ираком во время войны с Ираном с 1983 по 1988 г.
В 1992 году Конференция по разоружению приняла Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, которая была подписана в Париже 13 января 1993 г. Конвенция запретила не только применение химического оружия, но и подготовку такого применения. Для Российской Федерации эта Конвенция вступила в силу в 1998 году. 5 ноября 1997 года был принят Федеральный закон «О ратификации Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении».
- Бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие.
Аналогично химическому бактериологическое оружие поражает только живую материю, однако в отличие от первого оно состоит из живых организмов, способных размножаться и выделять токсины, поражающие людей, животных и растения. Запрещение применять это оружие основывается прежде всего на неизбирательном характере его действия.
Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления бактериологического (биологического) и токсинного оружия и о его уничтожении от 10 апреля 1972 г. запретила его производство в военных целях, а также средства доставки.
- Средства воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда.
Источником правового регулирования в данной области является Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.).
В ходе вооруженных конфликтов воздействие на природную среду может осуществляться по двум направлениям: причинение ущерба окружающей среде преднамеренно или случайно (например, чтобы лишить войска противника укрытия, уничтожить посевы продовольственных культур, терроризировать гражданское население); использование искусственных изменений природной среды как прямого средства ведения боевых действий. Под средствами воздействия на природную среду Конвенция подразумевает любые средства для изменения путем преднамеренного управления природными процессами динамики, состава или структуры Земли (включая ее биосферу, литосферу, гидросферу и атмосферу) или космического пространства. Более конкретно речь идет о том, чтобы не использовать в военных целях искусственно вызываемые явления: землетрясения, цунами, нарушение экологического баланса какого-либо района, изменения в элементах погоды и климата, в океанических течениях, в состоянии озонового слоя и ионосферы (т.е. речь идет о запрете геофизической войны). Это связано с перспективами разработки оружия на новых физических принципах.
- Конкретные виды обычного оружия неизбирательного действия и оружия, использование которого вызывает чрезмерные повреждения или страдания.
К ним относятся:
- любое оружие, основное действие которого заключается в нанесении поражений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей;
- мины, мины-ловушки или другие устройства, специально спроектированные для срабатывания от излучения миноискателя;
- любые самодеактивирующиеся мины, оснащенные элементом неизвлекаемости;
- противопехотные мины, которые не обнаруживаются при помощи общедоступных миноискателей;
- мины-ловушки, устанавливаемые вне военных объектов и каким- либо образом соединенные или ассоциирующиеся с международными отличительными эмблемами;
- самодельные мины-ловушки, выполненные в форме безвредных предметов;
- ослепляющее лазерное оружие;
- зажигательное оружие при любых обстоятельствах против гражданского населения и гражданских объектов, а также для уничтожения лесов и иного вида растительного покрова, за исключением случаев, когда такие природные элементы используются противником в военных целях.
Источниками правового регулирования в данной области являются Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие (1980 г.) (с поправками, внесенными в ст. 1 от 21 декабря 2001 г.), и прилагаемые к ней протоколы: о не обнаруживаемых осколках (Протокол I); о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств (Протокол II) (с поправками 1996 г.); о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия (Протокол III); об ослепляющем лазерном оружии (Протокол IV) (1995 г.); по взрывоопасным пережиткам войны (Протокол V) (2003 г.); Конвенция о запрещении использования, накопления, производства и продажи противопехотных мин и об их уничтожении (1997 г.).
Протокол I к Конвенции 1980 г. запретил использование любого оружия, главное действие которого состоит в причинении вреда частицами, которые не могут быть обнаружены в человеческом теле при помощи рентгеновских лучей. Имелись в виду прежде всего пластиковые мины.
Протокол II (ст. 7) запретил использование мин-ловушек и аналогичных устройств, которые каким-либо образом соединены или ассоциируются с:
- международно признанными защитными эмблемами, знаками или сигналами;
- больными, ранеными или мертвыми;
- местами захоронения или кремации, либо могилами;
- медицинскими объектами, медицинским оборудованием, медицинским имуществом или санитарным транспортом;
- детскими игрушками или другими переносными предметами или продуктами, специально предназначенными для кормления, обеспечения здоровья, гигиены или используемыми как предметы одежды или обучения детей;
- продуктами питания или напитками;
- кухонной утварью или принадлежностями, за исключением находящихся в военных учреждениях, воинских расположениях или на военных складах;
- предметами явно религиозного характера;
- историческими памятниками, произведениями искусства или местами отправления культа, которые составляют культурное или духовное наследие народов;
- животными или их трупами.
Минные поля должны быть четко обозначены на местности, ограждены и охраняемы. В мае 1996 г. на Конференции ООН были приняты дополнения к Конвенции 1980 г., которые запрещают передачу другим странам необнаруживаемых противопехотных мин. Иные мины могут передаваться только признанным государствам. Разрешено использовать обнаруживаемые мины (содержащие не менее 8 г металла).
Протокол III к Конвенции ООН 1980 г. ограничил применение зажигательного оружия, которое предназначено главным образом для того, чтобы поджигать объекты или вызывать ожоги у людей. При любом его использовании должна быть выделена цель для атаки. Запрещено использование зажигательного оружия в отношении мирного населения. Не разрешается применение зажигательных средств для уничтожения полей, лесов и т.д., за исключением случаев их активного использования противником в военных целях. При этом действуют принципы пропорциональности и военной необходимости.
В соответствии с Протоколом IV запрещается применять лазерное оружие, специально предназначенное для использования в боевых действиях, чтобы вызвать слепоту у людей, не использующих оптические приборы, так как это не отвечает принципу непричинения излишних страданий.
Протокол V был принят 27 ноября 2003 г. на Совещании государств – участников Конвенции 1980 г. и применяется к взрывоопасным пережиткам войны на сухопутной территории, включая внутренние воды государства в целях минимизации рисков и воздействия взрывоопасных пережитков войны в постконфликтных ситуациях. Под взрывоопасными пережитками войны понимаются неразорвавшиеся боеприпасы и оставленные взрывоопасные боеприпасы. Стороны в вооруженном конфликте обязаны регистрировать и передавать информацию стороне, контролирующей территорию (в том числе гражданскому населению), о таких боеприпасах с целью их маркировки, разминирования и ликвидации.
Под методами ведения вооруженной борьбы следует понимать порядок использования средств ведения вооруженной борьбы для уничтожения живой силы и военной техники противника. В международном гуманитарном праве четко проводится различие между вероломством и военными хитростями.
В доктрине международного права под вероломством понимается осуществление враждебного акта под прикрытием права на защиту.
Примерами вероломства (как это предусмотрено в ст. 37 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года) могут служить следующие действия:
- симулирование намерения вести переговоры под флагом перемирия;
- симулирование капитуляции;
- симулирование выхода из строя вследствие ранения или болезни;
- симулирование обладания статусом гражданского лица или некомбатанта;
- симулирование обладания статусом, предоставляющим защиту, путем использования знаков, эмблем или форменной одежды ООН, нейтральных государств или других государств, не являющихся сторонами, находящимися в конфликте.
Однако симуляция имеет целью лишь введение в обман, заблуждение, поэтому обязательной составляющей вероломства, безусловно, должны быть последующие действия, для осуществления которых и применялась симуляция.
В отличие от вероломства военные хитрости считаются правомерными и означают любое действие, не являющееся в конечном счете вероломным, но направленное на то, чтобы ввести противника в заблуждение или вынудить его действовать опрометчиво (ст. 37 п. 2 Дополнительного протокола I).
Примерами военных хитростей могут служить следующие действия:
- маскировка (природная, с использованием красителей, сеток, дыма);
- мероприятия по активной маскировке (ложные цели, отвлекающие удары);
- демонстративные действия, ложные операции;
- дезинформация, ложная информация;
- использование технических средств (электронных, средств связи).
Дополнительный протокол I (ст. 38-39) содержит перечень запрещенных методов введения противника в заблуждение. К ним относятся следующие методы:
- запрещение использования во время участия в боевых действиях, для прикрытия военных операций, содействия им или их затруднения флагов, военных эмблем или форменной одежды противника, нейтральных государств или ООН.;
- запрещение использования не по назначению отличительных знаков медицинской службы, гражданской обороны, культурных ценностей, установок и сооружений, содержащих опасные силы, белого флага парламентера, а также других общепризнанных отличительных знаков и сигналов (например, для демилитаризованных зон, необороняемых местностей).
Анализ норм, содержащихся в ст. 35,53,75, 85 Дополнительного протокола I, позволяет выделить следующие группы запрещенных методов ведения вооруженной борьбы.
- Направленные против комбатантов противника:
- предательское убийство или ранение лиц, принадлежащих к войскам противника;
- убийство парламентера и сопровождающих его лиц (трубача, горниста, барабанщика);
- убийство или ранение лиц неприятеля, которые, сложив оружие или не имея возможности защищаться, сдались в плен;
- нападение на лиц, вышедших из строя вследствие болезни или ранения, а также на лиц, покинувших терпящий бедствие летательный аппарат (за исключением лиц, относящихся к воздушно-десантным войскам);
- принуждение лиц противной стороны принимать участие в военных действиях, направленных против их страны;
- отдание приказа не оставлять никого в живых, угрожать этим или вести военные действия на этой основе;
- взятие заложников.
- Направленные против гражданского населения:
- осуществление геноцида, апартеида;
- террор в отношении местного населения;
- использование голода среди гражданского населения.
- Направленные против объектов:
- атака, бомбардировка или уничтожение санитарных учреждений, госпитальных судов (санитарных транспортов), санитарных самолетов, имеющих надлежащие отличительные знаки;
- бомбардирование военными самолетами, морскими кораблями незащищенных городов, портов, селений, жилищ, исторических памятников, храмов, госпиталей при условии, что они не используются в военных целях;
- уничтожение культурных ценностей, исторических памятников, мест отправления культа и др., составляющих культурное или духовное наследие народа, а также их использование для обеспечения успеха в военных действиях.
- Направленные против собственности:
- истребление или захват неприятельской собственности, кроме случаев, когда такие действия вызываются военной необходимостью;
- захват судов, предназначенных для берегового рыболовства или потребностей местного мореплавания; госпитальных судов, а также судов, выполняющих научные и религиозные функции;
- разграбление города или местности.
Указания на методы ведения боевых действий обычно содержатся в распорядительных документах (приказах) органов военного управления, поэтому именно в них и должны предусматриваться все меры предосторожности, которые необходимы при проведении операции.
Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.
Нарушение правовых норм влечет за собой ответственность. В международном гуманитарном праве ответственность делится на два вида: ответственность государства и ответственность индивидов (конкретных правонарушителей).
Основанием для возникновения международно-правовой ответственности является совершение государством международного правонарушения (международно- противоправного деяния).
Международное правонарушение – это действие или бездействие субъекта международного права, нарушающее нормы международного права и наносящее другому субъекту или всему международному сообществу в целом вред материального или нематериального характера (например, агрессия, посягательство на территориальную целостность и политическую независимость, нарушение договорных обязательств).
Каждое государство должно принять все законодательные, административные и иные меры к тому, чтобы нормы международного права, закрепленные в конвенциях и соглашениях, выполнялись всеми органами государства и конкретными лицами (например, военнослужащими). Ответственность несет государство в целом, хотя противоправные действия могут совершаться государственными органами (например, воинскими частями) либо должностными лицами государства, выступающими от его имени. Бездействие органов власти может иметь место, когда своевременное вмешательство могло бы предотвратить неправомерные действия, в том числе своих граждан либо иностранцев (например, при нападении на дипломатические или консульские представительства ответственность будут нести органы, которые обязаны были предотвратить такие посягательства).
Под вредными последствиями правомерной деятельности понимается нанесение материального ущерба источником повышенной опасности, использование или применение которого не запрещено международным правом (космические объекты, военные самолеты, суда с ядерными энергетическими установками). Ответственность наступает в силу самого факта причинения ущерба, так как государства в договорном порядке согласились признавать обязательность возмещения материального ущерба.
Международные правонарушения в зависимости от характера и тяжести подразделяются на международные деликты (проступки) и международные преступления.
Международные деликты – это противоправные действия, наносящие ущерб отдельному государству либо ограниченному кругу субъектов международного права (например, установление дискриминационного режима для определенных категорий иностранцев, нарушение дипломатического иммунитета).
Международное преступление – это опасное международное правонарушение, посягающее на жизненно важные интересы государств и наций, подрывающее основы их существования, грубо попирающее важнейшие принципы международного права, представляющее угрозу миру и безопасности человечества. К ним относятся:
- преступления против мира и безопасности;
- преступления против участников вооруженных конфликтов и жертв войны;
- преступления против наций и народов, борющихся за самоопределение, а также против жизни отдельных народностей, рас, национальных и этнических групп;
- преступления против природной среды.
Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в международных договорах и подтверждены в резолюциях ООН и других международных организаций:
- Устав ООН (ст. ст. 39, 41 и 42) определяет процедуру реализации ответственности за преступления против мира и безопасности;
- с 1972 г. действует Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами;
- на основании конвенций 1948 и 1973 гг. решаются вопросы ответственности за преступления апартеида и геноцида.
Существуют следующие виды международно-правовой ответственности: политическая; материальная; уголовная ответственность физических лиц.
Политическая ответственность может наступать в форме санкций, сатисфакций или репрессалий.
Санкции – это принудительные действия в отношении государств- нарушителей, применяемые Советом Безопасности ООН в соответствии со ст. 39, 41, 42 Устава ООН. Принудительные действия включают меры военного (демонстрации, блокада) и невоенного характера (полный или частичный разрыв экономических отношений, ст. 41 Устава ООН); исключение из состава ООН (ст. 6 Устава ООН); приостановление прав и привилегий, принадлежащих государству как члену ООН (ст. 5 Устава ООН).
Сатисфакции состоят в выражении сожаления, удовлетворения, сочувствия, взятии обязательства привлечь виновных к ответственности. Они применяются в случае нематериального ущерба, причиненного чести и достоинству государства.
Репрессалии – ответные насильственные действия, осуществляемые пострадавшим субъектом.
Материальная ответственность выражается в обязанности возместить материальный ущерб. Она реализуется посредством репарации и реституции.
Репарации представляют собой возмещение материального ущерба в денежном выражении, в виде товаров, услуг. Они применяются, как правило, на основе международных договоров, причем сумма, подлежащая возмещению, обычно значительно меньше объема ущерба, причиненного вооруженным конфликтом.
Реституции представляют собой возвращение в натуре неправомерно изъятых у государства, его организаций и граждан материальных ценностей (либо их замена предметами того же рода и примерно равноценными).
На основании договоров может возникать такая разновидность материальной ответственности, как объективная (абсолютная) ответственность. Она возникает вне зависимости от вины причинителя ущерба, т.е. за ущерб, причиненный в результате правомерных действий.
Установление политической и материальной ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права является одной из гарантий укрепления международного правопорядка, важной превентивной мерой, направленной на предотвращение вооруженных конфликтов.
Законодательство Российской Федерации учитывает положения международного гуманитарного права в части установления ответственности за его серьезные нарушения.
К ответственности за указанные деяния могут привлекаться должностные лица органов военного управления, командиры воинских формирований или подразделений, военнослужащие и другие участники вооруженного конфликта.
Действия, образующие состав преступления, связанного с нарушением норм международного гуманитарного права, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
Статья 42 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает, что лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях, а неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.
Уголовный кодекс Российской Федерации содержит главу 34 «Преступления против мира и безопасности человечества» и устанавливает соответствующую уголовную ответственность за различные виды преступлений. В данную главу в числе иных включены следующие статьи: статья 355 «Производство или распространение оружия массового поражения»; статья 356 «Применение запрещенных средств и методов ведения войны»; статья 357 «Геноцид»; статья 358 «Экоцид»; статья 359 «Наемничество»; статья 360 «Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой».
К лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные статьями 356, 357 и 358 Уголовного кодекса Российской Федерации, сроки давности не применяются.
В соответствии с п. 2 ст. 1 Декларации о территориальном убежище, принятой единогласно Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций на 22-й сессии 14 декабря 1967 г., на военных преступников, совершивших военные преступления или преступления против человечности, не распространяются нормы, регулирующие право убежища.
За нарушения норм международного гуманитарного права, не влекущих уголовную ответственность, военнослужащие привлекаются к ответственности в соответствии с Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации и нормативными правовыми актами, предусматривающими их материальную ответственность.