Пути формирования уставных правил взаимоотношений между военнослужащими


Взаимоотношения между воинами в подавляющем большинстве складываются как отношения сотрудничества, дружбы, взаимопомощи. Они помогают друг другу овладевать сложной современной техникой, проявляют друг к другу высокую взаимную требовательность, стремятся всесторонне развивать и совершенствовать свою личность.

В то же время нормы уставных взаимоотношений зачастую нарушаются как в звене «рядовой – рядовой», так и в звене «сержант – солдат».

Нарушения уставных правил взаимоотношений со стороны сержантов объясняются прежде всего их недостаточной военно-профессиональной подготовкой. Наряду с этим имеет место и недобросовестное отношение отдельных сержантов к выполнению своих служебных обязанностей. Часть из них проявляет боязнь осуждения своих действий со стороны солдат, боязнь ложного общественного мнения. Это обусловлено тем, что сержанты, как правило, не имеют перед подчиненными возрастного преимущества, по условиям боевой учебы и повседневной жизни ничем не отличаются от них, по сравнению с офицерами менее подготовлены в педагогическом отношении и не всегда способны найти правильный подход к людям. Все это затрудняет завоевание сержантами авторитета как морально-психологической основы установления правильных взаимоотношений с подчиненными.

Во взаимоотношениях рядовых военнослужащих также имеют место отклонения от уставных норм. Психологически это объясняется тем, что все рядовые, с одной стороны, по службе занимают одинаковое правовое положение, а поэтому в их взаимоотношениях на первое место выдвигается личностный, психологический аспект (характер, темперамент, взгляды, убеждения и т. д.), а с другой стороны, объективно они играют различные роли в зависимости от выслуги лет (срока службы), мастерства, отношения к обслуживаемой технике и оружию и т.д. Такая противоречивость служебного положения порождает некоторые особенности психологии воинов, что накладывает определенный отпечаток и на характер их взаимоотношений в коллективе.

Наряду с этим одной из форм отношений между рядовыми воинами, оказывающих существенное влияние на жизнь и деятельность воинских коллективов, являются мелкие, стихийно складывающиеся группы военнослужащих. Они возникают на основе общих интересов (положительных или отрицательных), единых целей деятельности, одинакового (положительного или отрицательного) отношения к службе и т.д.

Большинство таких микрогрупп складывается на основе общих положительно направленных интересов, добросовестного отношения к службе, стремления к полезным делам. Они положительно влияют на остальных сослуживцев, задают тон в отношении к службе, способствуют общему успеху, установлению духа дружбы и войскового товарищества. Это положительно направленные микрогруппы.

Взаимоотношения в них строятся на основе равенства, дружбы и взаимопомощи, искренности и принципиальности.

В то же время в подразделениях иногда возникают и отрицательно направленные микрогруппы с тенденцией противопоставить себя коллективу. В основе их образования лежат, как правило, узкоэгоистические цели и стремления, противоречащие общественным интересам, отрицательное отношение к службе. Нередко члены таких групп стремятся противодействовать воинскому порядку, пытаются уклониться от тягот и лишений воинской службы, проявляют недовольство высокой требовательностью командиров.

Отрицательно направленные микрогруппы создают почву для возникновения или проявления отрицательных качеств личности, ее стремлений. Взаимоотношения здесь характеризуются отсутствием психологического равенства между людьми: одни занимают обычно позицию активного преобладания, давления на равных по службе (лидер, вожак), другие – позицию подчинения, приспособленчества, нездоровой зависимости. Все это порождает, формирует и упрочивает такие отрицательные нравственные черты личности, как эгоизм, высокомерие, пренебрежение к товарищам или же угодничество и приспособленчество.

Мелкие отрицательно направленные группы снижают эффективность влияния командиров на недисциплинированных воинов, обеспечивают их своеобразную защиту от общественного мнения коллектива, создают почву для круговой поруки, противоречат нормам уставных взаимоотношений.

Неуставные взаимоотношения между военнослужащими являются наиболее острой формой протекания и разрешения противоречий, конфликтов и имеют глубокие социально-психологические корни. Они проявляются в грубом нарушении воинского порядка, установленных правил взаимоотношений и находят свое выражение в моральном и физическом оскорблении, унижении человеческого достоинства.

Неуставные взаимоотношения – это межличностные отношения военнослужащих, которые, приобретая доминирующее положение в системе связей по службе, нейтрализуют уставные отношения, подрывают порядок подчиненности, соблюдения воинской чести и носят антиобщественный, противоправный характер.

О появлении неуставных взаимоотношений в воинском коллективе свидетельствуют следующие процессы и явления:

  1. Внутри воинского коллектива резко возрастает ведущая роль неформальных групп.
  2. Повышается влияние на воинский коллектив неформальных лидеров отрицательной направленности из числа военнослужащих по призыву или контрактной службы независимо от их воинского звания вплоть до полной подмены ими лиц сержантского состава, особенно с небольшим опытом службы.
  3. Происходит искусственное разделение военнослужащих на различные категории в зависимости от опыта службы, национальности, физических данных и т.п. с наделением их не предусмотренными в общевоинских уставах «правами» и «обязанностями» по отношению друг к другу вплоть до безусловного подчинения одних военнослужащих другим.
  4. В повседневном общении военнослужащих широкое распространение получает жаргон, содержащий большое количество разнообразных слов и выражений оскорбительного характера, что является своеобразным средством социального противопоставления и закрепления антиуставных отношений в воинском коллективе. Военнослужащие, активно пользующиеся таким жаргоном, тем самым демонстрируют свое одобрение антиуставных отношений, свои «права» на привилегированное положение.
  5. В межличностные отношения военнослужащих внедряется определенная система насилия, носящая в ряде случаев ритуальный характер, направленная на подавление психики человека, его стремления оказать сопротивление унижению собственного достоинства. Все это может вызывать у лиц, подвергающихся подобного рода насилию, различные нервно-психические расстройства, психосоматические заболевания и заканчиваться различного рода чрезвычайными происшествиями.

Объектом постоянных психологических и физических нападок обычно бывают военнослужащие с меньшим опытом службы, лица слаборазвитые в физическом отношении, с нервно-психической неустойчивостью, с ограниченным социальным опытом и др.

Опасность насильственного воздействия на личность воина в значительной мере усугубляется, если это происходит в период его социальной адаптации к новому коллективу, военной службе, к новым для него условиям жизни и быта. У лиц, отличающихся нервно-психической неустойчивостью, с ярко выраженными формами акцентуации характера под влиянием таких психотравмирующих факторов легче возникают расстройства психики, которые в свою очередь могут стать причиной острых конфликтных ситуаций криминального характера.

В поведении таких лиц чаще наблюдаются признаки депрессии: заторможенность, замедленность при переключении внимания, сниженный эмоционально-волевой фон, пассивность, низкий уровень включенности в выполнение служебных обязанностей, повышенная утомляемость, сниженная познавательная активность. Внешне такие лица выглядят отчужденными, стремящимися отгородиться от окружающих, замкнутыми.

В некоторых случаях на фоне стойкого депрессивного состояния по механизму кумулированного (накопительного) аффекта у лиц, подвергающихся оскорблениям, могут происходить аффективные разрядки в виде импульсивных ответных действии даже по незначительным поводам. Опасность подобного рода ситуаций значительно усугубляется, если военнослужащий оказывается в составе караула или в других усложненных условиях воинской деятельности, связанных с доступом к огнестрельному оружию, боеприпасам.

В развитии неуставных взаимоотношений как в среде военнослужащих по призыву, так и по контракту (с некоторой спецификой) условно можно выделить две основные стадии.

Начальная стадия характеризуется достаточно развитыми эмоциональными контактами военнослужащих. По мере развития контактов происходит своеобразная «примерка» военнослужащими ценностных ориентации в зависимости от той группы, с которой они себя отождествляют. В этот период идет стихийный процесс распределения неформальных ролей с сопутствующими им ролевыми ожиданиями в системе межличностных отношений, овладения этими ролями, социальной адаптации к ним военнослужащих подразделения. Выделяются наиболее активные выразители формирующегося ценностно-ориентационного единства, направленного на распространение неуставных взаимоотношений.

Попутно внедряется жаргон, внешне отражающий разделение военнослужащих по категориям, тем самым предпринимаются попытки подчинить себе вновь прибывших военнослужащих теми, кто относит себя к лидерам и их последователям. На данной стадии такие действия военнослужащих еще не носят открыто противоправного характера и поэтому не всегда заметны. Пока что они охватываются так называемой системой мелких исключений в качестве средства подчеркивания особого своего положения в воинском коллективе. Первоначально такая «система исключений» скорее выполняет своеобразную сигнальную функцию, выделяя из общей массы военнослужащих тех, которые могут пользоваться привилегиями, в том числе и за счет других. Затем постепенно эта система становится способом унижения, подавления вновь прибывших воинов. Со стороны при поверхностном наблюдении за жизнью воинского коллектива начальное развитие неуставных взаимоотношений может быть и не замечено. В этом и состоит опасность указанной стадии, поскольку в данный период происходит их упрочение, подмена ими межличностных отношений военнослужащих, основанных на уставных положениях. Именно в этот период легче всего пресечь дальнейшее развитие неуставных взаимоотношений.

Вторая стадия наступает, когда абсолютное большинство членов воинского коллектива начинают разделять общую ценностную антиобщественную ориентацию, оправдывающую неравноправное положение военнослужащих, что закрепляется в своеобразном «внутригрупповом кодексе поведения». В результате одни из военнослужащих активно включаются в соответствующую этой ориентации противоправную деятельность либо молчаливо одобряют ее, другие смиряются со своим бесправным положением. Критерием того, что неуставные взаимоотношения достигли своего высшего уровня развития, является тот факт, что насилие (моральное или физическое) становится, по существу, единственной основой, регулирующей взаимоотношения военнослужащих.

К насилию прибегают, чтобы доказать всем членам воинского коллектива его неизбежность. Насилие становится самоцелью. Насилие ради насилия. Это может выражаться и в выполнении бессмысленных требований, наполненных оскорбляющим достоинство личности содержанием, и в своеобразных унижающих личность «развлечениях» и т.д. Характерно также, что на данной стадии четко прослеживается ведущая роль негативно ориентированных неформальных лидеров, с одобрения которых подавляется малейший протест со стороны вновь прибывших военнослужащих и еще сильнее закрепляется их унизительная зависимость от военнослужащих старшего призыва (с большей выслугой лет, принадлежащих к земляческой микрогруппе отрицательной направленности и т.п.).

Развитие неуставных взаимоотношений с переходом их во вторую стадию свидетельствует о возникновении в подразделении криминогенной ситуации, готовой разрешиться в любой момент по малейшему поводу опасными преступлениями против личности с тяжкими последствиями. Такая ситуация не может не рассматриваться как чрезвычайная, требующая незамедлительного вмешательства вплоть до привлечения виновных к уголовной ответственности и проведения в профилактических целях целого комплекса организационно-воспитательных мероприятий.

Понимание динамики и механизмов развития антиуставных отношений, предвидение их возможных последствий позволяет (даже на этой стадии) принимать меры, направленные на предотвращение более тяжких преступных деяний.

В войсках разработана и успешно применяется на практике методика поэтапной профилактики неуставных взаимоотношений в подразделениях. Эти рекомендации построены с учетом динамики формирования и развития воинских коллективов, наиболее значимых этапов их жизни и деятельности, основных направлений, сосредоточения сил и средств по месту и времени, форм и методов работы командиров всех уровней. Важную роль в этой работе могут и должны сыграть военнослужащие контрактной службы.

Реализация требований указанных рекомендаций осуществляется путем последовательного решения конкретных задач на каждом из следующих этапов:

  • этап работы с призывной молодежью. Главной целью этапа является изучение и качественный отбор призывников (кандидатов на службу по контракту) для комплектования войск;
  • этап подготовки к приему нового пополнения. Главное на этом этапе – создание в подразделениях условий, исключающих проявление неуставных взаимоотношений, способствующих проведению на высоком профессиональном уровне работы с новым пополнением;
  • этап приема и подготовки нового пополнения на учебных центрах, увольнение в запас военнослужащих, отслуживших установленные сроки службы. Основная задача на этом этапе – обеспечить строгий уставной порядок на учебном центре, сформировать у юношей первичные навыки выполнения служебных обязанностей, а в подразделениях – продуманно организовать проводы военнослужащих, увольняемых в запас;
  • начальный этап службы нового пополнения воинов в подразделении, становление и формирование коллективов. Этот период – самый ответственный в работе по профилактике неуставных взаимоотношений. Основная задача командиров, опытных военнослужащих заключается в обеспечении адаптации воинов к условиям воинской службы, вхождения их в коллектив подразделения, во внедрении в сознание воинов установок на дружбу, взаимопомощь, войсковое товарищество; 5) этап активного овладения воинским мастерством, упрочения внутриколлективных связей в подразделении, сплочения коллектива. Главные усилия на данном этапе сосредоточиваются на углубленном изучении микроклимата в воинских коллективах и повседневном формировании прочных взаимоотношений между военнослужащими. Организаторская и воспитательная работа по предупреждению глумления и издевательств над сослуживцами должна решаться в единстве трех подходов: первый – наведение и поддержание в каждом подразделении твердого уставного порядка; второй – последовательная и систематическая работа по изучению личностных особенностей, взаимоотношений между военнослужащими различных сроков службы, знание реального положения дел в воинском коллективе; третий – повседневная забота о быте, отдыхе, здоровье военнослужащих, обеспечение их социальной защищенности. Несмотря на то что неуставные взаимоотношения имеют глубокие социально-психологические корни, все же специфическая организация военной службы, жесткая система контроля, новизна ситуации, в которой оказывается молодой человек, позволяют сделать обстановку в подразделениях достаточно автономной, дают возможность создать условия здорового воспитания военнослужащих.

Основными путями совершенствования взаимоотношений в подразделении являются:

  • нравственное воздействие на коллектив и личность, формирование социально ценностных ориентации и привычек уставного поведения;
  • уставная организация всей жизни и деятельности личного состава подразделения;
  • оценка адаптации личности к коллективу и создание условий для скорейшего приспособления воинов друг к другу;
  • анализ стиля межличностного общения военнослужащих, выявление отрицательных лидеров и микрогрупп, искоренение отрицательных привычек и традиций;
  • оценка психологической совместимости воинов и создание оптимальных условий для взаимопонимания в процессе выполнения служебных задач, предупреждение и преодоление конфликтов между военнослужащими;
  • анализ взаимоотношений между начальниками и подчиненными, упорядочение стиля межличностного общения;
  • всестороннее укрепление авторитета командиров и начальников, обеспечение их личного примера в соблюдении уставных требований;
  • оценка и регулирование отношений сержантов с рядовыми воинами, формирование у младших командиров правильного представления о войсковой дружбе и субординации;
  • развитие исполнительности и инициативности у более опытных военнослужащих;
  • создание здорового коллективного мнения, одобряющего положительные и осуждающего отрицательные взаимоотношения;
  • повышение роли собрания личного состава подразделения в развитии войскового товарищества и коллективизма;
  • оценка и упорядочение межгрупповых взаимоотношений, особенно в звеньях «военнослужащие различного опыта и продолжительности службы», «сержанты – рядовые», «воины одной национальности – воины другой национальности» и другие.

В качестве вывода необходимо отметить, что уставные взаимоотношения являются основой воинской дисциплины и правопорядка в войсках. Военная служба немыслима без соблюдения всеми военнослужащими порядка и правил, которые устанавливаются воинскими уставами и законами Российской Федерации. Основой уставных взаимоотношений является такие понятия, как дружба и войсковое товарищество. Без соблюдения правил уставных взаимоотношений невозможна высокая боеготовность частей и подразделений, высокая степень сплоченности и боевой слаженности воинских коллективов подразделений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации.

Читать полный конспект Уставные правила взаимоотношений между военнослужащими – важнейшее условие сплочённости и боевой слаженности воинского коллектива

Отставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *