Одним из основополагающих факторов поддержания и повышения воинского духа является воспитательная работа.
Ее значение в армейских условиях трудно переоценить. Один из основателей военно-педагогической школы русской армии генерал М.И. Драгомиров считал, что “воспитание солдата должно быть поставлено выше образования, и потому должно обращать на себя преимущественное и ежеминутное внимание…”. Эти слова и сегодня не утратили свою актуальность.
История Отечества знает немало примеров, когда более сильные духом войска одерживали победу над лучше вооруженными войсками противника, но более слабыми в моральном отношении. Вот почему так важно проводить систематически продуманную, целенаправленную воспитательную работу, которую сама жизнь все больше выдвигает на передний план обеспечения военного реформирования. Почему это происходит?
Во-первых, произошли коренные изменения в духовной сфере общественной жизни. Налицо нравственная дезориентация молодых людей. В этих условиях подверглись девальвации (обесценились) ценности, которые всегда, независимо от политической конъюнктуры, являлись цементирующими в обществе, в армии — чувство патриотизма, готовность служить Родине, верность воинскому долгу, гордость за принадлежность к Вооруженным Силам.
Во-вторых, коренным образом изменился сам объект воспитания. Личный состав Вооруженных Сил РФ перестал быть однородной массой, нивелированной и усредненной посредством единой партийной идеологии.
В-третьих, кроме изменения содержания воспитательной работы произошло разрушение прежней инфраструктуры (“скелета” воспитательной работы), представляющей собой сеть партийных, комсомольских и общественных организаций, различных активов и движений. Из-за чего руководители лишились серьезной опоры в своей деятельности.
Такое положение объективно потребовало создания обновленной системы воспитательной работы и механизмов ее реализации, обеспечения действенности ее функционирования.
Результатом работы военных теоретиков и практиков стала появившаяся в 1998 году “Концепция воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации”, одобренная Координационным советом при Президенте Российской Федерации по воспитательной работе в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях.
Она представляет собой программу воспитания личного состава. В ней определены: сущность, цели и задачи, содержание системы воспитания, педагогическая технология воспитательной работы и другие вопросы.
Воспитание (как педагогический процесс) — это целеустремленная,систематическая, совместная работа воспитателей и воспитуемых в интересах всестороннего формирования и развития личности военнослужащего, побуждения его к самосовершенствованию.
Основные цели воспитания можно рассматривать на 3 уровнях:
- воспитание военнослужащего как гражданина правового, демократического и федеративного государства;
- воспитание военнослужащего как вооруженного защитника РФ;
- воспитание специалиста-профессионала.
В содержательном плане упор сделан на те ценности, которые необходимо использовать как духовную опору в воспитании военнослужащих. Для данного периода реформирования это главное, поскольку “технология” воспитания изменилась несущественно.
Поиск духовно-нравственных основ воспитания позволил сформулировать идеи, которые составляют каркас воспитательной работы в армии и на флоте: “российский государственный патриотизм”, “верность воинскому долгу”, “готовность к защите интересов Российской Федерации”. Кратко их можно обозначить так: “Россия”, “Долг”, “Профессионализм”. Несмотря на идейные, политические различия во -взглядах, установках людей, у них есть общее, объединяющее — Отечество, любовь и верность ему. Для Вооруженных Сил главным является фактор их единства и сплоченности действий.
Воспитание личного состава должно быть комплексным и строиться по следующим направлениям: государственно-патриотическое, воинское, нравственное, правовое, экономическое, эстетическое, физическое, экологическое и т.д.
Государственно-патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота России и способной выполнить профессиональные обязанности в мирное и военное время.
Основными путями государственно-патриотического воспитания являются:
- разрешение противоречий процесса формирования гражданина-патриота с учетом условий современного периода российской государстве н ности;
- совершенствование воспитания в духе дружбы народов Российской Федерации;
- воспитание военнослужащих на героических традициях народов России и Вооруженных Сил;
- творческое использование воспитательного потенциала различных религиозных конфессий и др.
Воинское воспитание заключается в систематическом и целенаправленном влиянии на духовное и физическое развитие военнослужащих в интересах подготовки их как вооруженных защитников Отечества.
Основными путями воинского воспитания являются:
- осуществление неразрывного единства процесса воспитания и обучения военнослужащих;
- соблюдение строгого уставного порядка в организации всей службы, быта в воинских частях (подразделениях);
- обеспечение безопасности военной службы и морально-психологической поддержки каждого военнослужащего в различных видах воинской деятельности;
- моделирование реальных условий и обстановки современного боя в учебном процессе;
- обеспечение личной примерности всех категорий должностных лиц;
- использование сложившейся в Вооруженных Силах системы воинских ритуалов и др.
Нравственное воспитание рассматривается как влияние на сознание, чувства и волю военнослужащих с целью формирования у них нравственных черт и качеств (честность, совестливость, достоинство, честь и т.д.).
Основными путями нравственного воспитания являются:
- вооружение военнослужащих знаниями требований общества к их профессиональному и нравственному облику, обеспечение социальной значимости их ратной службы;
- стимулирование потребности в моральном самосовершенствовании военнослужащих, их стремления к положительному нравственному идеалу;
- обеспечение гибкости воспитательных влияний, их совершенствование в соответствии с достигнутым уровнем нравственной зрелости военнослужащих;
- целенаправленная организация нравственно-значимой деятельности военнослужащих, в процессе которой формируется, осознается и переживается личностный смысл моральных принципов и норм;
- применение методов, форм и моральных стимулов воспитания. которые побуждают нравственные чувства и ответственность;
- анализ и учет общественного мнения, социально-психологического климата, индивидуальных особенностей воинов и др.
Правовое воспитание — это целеустремленное систематическое воздействие на сознание и психику военнослужащих в интересах формирования у них устойчивых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, привития им навыков практического использования правовых знаний в повседневной жизни и деятельности.
Эстетическое воспитание направлено на разностороннее развитие эмоционально-чувственной сферы духовного мира военнослужащих (на развитие чувства прекрасного, возвышенного, благородного и т.д.).
Физическое воспитание способствует укреплению здоровья и закаливанию, формированию волевых, боевых и психологических качеств.
Экологическое воспитание призвано формировать у военнослужащих экологическое мышление, необходимые экономические, юридические, нравственные, эстетические взгляды на природу и место в ней человека в целях охраны и безопасности окружающей среды.
Цель воспитательной работы конкретна и определенна — формировать и развивать у военнослужащих качества военного профес сионала и надежного защитник;! Отечества, личную ответственность за выполнение поставленных задач.
Поставленная цель предполагае! и соответствующие средства ее реализации.
К средствам воспитания относятся, с одной стороны, различные виды воинской деятельности (несение внутренней и караульной службы, боевая учеба и т.д.), а с другой — совокупность предметов, которые используются воспитателем при решении задач воспитания (наглядные пособия, кинофильмы, произведения изобразительного и музыкального искусства — все то, что можно назвать техническими и информационными средствами).
Средства составляют основу методов воспитания, они связаны между собой и применяются на практике в единстве. Но их следует отличать друг от друга.
Методы воспитания — это определенные способы педагогического воздействия на военнослужащих и воинский коллектив в целях формирования у них качеств, необходимых для успешного выполнения воинского долга. Они могут включать в себя ряд приемов воспитания, которые выступают относительно самостоятельно применительно к конкретной педагогической ситуации.
Методы воспитания не существуют отдельно друг от друга. Их надо рассматривать в системе, поскольку ни один метод не является универсальным и не решает всех задач воспитания.
Система методов воспитания основана на глубоком уважении человеческого достоинства воина, всестороннем развитии его личности, духовных и физических сил. К основным методам воспитания следует отнести: метод убеждения, метод примера, метод упражнения, метод поощрения, метод принуждения.
В отечественной военно-педагогической практике накоплен богатый потенциал форм воспитательной работы, который целесообразно адаптировать к сегодняшним условиям жизни и деятельности “ВС РФ.
Формы воспитательной работы можно разделить на служебно-плановые и внеслужебные:
- Служебно-плановые формы воспитательной работы — это собрания с различными категориями военнослужащих; различные виды информирования личного состава;
- лекции, вечера вопросов и ответов; подведение итогов; занятия в музеях и комнатах боевой славы;
- тематические вечера, диспуты, викторины, круглые столы; пропаганда передового опыта и другие.
- Внеслужебные формы воспитательной работы включают: просмотр кинофильмов, телепередач;
- спортивные соревнования; встречи с ветеранами войны. Вооруженных Сил и труда; экскурсии по историческим местам и местам боевой славы; работу клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности и другие.
Выбор конкретных форм воспитателем зависит от ряда факторов:
- качественной характеристики личного состава, специфики решаемых задач, возможностей применить ту или иную форму и т.д.
В ходе воспитательной работы немаловажное значение нужно уделять гармоничному сочетанию прямого и опосредованного воздействия на военнослужащих. Прямое воздействие оказывается воспитателем на человека при непосредственном общении с ним в ходе занятий по боевой подготовке, выполнении различных служебных обязанностей, культурно-досуговой работы, спортивно-массовых мероприятий и других форм личного общения.
Опосредованное воздействие — это воздействие на военнослужащих через всю организацию их жизнедеятельности и той обстановки, в которой они находятся.
Успешному формированию необходимых современному воину качеств способствуют устойчивый уставной порядок в подразделениях и на территории части, строгое и четкое выполнение распорядка дня, плановая боевая подготовка. Все это создает нормальный психологический фон, микросреду, благодаря которым военнослужащий чувствует себя естественно и комфортно.