Содержание конспекта
Под конспектом принято понимать текст, написанный от руки, содержание которого отражает суть основного источника информации, только мысли в нем излагаются кратко и сжато. Характерным отличием конспекта является именно последовательность, то есть, под конспектированием подразумевается приведение почерпнутой информации к определенному порядку. Что касается формы записи, то она может быть любой – от свободной формы до использования точных цитат. При конспектировании первоисточника важно придерживаться той манеры написания, которая используется в оригинале.
Правильно составленный конспект характеризует наличие смысловой связи в тексте и логики в нем. Если текст будет оформлен качественно, то им сможет воспользоваться по назначению не только сам автор, но и другие люди. Хорошо составленный конспект всегда будет понятным в независимости от того, как давно его составили. Сложность текста в первоисточнике также не будет влиять на дальнейшее его восприятие через конспект, если конечно сам конспект был оформлен толково.
Умение быстро и качественно составлять конспекты может пригодиться в различных сферах. Везде, где требуется за короткие сроки обрабатывать большие объемы информации, будет полезно овладеть техникой составления конспектов. Даже спецтерминологию можно грамотно растолковать и разместить в виде четко обозначенной информации, которую будет просто запоминать. На основе конспектов, разумеется, качественных, можно создавать статьи, рефераты, научные работы.
Существующие виды конспектов
Есть несколько принципиально разных видов конспектов, каждый из которых оптимально подходит для конкретного вида работы:
- план-конспект
- схематеческий план
- текстуальный конспект
- тематический конспект
Довольно часто используется, по причине своей эффективности, план-конспект. Для его создания заранее разрабатывается структурный план, где есть основные заголовки и подзаголовки. В процессе написания конспекта в подробностях раскрывается каждый из существующих заголовков, тем самым, по итогу работы получается план-конспект. Когда время на подготовку перед выступлением является минимальным, такой конспект подойдет идеально. Успех выступления будет напрямую зависеть от того, насколько подробным, и, что самое главное, последовательным будет план конспекта. Для таких конспектов имеет смысл отдельно выписывать пометки с информацией об источниках, так как по памяти подобные тексты восстанавливаются с большим трудом.
Схематические планы несколько похожи на план-конспекты, ведь в основе такого конспекта также лежит заранее составленный план. Только вместе привычных пунктов плана формируются вопросы, а конспект будет состоять из ответов. Информация, представленная таким образом, усваивается быстро и качественно.
При изучении области, где точность цитат играет важную роль, например, это может быть литература, стоит выполнить текстуальный конспект. Он будет состоять из терминов и тезисов первоисточника. Преимуществом такого конспекта является то, что в него можно «встроить» план. Само же составление подобного конспекта считается сложной работой, так как вставлять цитаты так, чтобы по ним был понятен исходный материал, проблематично без опыта в этом процессе.
Принципиально отличается от других тематический конспект, который пишется по нескольким источникам сразу. Он может использоваться для освещения вопроса, к которому нужно подходить с разных сторон, соответственно, делать содержание каждого материала тут не требуется. Сложность такого текста связанна с подготовкой к нему, так как потребуется изучить в разы больше материала, чем в вышеуказанных типах конспектов.
Если же есть примерное понимание того, как делаются все указанные ранее конспекты, и главное, присутствует успешный опыт их выполнения, то в этом случае можно остановиться на свободном стиле, который содержит элементы всех типов конспектов. Тут можно применять и структурный план, и цитаты, и несколько разных источников. Полученный результат будет наиболее целостным, если сравнивать с другими вариантами написания конспектов.
Нюансы составления конспекта и советы по его написанию
Первым делом потребуется изучить сам материал, постараться выявить характерные особенности текста, его стиль, направление, степень сложности, наличие или отсутствие новых терминов. После повторного изучения материала получиться выделить основные моменты в тексте, отсечь всю воду, разбить материал на разделы. Как только все лишнее будет «убрано», можно будет начать выделять основные мысли, которые останется перенести на бумагу. Решение, в каком виде это делать – своими словами или цитатами, остается на усмотрение автора.
Советы, которые могут помочь при составлении конспекта
- Не имеет смысла начинать записывать конспект сразу же, как преподаватель начал свою мысль. Разумнее будет дослушать мысль, дождаться комментариев с его стороны, а уже потом начать конспектировать.
- Нельзя делать конспект одной сплошной «простыней», иначе поиск нужных сведений будет занимать много времени. Приветствуются заголовки, подзаголовки в тексте, лучше, если они будут выделены ярким цветом. Обязательно нужно делать отступы между абзацами, нумерованные списки, выделение основных мыслей и цитат, обозначение формул.
- В конспекте желательно наличие обозначающих знаков, которые будут помогать в навигации по тексту. Это могут быть указывающие стрелки, символы, акцентирующие внимание и т.д.
- Отдельно нужно сказать о сокращениях, так как при наличии объемного исходного материала, конспект получится очень большим, что усложнит навигацию и запоминание основных тезисов. Привычные способы сокращения тут не подойдут, так как в перспективе изучать такой конспект будет трудно по причине того, что автор просто забудет расшифровку своих сокращений. Разумнее всего изначально проработать примерный список повторяющихся слов и сокращений к ним, после чего использовать одинаковые обозначения во всем тексте.
- Наличие сложных конструкций в предложениях усложнит восприятие конспекта, поэтому по возможности от них нужно отказаться.
- Весь материал фиксировать смысла нет, так как это сделать практически невозможно, плюс есть шанс упустить действительно важную мысль. Лучше сконцентрироваться на тезисах.
- Все непонятные термины и сложные мысли лучше уточнить уже после лекции, а не пытаться интерпретировать их сразу своими словами.
Все эти правила позволяют получать удовольствие от процесса записывания конспектов, так как он перестанет быть рутиной, скорее напротив – написание конспектов превратится в творческую работу.
Отличные советы! На самом деле многие пытаются записать в конспект все слово в слово что говорит преподаватель. И в итоге получается ерунда. А на самом деле необходимо придерживаться правил и выделять главные мысли.
Я учился в военном институте и план конспекты составлял практически каждый день. Сразу было тяжело, но со временем набрался опыта и в составлении план — конспектов трудностей уже не было.
Мне до сих пор непонятно, почему теме данной статьи в университете не посвятили, хотя бы, половину лекции. До всего нужно было доходить своим умом. А многие до сих пор не научились писать конспекты.
Спасибо за ваш труд, очень полезный материал!