3.1. Назначение, особенности организации и проведения упражнений в метании ручных гранат


Упражнения в метании ручных гранат предназначаются для обучения личного состава метанию ручных наступательных и оборонительных гранат по неподвижным и движущимся целям из различных положений: с ходу, с места, в пешем порядке и из боевых машин.

В воинских частях и подразделениях РВСН упражнения в метании ручных гранат выполняются боевыми и учебно-имитационными (учебными) наступательными гранатами днем и ночью. Приемы и правила метания ручных гранат изложены в Наставлении по стрелковому делу «Ручные гранаты».

Упражнения в метании ручных гранат выполняются:

  • боевыми гранатами — на учебном месте для метания боевых гранат войскового стрельбища под руководством командира (заместителя командира) воинской части при строгом соблюдении требований безопасности;
  • учебно-имитационными (учебными) гранатами — на оборудованном учебном месте войскового стрельбища, огневого городка (участка тактического поля) под руководством офицеров, прапорщиков и сержантов подразделения.

Перед выполнением упражнений с обучаемыми изучаются устройство ручных гранат, требования безопасности при обращении с ними, приемы, правила метания, а также проводятся тренировки в метании ручных учебных гранат на точность и дальность.

Учебные ручные гранаты, применяемые для метания, по весу и форме должны соответствовать боевым, иметь учебный запал с предохранительной чекой и быть исправными.

К выполнению упражнения в метании боевой ручной гранаты допускаются обучаемые, усвоившие правила обращения с боевыми гранатами и выполнившие данное упражнение учебно-имитационной гранатой.

Боевые гранаты метаются только днем.

Обучаемые и руководитель при метании ручных гранат должны быть в стальных шлемах (касках) и средствах индивидуальной бронезащиты.

Оружие стрелка при метании гранаты должно находиться в положении обеспечивающем его немедленное применение.

При метании боевых гранат руководитель и один обучаемый, метающий гранату, находятся на рубеже метания (в окопе); обучаемые очередной смены находятся на исходном рубеже в укрытии, остальные занимаются (тренируются в метании учебно-имитационных гранат) на учебном месте в тылу войскового стрельбища.

Попадание гранаты в цель определяется по месту разрыва запала гранаты (для учебных гранат — в месте ее остановки).

Учебное место для метания боевых гранат выбирается с таким расчетом, чтобы при метании наступательных гранат в радиусе не менее 50 м от места возможного разрыва гранат не было людей, животных или объектов, которые могут быть поражены осколками гранат.

Оно должно быть обозначено по периметру красными флагами и указками с соответствующими предупредительными надписями («Стой! Назад! Идет метание боевых гранат»). Кроме того, в необходимых случаях могут выставляться дополнительные посты оцепления.

При выполнении упражнений в метании боевых наступательных гранат соблюдается следующий порядок.

На исходном рубеже руководитель занятия объявляет личному составу тему цель и порядок проведения занятия; проверяет знание обучаемыми требований безопасности, правил обращения с боевой гранатой и условий упражнения; ставит обучаемым боевую задачу; объявляет очередность выполнения упражнения, распределяет обучаемых по сменам и назначает старших смен; после чего приказывает первому обучаемому, выполняющему упражнение, получить на пункте боепитания боевую гранату, запал к ней и выйти на рубеж метания, обучаемым очередной смены подготовиться к выполнению упражнения и занять укрытие, а остальному личному составу подразделения приступить к занятиям на учебных местах в тылу войскового стрельбища.

По этой команде обучаемый, выполняющий упражнение, получив гранату и запал, осматривает их, укладывает в сумку для гранат, а обучаемые очередной смены занимают места в укрытии на исходном рубеже.

Убедившись, что на участке для метания гранат и вблизи него отсутствуют люди, животные, машины и т. д., руководитель занятия указывает метающему место для метания (машину) — при метании из окопа (машины); направление наступления и порядок метания гранаты — при метании гранаты на ходу; меняет белый флаг на рубеже метания наступательных гранат на красный (размером 100х60 см), занимает свое место в окопе (машине). После этого подает команду «К БОЮ. Подготовить гранату» и осуществляет контроль за действиями обучаемого.

При выполнении упражнения в метании ручной наступательной гранаты на ходу обучаемый занимает окоп, расположенный в 4 метрах сзади рубежа метания гранат, вывинчивает пробку из трубки корпуса гранаты, ввинчивает запал и докладывает: «Рядовой Иванов к метанию гранаты готов». Руководитель занятия, убедившись в готовности обучаемого и в безопасности метания гранаты, подает команду «В атаку — ВПЕРЕД, гранатой — ОГОНЬ». По этой команде обучаемый выходит из окопа, самостоятельно на ходу берет гранату в правую (левую) руку и пальцами плотно прижимает спусковой рычаг к корпусу гранаты; продолжая плотно прижимать спусковой рычаг, другой рукой сжимает (выпрямляет) концы предохранительной чеки и за кольцо пальцем выдергивает ее из запала. С выходом на рубеж начала метания делает замax и бросает гранату в цель.

После броска гранаты укрывается в заранее оборудованном окопе для стрельбы лежа, а после взрыва гранаты (по истечении не менее 10 с после взрыва) с криком «УРА» завершает атаку цели.

После преодоления окопа по команде руководителя «СТОЙ» принимает положение для стрельбы лежа.

По окончании выполнения упражнения руководитель занятия возвращает обучаемого на исходный рубеж, осматривает цели, заменяет красный флаг на белый и производит разбор действий обучаемого. Если необходимо продолжать метание гранат, красный флаг на белый не заменяется.

После разбора по команде руководителя занятия обучаемый, выполнивший упражнение, следует в укрытие на исходном рубеже, а очередной обучаемый — на рубеж метания гранаты. После завершения выполнения упражнения сменой обучаемых руководитель занятия дает команду на смену учебных мест.

При выполнении упражнения в метании ручной наступательной гранаты из окопа с места порядок действий руководителя и обучаемого до занятий окопа такой же, как и при метании наступательной гранаты на ходу.

В окопе руководитель занятия приказывает обучаемому занять ячейку для метания гранаты на рубеже метания. Указывает порядок метания гранаты, подает команды: «К БОЮ. Подготовить гранату». Обучаемый вывинчивает пробку из трубки корпуса гранаты, ввинчивает запал и докладывает: «Рядовой Иванов к метанию гранаты готов».

Руководитель занятия, убедившись в готовности обучаемого и безопасности метания гранаты, подает команду «Рядовому Иванову, по атакующей группе, гранатойОГОНЬ».

После метания гранаты руководитель занятия и обучаемый должны немедленно опуститься на дно окопа и пригнуться.

По истечении не менее 10 секунд после взрыва гранаты руководитель и обучаемый выходят из окопов и осматривают цель.

Руководитель занятия заменяет красный флаг на белый и производит разбор действий обучаемого. Если необходимо продолжить метание гранат, красный флаг на белый не заменяется.

После разбора по команде руководителя занятия обучаемый, выполнивший упражнение, следует в укрытие на исходном рубеже, а очередной обучаемый — на рубеж метания гранаты. После завершения выполнения упражнения сменой обучаемых руководитель занятия дает команду на смену учебных мест.

В конце занятия с метанием боевых гранат руководитель занятия проверяет на пункте боепитания количество оставшихся гранат и колец с предохранительной чекой, проводит общий разбор и объявляет оценку подразделению.

При выполнении упражнений в метании учебно-имитационных и учебных гранат соблюдается такой же порядок, как и при метании боевых гранат.

При метании учебно-имитационных гранат очередная смена обучаемых, кроме метающего гранату, выстраивается на безопасном удалении на месте, указанном руководителем (не ближе 50 м), наблюдают за местом падения гранат и спускового крючка.

После выполнения упражнения руководитель занятия организует сбор учебных (учебно-имитационных) гранат и подготовку их к последующему метанию.

Если при метании учебно-имитационной или боевой гранаты предохранительная чека из запала не была выдернута, попадание гранаты в цель не зачитывается.

Читать полный конспект Выполнение упражнений стрельб и стрелковые тренировки

Отставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *