Сущность воспитательной работы и особенности ее содержания в современных условиях


Одним из основополагающих факторов поддержания и повыше­ния воинского духа является вос­питательная работа.

Ее значение в армейских усло­виях трудно переоценить. Один из основателей военно-педагогиче­ской школы русской армии гене­рал М.И. Драгомиров считал, что “воспитание солдата должно быть поставлено выше образования, и потому должно обращать на себя преимущественное и ежеминутное внимание…”. Эти слова и сегодня не утратили свою актуальность.

История Отечества знает немало примеров, когда более сильные ду­хом войска одерживали победу над лучше вооруженными войсками противника, но более слабыми в моральном отношении. Вот поче­му так важно проводить система­тически продуманную, целенап­равленную воспитательную работу, которую сама жизнь все больше выдвигает на передний план обес­печения военного реформирова­ния. Почему это происходит?

Во-первых, произошли коренные изменения в духовной сфере об­щественной жизни. Налицо нрав­ственная дезориентация молодых людей. В этих условиях подверг­лись девальвации (обесценились) ценности, которые всегда, незави­симо от политической конъюнкту­ры, являлись цементирующими в обществе, в армии — чувство пат­риотизма, готовность служить Ро­дине, верность воинскому долгу, гордость за принадлежность к Во­оруженным Силам.

Во-вторых, коренным образом изменился сам объект воспитания. Личный состав Вооруженных Сил РФ перестал быть однородной массой, нивелированной и усред­ненной посредством единой пар­тийной идеологии.

В-третьих, кроме изменения со­держания воспитательной работы произошло разрушение прежней инфраструктуры (“скелета” воспи­тательной работы), представляю­щей собой сеть партийных, комсо­мольских и общественных органи­заций, различных активов и дви­жений. Из-за чего руководители лишились серьезной опоры в своей деятельности.

Такое положение объективно потребовало создания обновлен­ной системы воспитательной рабо­ты и механизмов ее реализации, обеспечения действенности ее функционирования.

Результатом работы военных те­оретиков и практиков стала поя­вившаяся в 1998 году “Концепция воспитания военнослужащих Воору­женных Сил Российской Федера­ции”, одобренная Координацион­ным советом при Президенте Рос­сийской Федерации по воспита­тельной работе в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях.

Она представляет собой про­грамму воспитания личного соста­ва. В ней определены: сущность, цели и задачи, содержание систе­мы воспитания, педагогическая технология воспитательной работы и другие вопросы.

Воспитание (как педагогический процесс) — это целеустремленная,систематическая, совместная рабо­та воспитателей и воспитуемых в интересах всестороннего форми­рования и развития личности во­еннослужащего, побуждения его к самосовершенствованию.

Основные цели воспитания мож­но рассматривать на 3 уровнях:

  • воспитание военнослужащего как гражданина правового, демок­ратического и федеративного госу­дарства;
  • воспитание военнослужащего как вооруженного защитника РФ;
  • воспитание специалиста-профессионала.

В содержательном плане упор сделан на те ценности, которые необходимо использовать как ду­ховную опору в воспитании воен­нослужащих. Для данного периода реформирования это главное, по­скольку “технология” воспитания изменилась несущественно.

Поиск духовно-нравственных основ воспитания позволил сфор­мулировать идеи, которые состав­ляют каркас воспитательной рабо­ты в армии и на флоте: “россий­ский государственный патрио­тизм”, “верность воинскому дол­гу”, “готовность к защите интере­сов Российской Федерации”. Кратко их можно обозначить так: “Россия”, “Долг”, “Профессио­нализм”. Несмотря на идейные, политические различия во -взгля­дах, установках людей, у них есть общее, объединяющее — Отечест­во, любовь и верность ему. Для Вооруженных Сил главным явля­ется фактор их единства и спло­ченности действий.

Воспитание личного состава должно быть комплексным и строиться по следующим направле­ниям: государственно-патриотичес­кое, воинское, нравственное, право­вое, экономическое, эстетическое, физическое, экологическое и т.д.

Государственно-патриотическое воспитание направлено на форми­рование и развитие личности, об­ладающей важнейшими качества­ми гражданина-патриота России и способной выполнить профессио­нальные обязанности в мирное и военное время.

Основными путями государст­венно-патриотического воспита­ния являются:

  • разрешение противоречий процесса формирования гражда­нина-патриота с учетом условий современного периода российской государстве н ности;
  • совершенствование воспита­ния в духе дружбы народов Рос­сийской Федерации;
  • воспитание военнослужащих на героических традициях народов России и Вооруженных Сил;
  • творческое использование воспитательного потенциала раз­личных религиозных конфессий и др.

Воинское воспитание заключает­ся в систематическом и целенап­равленном влиянии на духовное и физическое развитие военнослу­жащих в интересах подготовки их как вооруженных защитников Отечества.

Основными путями воинского воспитания являются:

  • осуществление неразрывного единства процесса воспитания и обучения военнослужащих;
  • соблюдение строгого уставно­го порядка в организации всей службы, быта в воинских частях (подразделениях);
  • обеспечение безопасности во­енной службы и морально-психо­логической поддержки каждого военнослужащего в различных ви­дах воинской деятельности;
  • моделирование реальных ус­ловий и обстановки современного боя в учебном процессе;
  • обеспечение личной пример­ности всех категорий должност­ных лиц;
  • использование сложившейся в Вооруженных Силах системы во­инских ритуалов и др.

Нравственное воспитание рас­сматривается как влияние на со­знание, чувства и волю военнослу­жащих с целью формирования у них нравственных черт и качеств (честность, совестливость, досто­инство, честь и т.д.).

Основными путями нравствен­ного воспитания являются:

  • вооружение военнослужащих знаниями требований общества к их профессиональному и нравст­венному облику, обеспечение со­циальной значимости их ратной службы;
  • стимулирование потребности в моральном самосовершенствова­нии военнослужащих, их стремле­ния к положительному нравствен­ному идеалу;
  • обеспечение гибкости воспи­тательных влияний, их совершен­ствование в соответствии с достиг­нутым уровнем нравственной зре­лости военнослужащих;
  • целенаправленная организа­ция нравственно-значимой дея­тельности военнослужащих, в про­цессе которой формируется, осоз­нается и переживается личност­ный смысл моральных принципов и норм;
  • применение методов, форм и моральных стимулов воспитания. которые побуждают нравственные чувства и ответственность;
  • анализ и учет общественного мнения, социально-психологиче­ского климата, индивидуальных особенностей воинов и др.

Правовое воспитание — это целе­устремленное систематическое воздействие на сознание и психи­ку военнослужащих в интересах формирования у них устойчивых правовых взглядов и представле­ний, убеждений и чувств, приви­тия им навыков практического ис­пользования правовых знаний в повседневной жизни и деятельно­сти.

Эстетическое воспитание на­правлено на разностороннее раз­витие эмоционально-чувственной сферы духовного мира военнослу­жащих (на развитие чувства пре­красного, возвышенного, благо­родного и т.д.).

Физическое воспитание способст­вует укреплению здоровья и зака­ливанию, формированию волевых, боевых и психологических ка­честв.

Экологическое воспитание при­звано формировать у военнослу­жащих экологическое мышление, необходимые экономические, юридические, нравственные, эсте­тические взгляды на природу и место в ней человека в целях охра­ны и безопасности окружающей среды.

Цель воспитательной работы конкретна и определенна — фор­мировать и развивать у военнослу­жащих качества военного профес сионала и надежного защитник;! Отечества, личную ответствен­ность за выполнение поставлен­ных задач.

Поставленная цель предполагае! и соответствующие средства ее ре­ализации.

К средствам воспитания относят­ся, с одной стороны, различные виды воинской деятельности (несение внутренней и караульной службы, боевая учеба и т.д.), а с другой — совокупность предметов, которые используются воспитате­лем при решении задач воспита­ния (наглядные пособия, кино­фильмы, произведения изобрази­тельного и музыкального искусст­ва — все то, что можно назвать техническими и информационны­ми средствами).

Средства составляют основу ме­тодов воспитания, они связаны между собой и применяются на практике в единстве. Но их следу­ет отличать друг от друга.

Методы воспитания — это опре­деленные способы педагогическо­го воздействия на военнослужа­щих и воинский коллектив в це­лях формирования у них качеств, необходимых для успешного вы­полнения воинского долга. Они могут включать в себя ряд при­емов воспитания, которые высту­пают относительно самостоятель­но применительно к конкретной педагогической ситуации.

Методы воспитания не существу­ют отдельно друг от друга. Их на­до рассматривать в системе, по­скольку ни один метод не являет­ся универсальным и не решает всех задач воспитания.

Система методов воспитания ос­нована на глубоком уважении че­ловеческого достоинства воина, всестороннем развитии его лично­сти, духовных и физических сил. К основным методам воспитания следует отнести: метод убеждения, метод примера, метод упражнения, метод поощрения, метод принужде­ния.

В отечественной военно-педаго­гической практике накоплен бога­тый потенциал форм воспитатель­ной работы, который целесообраз­но адаптировать к сегодняшним условиям жизни и деятельности “ВС РФ.

Формы воспитательной работы можно разделить на служебно-плановые и внеслужебные:

  • Служебно-плановые формы воспи­тательной работы — это собрания с различными категориями воен­нослужащих; различные виды ин­формирования личного состава;
    • лекции, вечера вопросов и отве­тов; подведение итогов; занятия в музеях и комнатах боевой славы;
    • тематические вечера, диспуты, викторины, круглые столы; пропа­ганда передового опыта и другие.
  • Внеслужебные формы воспита­тельной работы включают: про­смотр кинофильмов, телепередач;
    • спортивные соревнования; встречи с ветеранами войны. Вооруженных Сил и труда; экскурсии по истори­ческим местам и местам боевой славы; работу клубов по интере­сам, кружков художественной са­модеятельности и другие.

Выбор конкретных форм воспи­тателем зависит от ряда факторов:

  • качественной характеристики лич­ного состава, специфики решае­мых задач, возможностей приме­нить ту или иную форму и т.д.

В ходе воспитательной работы немаловажное значение нужно уделять гармоничному сочетанию прямого и опосредованного воз­действия на военнослужащих. Прямое воздействие оказывается воспитателем на человека при не­посредственном общении с ним в ходе занятий по боевой подготов­ке, выполнении различных слу­жебных обязанностей, культурно-досуговой работы, спортивно-мас­совых мероприятий и других форм личного общения.

Опосредованное воздействие — это воздействие на военнослужа­щих через всю организацию их жизнедеятельности и той обста­новки, в которой они находятся.

Успешному формированию не­обходимых современному воину качеств способствуют устойчивый уставной порядок в подразделени­ях и на территории части, строгое и четкое выполнение распорядка дня, плановая боевая подготовка. Все это создает нормальный пси­хологический фон, микросреду, благодаря которым военнослужа­щий чувствует себя естественно и комфортно.

Отставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *