Характеристика воинского коллектива и взаимоотношений военнослужащих


Прежде всего следует уяснить понятия «сплоченность», «коллектив», «взаимоотношения». Термин «сплоченность» трактуется как единение, общность, единомыслие и единодействие группы людей. Словарь русского языка С. И. Ожегова толкует «сплоченность» как стремление добиться единства, объединить, начать единодушно действовать, стать дружной и организованной общностью людей.

Опираясь на огромный педагогический опыт, А. С. Макаренко установил показатели сплоченности коллектива: во-первых, это мажор общего тона коллектива; во-вторых, единство коллектива, дружба его членов; в-третьих, защищенность каждого его члена; в-четвертых, организационная активность и разумная занятость деятельностью; в-пятых, это готовность к торможению, к сдержанности членов коллектива.

При этом А. С. Макаренко относил к коллективу не любую группу людей, а лишь ту, которая объединяла своих членов единой, полезной для общества целью деятельности, – «была хорошо организована, снабжена органами управления, дисциплины и ответственности».

Профессиональный воинский коллектив подразделения представляет собой одну из форм общности, но общности весьма специфичной в силу особой значимости целей характера взаимодействия при выполнении задач, особенностей комплектования, ритма службы и порядка жизнедеятельности. При внешней схожести каждый воинский коллектив подразделения имеет неповторимое своеобразие. По объективным и субъективным причинам эти коллективы различаются уровнем своей зрелости, т.е. развития.

Одним из факторов, обуславливающих процесс этого развития, является то обстоятельство, что в настоящее время в подразделениях ВС РФ на практике реализуется процесс комплектования военнослужащими, проходящими службу на контрактной основе. Так называемые контрактники стали неотъемлемым элементом профессионального коллектива. При этом они различаются по возрасту, образованию, жизненному опыту, семейному положению и т.д., но их всех можно отнести к той или иной типологической группе.

Классификаций может быть предложено множество, однако очень важным является мотив каждого из них поступить на военную службу. В этом плане выделяются три основные категории военнослужащих контрактной службы.

К первой относятся военнослужащие-контрактники, считающие военную службу своим призванием, реальной возможностью для самореализации. Их отличают усердие, стремление как можно лучше овладеть своей воинской специальностью. В подразделении они являются опорой для командного состава подразделений.

Во вторую следует включить ту часть контрактников, которые видят в службе твердый и достаточно стабильный источник средств к существованию. Обычно данная категория военнослужащих вполне добросовестно выполняет свои обязанности, и в перспективе у них может возникнуть чувство профессионального патриотизма.

Принадлежащие к третьей категории военнослужащие заключили контракт для того, чтобы извлечь из этого какую-то личную выгоду, переждать неблагоприятные времена, получить «легкие» деньги и т.д. Более того, имеют место случаи, когда такого рода «контрактники», особенно из числа местных жителей, внедряются (или «вербуются») криминальными структурами в целях хищения оружия, предметов военного имущества, ГСМ, распространения наркотиков и т.п. Это случайные люди в войсках и, как правило, не представляют собой никакой ценности, как специалисты.

Опираясь на точку зрения А. С. Макаренко о поэтапном развитии коллектива, различают четыре его вида.

1-й вид коллектива. Коллектив, находящийся на низком уровне зрелости (развития), имеет следующие признаки:

  • командир подразделения и его заместители требуют от всех необходимого поведения, выполняют основную организаторскую работу, другие категории (прапорщики, сержанты) не включены в эту деятельность;
  • личный состав ознакомлен с задачами, стоящими перед подразделением, но наблюдаются значительные отличия в поведении отдельных членов коллектива (разное стремление к повышению своей воинской квалификации, разный уровень дисциплинированности и т.д.);
  • общественная активность в коллективе низкая (общественное мнение в поддержку требований руководителей не сформировано, собрания проходят формально, без открытого высказывания своих мнений, без критики нарушителей дисциплины со стороны членов коллектива, актив не действует самостоятельно);
  • в работе младших командиров подразделения отмечаются элементы формализма.

2-й вид коллектива. Такому коллективу присущи такие черты:

  • достигнуто единство требований со стороны командира подразделения, его заместителей, сержантов и актива, при этом требования воспринимаются личным составом как требования всего коллектива, поддерживаются большинством его членов;
  • личный состав включен в борьбу за повышение мастерства, установлены сотрудничество и взаимопомощь между различными группами в коллективе, сформированы традиции коллектива и т.д.;
  • активность в общественной жизни наблюдается у большинства членов коллектива, отмечается здоровая критика на собраниях, спортивные мероприятия проводятся регулярно при исходящей инициативе актива; вместе с тем отмечается «здоровый пассив», который самостоятельно не проявляет инициативы, есть или могут быть отрицательно направленные микрогруппы, ощущается отрицательное влияние отдельных недисциплинированных личностей;
  • в работе командиров особое внимание уделяется активу, с тем чтобы он был достаточно авторитетен.

3-й вид коллектива. Для коллектива, имеющего высокий уровень зрелости (развития), характерно следующее:

  • единство требований руководителей, актива и коллектива к отдельным военнослужащим;
  • абсолютное большинство воинского коллектива – люди, стремящиеся к достижению наиболее высоких результатов в оперативно-служебной деятельности; у военнослужащих развивается чувство гордости за военную службу, при этом оно базируется не на позициях местничества: коллектив подразделения рассматривается в качестве элемента более крупного коллектива – соединения (части), и поэтому преобладает мнение, что успех зависит от каждого из них; вместе с тем еще возможно отрицательное влияние избирательных отношений на деятельность в официальной сфере;
  • абсолютное большинство членов воинского коллектива проявляют активность в общественной жизни, в подготовке различных мероприятий и спортивно-массовой работе;
  • в коллективе сложились отношения взаимной ответственности, товарищеской взаимопомощи;
  • командование подразделения опирается в своей работе на актив, учитывает традиции и общественное мнение, стиль по работе характеризуется тем, что оно умело используют свой моральный авторитет.

4-й вид коллектива. На высшей ступени зрелости (развития) коллектива достигнута высокая требовательность к себе каждого члена и сложилась атмосфера высокой требовательности к каждому без исключения, причем наиболее высокие требования предъявляются к тем, кто лучше подготовлен и более опытен:

  • весь личный состав имеет высокие показатели в служебной деятельности, в подразделении нет грубых дисциплинарных проступков, преобладает бодрое настроение, нет устойчивых антипатий, все поддерживают между собой отношения в духе взаимного доверия и уважения, личное и общественное органично соединяются в процессе выполнения должностных обязанностей;
  • все члены коллектива проявляют постоянную активность в общественной жизни, общественное мнение выступает высшим регулятором поведения людей;
  • командование в решении всех вопросов службы, быта и досуга полагаются не столько на силу приказа, сколько на резервы активности, которые имеются в коллективе.

В известной мере уровень развития воинского коллектива и его сплоченность определяют взаимоотношения военнослужащих.

Взаимоотношения в воинском коллективе представляют собой различные виды взаимосвязи и общения воинов в процессе их совместной жизни и деятельности. Именно в ходе этого процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются важнейшие формы взаимовлияний и контактов воинов, группового и коллективного взаимодействия.

Взаимоотношения военнослужащих – это различные формы и виды духовных, психических связей между ними, которые формируются на основе требований уставов, взаимного познания, оценки и межличностных действий и проявляются в процессе ратного труда и воинского быта.

В военной психологии разработаны принципы взаимоотношений военнослужащих, которые нашли свое закрепление в общевоинских уставах ВС РФ. К ним относятся принципы единоначалия и строгой субординации, коллективизма и гуманизма.

Всю совокупность сложных взаимоотношений в воинском коллективе классифицируют по ряду оснований.

Основными видами взаимоотношений являются:

  1. По сфере проявления: служебные (взаимоотношения «по вертикали», «по горизонтали» и «по диагонали»), неслужебные (бытовые) и общественные.
  2. По степени выраженности социально-психологических явлений, возникающих в процессе межличностных отношений:
  • благоприятные (по уровню взаимной близости): товарищество, доверие, уважение, вежливость;
  • по степени взаимного сотрудничества: чуткость, забота, поддержка, взаимопомощь; по прочности взаимосвязи между воинами: доброжелательность, ответственность, требовательность и т.д.);

– неблагоприятные (предвзятость, высокомерие, угодничество, чванство, подхалимство и т.д.).

  1. По форме: официальные и неофициальные, уставные и неуставные взаимоотношения.

Служебные взаимоотношения проявляются в процессе взаимодействия военнослужащих при решении служебных задач: учебных, хозяйственных, служебно-боевых и др. Эти отношения предполагают закрепленные уставами правила поведения воинов по отношению друг к другу.

Служебные взаимоотношения между военнослужащими «по вертикали» – это взаимоотношения начальников и подчиненных. Они выглядят как взаимодействие офицеров, прапорщиков, сержантов с подчиненными им лицами. «По горизонтали» – это взаимоотношения военнослужащих, равных по служебному положению и воинскому званию. Здесь взаимодействуют между собой офицеры, прапорщики, сержанты и солдаты. «По диагонали» – это взаимоотношения между офицерами, прапорщиками, сержантами одного подразделения с военнослужащими по призыву (контрактной службы) другого подразделения.

В служебных взаимоотношениях много общего, типичного, что позволяет дать им обобщенную характеристику.

Офицеры, а также младшие командиры строят свои взаимоотношения с подчиненными в соответствии с требованиями уставов, последовательно проводят в жизнь принцип единоначалия и строгой субординации как важнейшее условие обеспечения сплоченности и организованности подразделений. Этот принцип предполагает требовательность, сочетающуюся с заботой и уважением личного достоинства воинов. Высокая, но справедливая требовательность является ведущей стороной отношений начальников к подчиненным. Это обусловлено характером воинской деятельности, ее спецификой и закреплено в воинских уставах. Высокая требовательность не имеет ничего общего с грубостью.

Требовательность сочетается с заботой о подчиненных, которая предполагает удовлетворение материальных и духовных запросов военнослужащих. Однако главное здесь – забота о повышении воинского мастерства подчиненных, о подготовке их к умелым и решительным действиям в боевой обстановке.

Для взаимоотношений командиров с подчиненными характерно взаимное доверие, морально-психологическая значимость которого очень велика. Оно вызывает у воина стремление оправдать его, повышает чувство собственного достоинства, стимулирует личность к самовоспитанию, порой становится решающим фактором перевоспитания отдельных военнослужащих. Доверие не имеет ничего общего с попустительством военнослужащим, недобросовестно относящимся к выполнению своих служебных обязанностей, имеющим низкие моральные качества.

Необоснованное недоверие же командира к подчиненным, психологическая сущность которого заключается в недооценке сил, возможностей и положительных качеств подчиненных и в переоценке своих сил и достоинств, противоречит принципам уставов, снижает активность и инициативу воинов, порождает ошибки в управлении и руководстве людьми.

В деятельности отдельных командиров иногда бывают случаи предвзятого отношения к подчиненным, обусловленного заранее сложившимся неправильным мнением. Причем само это мнение возникает под влиянием эмоции (пристрастное отношение) или по причине сложившегося предубежденного отношения. Предвзятое отношение противоречит духу воинских уставов. Оно представляет собой субъективно искаженную одностороннюю оценку личности воина и его поведения.

Абсолютному большинству командиров в отношении к подчиненным свойственна доброжелательность, силу воспитательного воздействия которой трудно переоценить. Такое отношение побуждает подчиненных быть всегда откровенными и искренними с командиром, способствует внутреннему «принятию» строгой требовательности.

Доброжелательность не тождественна снисходительности, которая проявляется в попустительстве, в отступлении от уставного порядка обращения, в терпимости и всепрощении недостатков отдельных военнослужащих. Это отрицательно сказывается на социально-психологической атмосфере в подразделении. Доброжелательность не исключает, а предполагает высокую требовательность к каждому воину, являющуюся непременным условием его нравственного роста и успехов в службе.

Отношения командиров к личному составу характеризуются также искренностью, принципиальностью, чуткостью, внимательностью и другими чертами, которые хотя и не выражены в конкретных формулировках уставов, тем не менее отражают дух уставных требований.

Все сказанное о взаимоотношениях командиров всех степеней с подчиненными в полной мере относится и к характеристике отношений между сержантами, прапорщиками и солдатами, проходящим военную службу как по призыву, так и по контракту. Многие из младших командиров умело руководят подчиненными, правильно строят свои взаимоотношения с ними.

Не менее существенное значение имеют и взаимоотношения «по горизонтали», как среди военнослужащих, проходящих службу по призыву, так и контрактников. Характер этих взаимоотношений прямо и непосредственно сказывается на поступках и поведении воинов, на формировании у них нравственных навыков и привычек, многих качеств личности.

Общественные взаимоотношения возникают и функционируют в процессе подготовки и проведения собраний личного состава, коллективных культурно-досуговых, спортивно-массовых и других мероприятий.

Внеслужебные (бытовые) отношения складываются за пределами служебной деятельности.

Во всех перечисленных взаимоотношениях – служебных, общественных и неслужебных (бытовых) – всегда имеет место личностный, психологический аспект – симпатии, антипатии, взаимные оценки, мнения, притязания, подражание и другие социально-психологические явления. И на службе, и вне службы взаимодействуют люди, обладающие разумом, чувствами, волей. Поэтому нельзя отрывать служебные и другие объективные отношения от личностных, так же как неправомерно личностные отождествлять с неслужебными.

Вместе с тем психологический, личностный аспект взаимоотношений военнослужащих может быть выражен в большей или меньшей степени. Поэтому есть необходимость различать взаимоотношения формальные (официальные), которые четко обозначены, легко воспринимаются, и неформальные (неофициальные), менее зримые, нечетко выраженные.

Читать полный конспект Уставные правила взаимоотношений между военнослужащими – важнейшее условие сплочённости и боевой слаженности воинского коллектива

Отставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *