В различных условиях военнослужащий как личность был и остается объектом постоянного воздействия различного рода факторов, угрожающих его жизни или здоровью. Будь это войны, межнациональные, межконфессиональные и иные вооруженные конфликты, возрастающее число преступных посягательств на жизнь и здоровье военнослужащего, явления стихийного характера и иные экологические катастрофы, многие из которых порождены причинами техногенного характера, собственно техногенные аварии и крупномасштабные катастрофы, эпидемии, опережающее развитие техники по сравнению с техникой безопасности. Все это и многое другое создавало и продолжает создавать обстановку, в которой военнослужащий, как и гражданский человек, практически никогда и нигде не чувствует себя надежно защищенным, а государство не в состоянии гарантировать ему абсолютную личную безопасность.
Состояние защищенности жизни и здоровья военнослужащих от воздействия неблагоприятных факторов, возникающих в ходе повседневной жизнедеятельности воинских частей, получило в теории и практике название «безопасность военной службы».
Рассмотрим вопросы обеспечения безопасности военнослужащих на примере царской армии. В первых воинских уставах (XVII в.) в целях обеспечения боеготовности подразделений были определены обязанности должностных лиц по организации безопасности военной службы.
Например, Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки (1621 г.), Устав, учение и хитрость ратного старания пехотных людей (1647 г.) содержали наказы воеводам, полковникам, стрелецким головам и другим должностным лицам относительно безопасности военной службы, которые способствовали уменьшению гибели и травмирования личного состава.
Вместе с тем обеспечение безопасности военной службы заключается не только в предотвращении гибели и травмирования военнослужащих, но и в обеспечении государством социальной защиты, предоставлении определенных гарантий и возмещении вреда жизни и здоровью военнослужащих в период прохождения военной службы.
Так, во времена правления Петра I в законодательство был внедрен принцип служения не только царю, но и Отечеству – «Государственное служение», в соответствии с которым государственная служба сопровождалась заботой государства о здоровье военнослужащих, о социальном обеспечении их семей.
Например, в 1701 г. указом Петра I женам погибших на войне военнослужащих предоставлялись поместья «на пожиток».
Указ Военной коллегии от 25 октября 1720 г. «Об осмотре генерал-губернаторами военных людей и о даче отставки тем, кои за старостью или болезнями служить не могут» закреплял правила, которые должны были соблюдаться при увольнении с военной службы по состоянию здоровья: «В губерниях гарнизонных полков драгун, солдат и пушкарей, которые за ранами, неисцельными болезнями гарнизонной службы снести не могут, пересмотреть и освидетельствовать докторами. И которые с их осмотров написаны будут в отставку, спрашивать их, кто какое может иметь пропитание…»
На случай смерти военнослужащего Указ Военной коллегии от 15 декабря 1707 г. «О выдаче пенсионов вдовам и сиротам» предусматривал «давать Государева жалованья генералов и начальных людей женам, их вдовам и детям- сиротам, за которыми вотчин и поместий нет» (Военное законодательство Российской империи. Кодекс русского военного права. М., 2008).
В середине XIX в. законодательство Российской империи, в том числе и военное, подверглось кодификации. С 1869 г. основным хронологическим сборником военного законодательства стали «Приказы по военному ведомству», многие из которых включали нормы о содержании и льготах раненым и семьям погибших. Законодательно учреждались благотворительные комитеты, основанные на средства, пожертвованные для этой цели.
В 1912 г. был утвержден Устав о пенсиях и единовременных пособиях чинам военного ведомства и их семействам, в котором право на пенсию имели как раненые, так и члены семьи военнослужащего.
Помимо пенсий военнослужащим-офицерам в случае причинения вреда жизни или здоровью производились выплаты из средств Александровского комитета, которые с учетом пенсии не должны были превышать оклада по должности. Если военнослужащий или члены его семьи в случае причинения вреда жизни или здоровью не приобретали права на пенсию, то им выплачивалось единовременное пособие в размере оклада годового жалованья.
Таким образом, можно сделать вывод, что под безопасностью военной службы в царской армии подразумевался комплекс поддерживаемых государством мер, направленных как на снижение гибели и травмирования военнослужащих, так и на обеспечение жизненно важных потребностей потерпевших.
В настоящее время понятие безопасности военной службы закреплено в статье 317 главы 7 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, согласно которой безопасность военной службы заключается в поддержании в полку(подразделении) условий военной службы и порядка ее несения, обеспечивающих защищенность личного состава и каждого военнослужащего в отдельности, а также местного населения, его имущества и окружающей среды от воздействия опасных факторов военной службы, возникающих в ходе повседневной деятельности полка (подразделения).
Существует точка зрения, что безопасность военной службы ограничивается понятием «соблюдение требований безопасности при проведении учений, стрельб и иных мероприятий боевой подготовки и обеспечение на этой основе защищенности личного состава, местного населения и окружающей природной среды». При данном подходе объектами обеспечения безопасности военной службы становятся не только сами военнослужащие (как это следует из определения «военная служба»), но и окружающая природная среда, а также местное население (в плане обеспечения защиты его жизни, здоровья и имущества от воздействия опасных факторов военной службы, возникающих в ходе повседневной деятельности войск). Такой подход к определению безопасности военной службы видится несколько ограниченным.
Существует и другой подход к определению термина «безопасность военной службы», согласно которому безопасность военной службы рассматривается по направлениям: нарушение правил обращения с вооружением и военной техникой; нарушения требований безопасности в ходе занятий и повседневной деятельности; дорожно-транспортные происшествия; самоубийства военнослужащих; убийства, в том числе на почве неуставных взаимоотношений; заболевания. Такая трактовка безопасности военной службы включает в себя понятия и воинской дисциплины, и морально-психологического состояния личного состава, и экологической безопасности, и санитарно-эпидемиологического благополучия войск (сил), и многие иные понятия, имеющие в той или иной степени косвенное отношение к решению вопросов обеспечения безопасности военнослужащих. Такой подход определяет безопасность военной службы излишне широко, охватывая весьма значительный круг объектов.
Военная служба – это прежде всего вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
Пункт 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации определяет, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Военнослужащие реализуют конституционное право на труд посредством прохождения военной службы (пункт 1 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Военная служба – своего рода трудовая деятельность, обладающая определенной спецификой, соответственно и на военнослужащих как субъектов такой деятельности должны распространяться положения, регламентирующие охрану труда.
Таким образом, необходимо рассматривать понятие «безопасность военной службы» в качестве определенного аналога понятия «охрана труда».
Отсюда следует задача максимально сблизить решения проблем охраны труда и обеспечения безопасности военной службы. Вместе с тем эти понятия нельзя отождествлять, поскольку целью обеспечения безопасности военной службы является защищенность от воздействия опасных факторов военной службы не только самих военнослужащих, но и иных лиц – местного населения.
Подводя итог рассмотрению сущности и содержания безопасности военной службы, можно сделать вывод о том, что безопасность военной службы как сложное социально-правовое явление можно рассматривать как в узком, так и в широком смысле слова. В узком смысле слова безопасность военной службы предлагается понимать в качестве определенного аналога понятия «охрана труда» или, иными словами, «охрана (безопасность) воинского труда». В широком смысле под данным понятием мы понимаем результат реализации системы мер, осуществляемых органами государственной власти, органами военного управления и должностными лицами, правового, социально-экономического, организационно-технического, морально-психологического, медицинского характера, направленных на предупреждение причинения вреда жизни и здоровью военнослужащих, лиц гражданского персонала, местного населения при осуществлении повседневной деятельности подразделений и воинских частей.