Полномочия президента в области обеспечения обороны страны


Организация обороны страны, обеспечение ее безопасности – одна из главных функций главы государства. Его прямая обязанность – защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства (ч. 1 ст. 82 Конституции РФ), что отражено в тексте произносимой президентом присяги при вступлении в должность.

Присяга Президента Российской Федерации

«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

В соответствии со статьей 87 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

В порядке, установленном Конституцией, он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (п. 2 ст. 80).

Конкретные полномочия президента в организации обороны страны и обеспечении ее безопасности весьма обширны и разнообразны. Конституция определяет их, как правило, в общем виде, а дальнейшая конкретизация осуществляется федеральными законами и указами президента.

В мирное время Президент России как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами осуществляет общее политическое руководство Вооруженными Силами. Он утверждает Концепцию национальной безопасности, Военную доктрину России, концепцию и планы строительства Вооруженных Сил, мобилизационные планы и другие акты в сфере военного строительства.

Для справки

Военная доктрина определяет военно-политическую деятельность нашего государства. Этот документ содержит военно-политические, военные, военно-технические и экономические основы системы официально принятых в государстве взглядов на предотвращение войны, военных конфликтов, защиту жизненно важных интересов Российской Федерации. Основные положения военной доктрины гарантируют строгое соблюдение нашей страной Устава ООН, общепринятых международно-правовых норм и принципов, определяют сугубо оборонительную направленность деятельности по обеспечению военной безопасности Российской Федерации.

Президент РФ в соответствии с пунктом «ж» ст. 83 Конституции РФ и Законом РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности» формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации. Согласно утвержденному Указом Президента РФ от 06.05.2011 № 590 (ред. от 25.07.2014 г.) Положению о Совете Безопасности Российской Федерации он является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно- технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

Этот орган призван обеспечивать условия для реализации президентом его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности.

Верховный Главнокомандующий в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами. Президент ежегодно издает указы о призыве на военную службу (с указанием числа призывников), об увольнении в запас военнослужащих определенных возрастов, а также выслуживших установленный законом срок военной службы, утверждает план гражданской обороны, подписывает международные договоры о совместной обороне и военном сотрудничестве.

Президент Российской Федерации рассматривает вопросы дислокации (расположения) соединений и более крупных формирований Вооруженных Сил, других войск.

Им утверждаются структура и состав Вооруженных Сил, общевоинские уставы, положения о Министерстве обороны, Генеральном штабе Вооруженных Сил, положения о других войсках и воинских формированиях.

Так, реализуя свои полномочия в качестве Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами, 5 апреля 2016 года Президент России Владимир Путин постановил образовать Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации, а также преобразовать внутренние войска МВД России в войска национальной гвардии Российской Федерации. Одной из основных задач новой структуры должна стать борьба с терроризмом и организованной преступностью в тесном контакте с МВД России. В состав национальной гвардии согласно указу, также включены спецподразделения ОМОН, СОБР, Центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД России, вневедомственная охрана МВД России. Создание национальной гвардии произошло в рамках реализации мероприятий по совершенствованию работы правоохранительных органов России.

Также были произведены изменения в составе Совета Безопасности Российской Федерации: президент включил в качестве постоянного члена Совета Безопасности В.В. Золотова – директора Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации – главнокомандующего войсками национальной гвардии Российской Федерации.

Как глава государства в своей внешнеполитической деятельности Президент РФ ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая и договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении Вооруженных Сил и вооружений, об их участии в операциях по поддержанию мира и международной безопасности.

Так, в конце сентября 2015 года Президент России принял решение удовлетворить просьбу президента Сирийской Арабской Республики Башара Асада об оказании Россией военной помощи правительственным войскам Сирии в борьбе с террористической группировкой «Исламское государство».

Выполняя свой обязанности и задачи, возложенные на него Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обороне», Президент РФ в качестве Верховного Главнокомандующего ВС РФ обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню угроз национальной безопасности страны.

Оборона Российской Федерации организуется и осуществляется в соответствии с международным правом, международными соглашениями, Конституцией РФ, действующим законодательством РФ и военной доктриной РФ.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии в соответствии со статьей 88 Конституции Российской Федерации Президент Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об обороне», вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Вводя военное положение, президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При этом могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц.

В военное время военно-политическое руководство государством осуществляет Государственный комитет обороны (ГКО), возглавляемый Президентом Российской Федерации. Военно-стратегическое руководство Вооруженными Силами и другими войсками осуществляет Ставка Верховного главного командования (ВГК), также возглавляемая Президентом Российской Федерации. Основным рабочим органом Ставки является Генеральный штаб Вооруженных Сил. Решение о передаче всех полномочий государственной власти ГКО, а по военно-стратегическому руководству Вооруженными Силами и другими войсками Российской Федерации – Ставке ВГК принимает Президент Российской Федерации с объявлением войны, в случае агрессии против России или непосредственной угрозы крупномасштабного нападения с незамедлительным сообщением об этом Федеральному собранию Российской Федерации.

Президент страны наделен правом оперативно принимать важнейшие решения, связанные с обороной страны и обеспечением безопасности граждан. Он в соответствии с Законом РФ «О военном положении» вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении.

Таким образом, Президент Российской Федерации занимает самостоятельное и исключительно важное место в системе обеспечения безопасности государства и вооруженной защиты его граждан. Его полномочия направлены на создание условий для взаимодействия всех ветвей власти по охране государственного суверенитета России, укреплению обороноспособности страны. На Президента РФ как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами РФ возлагается особая ответственность за состояние Вооруженных Сил России и их готовность защитить свое государство и свой народ.

Отставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *