Содержание работы с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту


Процесс перехода на контрактный способ комплектования Вооруженных Сил РФ обусловил появление новых факторов и проблем. Речь идет об условиях прохождения контрактной службы: строгом соблюдении регламента служебного времени; взаимоотношениях между военнослужащими контрактной службы и офицерским составом; условиях проживания; организации отдыха и досуга; праве на свободу передвижения и др. Возникла необходимость пересмотра системы воспитания и обучения контрактников, ее содержательной стороны из-за качественного изменения состава военнослужащих (возраст, пол, образование, национальность, отношение к религии и т.д.).

Таким образом, речь идет о необходимости реализации в педагогической практике офицеров индивидуального и дифференцированного подходов. Они предполагают глубокое и всестороннее знание своих подчиненных как индивидуально, так и по группам, их морально-психологического состояния в конкретной обстановке. Это дает руководителю возможность правильно выбрать и определить общую линию организации воздействия на личный состав, найти наиболее приемлемые методы, средства, формы влияния на сознание и деятельность военнослужащих.

Выбор методов, средств и форм работы с личным составом определяется с учетом: индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, их образовательного и культурного уровня; степени сформированности у них профессионально важных качеств; морально-психологического состояния контрактников и коллективов подразделений; режима службы и отдыха, а также порядка размещения подразделений, военнослужащих и членов их семей.

В ходе лекции целесообразно остановиться на статистических и качественных характеристиках военнослужащих-контрактников воинской части: возраст, пол, образование, национальность, отношение к религии и т.д. Используя военно-педагогическую литературу, руководитель занятия кратко характеризует биофизиологические, тендерные, образовательные, социальные, национально-психологические, ценностно-мотивационные особенности контрактников воинской части, их специфику, обусловленную отношением к религии, а также особенностями правового положения.

Существуют различные подходы к классификации форм работы с личным составом. В ходе работы с контрактниками используются следующие группы форм:

  • информационно-воспитательного воздействия;
  • воздействия, опирающиеся на элементы организационной культуры;
  • организационно-управленческого воздействия;
  • психологического обеспечения.

Ключевое место в работе с контрактниками занимает информационно-воспитательное воздействие на военнослужащих. Информационно-воспитательное воздействие представляет собой комплекс целенаправленных информационных мероприятий воспитательного характера, направленных на повышение уровня информированности военнослужащих, развитие у них высоких профессиональных, боевых, социальных, духовных (моральных), психологических и физических качеств, обеспечивающих морально-психологическую готовность к выполнению задач служебной деятельности.

К числу наиболее приемлемых форм информационно-воспитательного воздействия на контрактников целесообразно отнести следующие.

Индивидуальная воспитательная работа – это систематическое и целенаправленное индивидуальное воздействие на сознание, чувства, волю и поведение военнослужащего с учетом возрастных, социальных, психологических и других особенностей, условий службы, быта и отдыха в интересах его всестороннего развития и подготовки к успешному выполнению служебных обязанностей.

Занятия в системе профессиональной учебы по разъяснению принципов служебного поведения и норм профессиональной этики, по социально-политической, правовой, психолого-педагогической и другой тематике.

Общественно-государственная подготовка – это комплекс плановых занятий в системе профессиональной учебы военнослужащих и одновременно учебно- воспитательных мероприятий по формированию у контрактников мировоззрения, качеств и установок, обеспечивающих их активную и успешную служебную деятельность на порученном участке деятельности.

Информирование – проводится по общественно-политическим, экономическим и социально значимым вопросам. Информирование – это целенаправленная деятельность должностных лиц и органов военного управления по своевременному обеспечению контрактников информацией, по своему содержанию и объему достаточной для успешного выполнения служебных задач и поддержания их морально-психологического состояния на оптимальном уровне.

Доведение и разъяснение правовых норм, устанавливающих ответственность за противоправные деяния, проводится в форме дня правовых знаний, правового информирования, правового лектория.

Использование возможностей средств массовой информации и культуры, телевидения, радио, электронных и печатных СМИ, литературно-художественных произведений.

Необходимо отдавать приоритет активным формам воздействия на личный состав, проходящий службу по контракту на должностях солдат (сержантов), матросов (старшин). К ним относятся: дни правовых знаний с участием сотрудников военной прокуратуры и военных судов; общие собрания военнослужащих; вечера вопросов и ответов с участием командования частей и подразделений, а также руководителей служб обеспечения; встречи военнослужащих и членов их семей с ветеранами, представителями органов государственной, исполнительной и законодательной власти субъектов России (органов местного самоуправления), деятелями науки, культуры и искусства по вопросам военного строительства, проблемам социального обеспечения, важнейшим аспектам внутренней и внешней политики государства и т.д.

С учетом реальной загруженности личного состава по службе и особенностей регламента служебного времени в случаях, исключающих возможность еженедельного сбора всего личного состава подразделения, такой сбор следует практиковать, как правило, ежемесячно. В этот день проводится весь комплекс мероприятий с охватом большинства личного состава, в т.ч. общие собрания, подведение итогов, информирование, плановые и контрольно-проверочные занятия. Целесообразно проводить вечера вопросов и ответов, тематические вечера, чествования передовиков службы, коллективные посещения музеев, культурно-развлекательные мероприятия и т.п. На подобных мероприятиях могут присутствовать члены семей военнослужащих.

Важной формой информационно-воспитательного воздействия является информирование о наиболее важных событиях в Вооруженных Силах, в обществе и мире. Основной упор делается на доведение и разъяснение изменений в нормативной правовой базе по вопросам прохождения военной службы, освещение наиболее значимых событий в войсках, общественной и международной жизни. К проведению информирования могут привлекаться должностные лица органов военного управления, командиры и их заместители, представители органов местного управления, иные лица, являющиеся специалистами в рассматриваемых областях (представители отделов внутренних дел, прокуратуры, научных учреждений и т.п.). Оперативное информирование об изменениях в военно-политической обстановке (регионе, месте дислокации подразделения), изменениях в нормативной базе и т.п. целесообразно проводить в течение 5-10 мин. при инструктажах нарядов (смен), обращая внимание на источники, в которых данная информация излагается более подробно.

В информировании контрактников подразделения надо активно использовать СМИ, как печатные, так электронные. С этой целью целесообразно организовать коллективную подписку на газеты и журналы, преимущественно военные издания. В каждом подразделении иметь подшивки газет и журналов в доступных местах, как в расположении подразделений, так и в местах несения службы (местах отдыха нарядов, караулов, смен). Наиболее актуальную информацию из СМИ дублировать на специально отведенных стендах. В ряде случаев заместителем командира подразделения по работе с личным составом могут формироваться специальные тематические папки для направления их в отдельно дислоцированные подразделения (для военнослужащих, несущих службу в отрыве).

Технические средства информирования. Они могут выступать самостоятельной силой информационной работы или являются вспомогательными средствами, позволяющими делать информационно-воспитательную деятельность более яркой, доказательной, эмоциональной и запоминающейся. В каждом подразделении в местах отдыха (комнатах информирования и досуга, в т.ч. комнатах отдыха для дежурных смен) должны находиться телевизоры и функционировать точка радиотрансляции, настроенная на центральные информационные каналы. Это вызвано тем, что на службе контрактник проводит более 70% суточного времени, и он должен быть информирован о том, что происходит в мире, в регионе; тех. средства также оказывают помощь в самостоятельной подготовке к занятиям по ОГП.

Наглядные средства информации. Различные ее формы позволяют влиять на настроения военнослужащих, способствуют формированию определенного отношения военнослужащих к успехам и проступкам сослуживцев, дают возможность информационного воздействия на сознание и чувства подчиненных, укрепления право порядка и воинской дисциплины. С учетом этого в каждом подразделении целесообразно регулярно выпускать стенную и сатирическую газеты, листки передового опыта, листки славы, боевые листки, а также по мере необходимости фотогазеты и листки-молнии. Основное требование к использованию указанных форм – они должны доводить до всех военнослужащих актуальную и полезную в повседневной служебной деятельности информацию и отражать жизнь подразделения. Важно, чтобы средства наглядного информирования были изготовлены с использованием современных технических средств, отвечали требованиям сохранения государственной тайны, не унижали чести и достоинства контрактников.

В подразделении важно иметь стенд оперативной информации. На нем размещаются информационные материалы из газет, журналов, выдержки из указаний командования, объявления, перечень тем по ОГП, контрольные вопросы, графики контрольных собеседований и другая информация, имеющая значение для всех военнослужащих.

В работе с контрактниками также применяются формы воздействия, опирающиеся на элементы организационной культуры.

Под организационной культурой в военной организации следует понимать совокупность духовных ценностей, социальных и мировоззренческих установок, норм профессиональной этики, разделяемых военнослужащими, а также характерных традиций, ритуалов и символики. Организационная культура как совокупность признанных в военной организации ценностей, убеждений, норм и форм поведения задает военнослужащим ориентиры их поведения и действий, нацеливает их на допустимость или недопустимость тех или иных поступков не только во внутренней среде, но и во внешней.

К числу форм воздействия, опирающихся на элементы организационной культуры, относятся:

  • информационно-пропагандистские акции, торжественные мероприятия в связи с государственными праздниками, днями воинской славы (победными днями) России, памятными и знаменательными датами в истории Российского государства, региона, годовыми праздниками воинских частей (подразделений);
  • ритуалы, связанные с важными событиями в истории ВС РФ, воинских частей (подразделений) и жизни военнослужащих;
  • организация института наставничества;
  • создание и поддержание в надлежащем состоянии историко-демонстрационных залов воинских частей, комнат боевой славы, музеев, памятно-мемориальных мест, опубликование Книг Памяти погибших военнослужащих, сборников воспоминаний ветеранов;
  • использование потенциала офицерских собраний и ветеранских организаций воинских частей в интересах воспитания военнослужащих;
  • оказание мер социальной поддержки отдельным категориям военнослужащих и членам их семей (к указанной категории относятся члены семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы; военнослужащих, получившие ранения, увечья, тяжелые заболевания при исполнении обязанностей военной службы; военнослужащие, имеющие неполные и многодетные семьи, членов семей с тяжелыми заболеваниями), ветеранам воинских частей;
  • увековечение памяти военнослужащих, погибших при исполнении служебного долга, поддержание в надлежащем состоянии мест их захоронений;
  • выпуск (в соответствии с установленным порядком) юбилейных знаков, вымпелов и другой сувенирной продукции с символикой ВС РФ, видов ВС, родов войск, воинских частей;
  • проведение культурно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

В интересах воспитательного воздействия на военнослужащих- контрактников целесообразно использовать воинские ритуалы (церемонии).

В воинских частях (подразделениях) используются общие для всех воинских коллективов ритуалы, установленные общевоинскими уставами ВС РФ.

Наряду с этим проводится ряд ритуалов, обусловленных спецификой служебной деятельности видов ВС и родов войск, отдельных соединений и воинских частей. Руководитель занятия может остановиться более подробно на ритуалах, проводимых в конкретной воинской части.

Нельзя также недооценивать досуговую работу. Досуговая работа – это система деятельности командиров (начальников), штабов, органов по работе с личным составом, других должностных лиц по созданию благоприятных условий для полноценного отдыха военнослужащих, по воспитанию их в духе верности присяге и воинскому долгу.

Организуя досуговую работу, необходимо учитывать регламент служебного времени контрактников, принцип добровольности посещения и участия в досуговых, культурно-массовых и спортивно- оздоровительных мероприятиях. При их организации и проведении следует ориентироваться на потребности и запросы военнослужащих, предоставлять возможность для полноценного проведения досуга в рамках личных интересов и потребностей государства. Подобный подход требует кардинально изменить взгляды на место и роль клубов воинских частей в организации этой деятельности. Решением вопроса могут стать, например, создание центров досуга и отдыха (культурно-досуговые центры). При этом важным является определение финансово-экономической базы их функционирования с учетом места дислокации и экономического положения региона.

К формам организационно- управленческого воздействия относятся: контроль и оценка практической деятельности, уровня профессионализма контрактников при исполнении служебных задач; аттестация и квалификационные испытания военнослужащих; консультирование; плановые персональные собеседования и др.

Следует подчеркнуть, что при организации работы с военнослужащими контрактной службы необходимо дифференцировать мероприятия, проводимые в служебное и во внеслужебное время (время отдыха). Мероприятия, проводимые в служебное время, носят обязательный характер для всех военнослужащих. К ним относятся: общественно-государственная подготовка; информирование (не реже 1 раз в месяц); общее собрание военнослужащих подразделения по подведению итогов службы, боевой подготовки и воинской дисциплины (1 раз в месяц); единый информационный день (1 раз в месяц); день правовых знаний (1 раз в месяц); вечер вопросов и ответов (не менее 1 раз в квартал с обязательным привлечением командиров, их заместителей, соответствующих начальников); торжественные мероприятия, посвященные государственным праздникам и знаменательным событиям в истории страны, ВС РФ, части, подразделения и т.д.

Эти и некоторые другие формы работы необходимо планировать в часы, предусмотренные регламентом служебного времени.

Посещение мероприятий во внеслужебное время (время отдыха) является добровольным. Согласно законодательству, это время военнослужащие имеют право использовать по своему усмотрению. В значительной мере мероприятия должны носить досуговый характер. Они должны в наибольшей мере учитывать интересы и запросы и быть привлекательными для них.

В такой ситуации воспитательное воздействие на контрактников в большей мере целесообразно осуществлять во всех сферах их профессиональной деятельности: в ходе учебных занятий, инструктажей, в ходе проведения учений и выполнения служебных задач, обязательных мероприятий, определенных регламентом служебного времени, и мероприятий, которые проводятся без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Должностные лица подразделений должны отдавать себе отчет в том, что от организации повседневной деятельности в подразделении, профессиональной и методической подготовки, требовательности офицеров зависит, какими качествами будет обладать контрактник. Будет ли он соответствовать предъявляемым к нему требованиям, либо он привнесет в воинский коллектив собственные правила и нормы поведения. Необходимо понимать, что организация повседневной служебной деятельности одновременно и воспитывает, и обучает каждого военнослужащего-контрактника, т.е. происходит непосредственное и опосредованное профессиональное формирование, и развитие.

Таким образом, практическая деятельность руководителя должна сосредоточиваться на создании комфортных условий для профессиональной повседневной деятельности военнослужащего-контрактника: четкий регламент, рациональная организация труда, своевременное и полное материально-техническое обеспечение, постановка конкретных выполнимых задач, оказание им помощи (но не подмена) и, самое главное, контроль.

Опыт доказывает, что добиться необходимого уровня служебно-боевой деятельности частей и подразделений только лишь совершенствованием вооружения, технических средств и способов несения службы, ведения боевых действий невозможно. Важнейшим звеном являются люди, т.е. сержантский и рядовой состав контрактной службы, их высокий боевой, профессиональный дух и моральная сила, которые сразу не возникают, а представляют собой результат сознательного и систематического воздействия с целю формирования у них государственного патриотического сознания, чувства любви и верности Отечеству, его национальным, культурным и духовным ценностям. В этих условиях деятельность командиров и руководителей всех органов военного управления должна быть сосредоточена на пропаганде идеи профессионализма, использовании профессиональной повседневной деятельности для формирования у военнослужащих контрактной службы качеств профессионала в первую очередь на занятиях по боевой и специальной подготовке.

Необходимо отказаться от стереотипов в работе с военнослужащими контрактной службы, выстраивать новую систему межличностных отношений, поставив во главу угла долг, ответственность и уважение к личности, ее права и свободы. Помнить, что это добровольцы, которые отличаются от военнослужащих, проходящих службу по призыву, не только тем, что служат по своей воле, но и в соответствии со своими потребностями и мотивами, выбирают для себя военную профессию на большой период своей жизни.

Отставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *