«Дисциплина» (в переводе с латинского языка – обучение, воспитание) – это социальные отношения, выражающиеся в обязательном для всех членов общества (общностей, групп) подчинении установленным правилам и нормам, благодаря которым достигается согласованность действий.
В словаре русского языка дисциплина определяется как «обязательное для всех членов какого-либо коллектива подчинение установленному порядку, правилам».
Дисциплина выступает важнейшим фактором стабильного функционирования любого социального организма и основным средством управления его деятельностью.
Известный педагог А.С. Макаренко, исследуя феномен дисциплины, сделал следующие выводы:
- дисциплина необходима коллективу для того, чтобы он лучше и быстрее достигал своих целей;
- дисциплина нужна, чтобы каждый отдельный человек развивался, чтобы воспитывал в себе умение преодолевать препятствия и совершать трудную работу;
- в каждом коллективе дисциплина должна быть поставлена выше интересов отдельных членов коллектива;
- дисциплина украшает коллектив и каждого отдельного члена коллектива;
- дисциплина есть свобода, она ставит личность в более защищенное, свободное положение и создает полную уверенность в своих правах, путях и возможностях;
- дисциплина проявляется, как правило, когда человеку приходится делать что-нибудь ответственное, требующее значительной отдачи. Здесь также важно осознание необходимости и полезности этого дела для всего коллектива, для всего общества и государства.
В России термин «дисциплина» появился в изданном в марте 1714 года указе Петра I «О сохранении дисциплины на корабле и подсудности морских и сухопутных военнослужащих».
В зависимости от сферы деятельности людей принято различать государственную, трудовую, общественную, партийную и другие формы дисциплины. Разновидностью государственной дисциплины является воинская дисциплина. Согласно статьи 1 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации «воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)».
Она призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между сослуживцами, отношения в подразделениях в целях обеспечения высокой организованности и боевой готовности войск и требует от военнослужащих большой собранности, точности и выдержки, взаимопонимания, оперативности выполнения всех распоряжений.
Воинская дисциплина имеет характерные черты, обусловленные спецификой воинской деятельности, среди которых необходимо выделить:
- единоначалие как основной принцип военного строительства;
- высокую социальную значимость неукоснительного соблюдения требований воинской дисциплины;
- детальную регламентацию всех сторон жизни, быта и деятельности военнослужащих на службе и вне ее;
- неотвратимость, целесообразность и строгость мер дисциплинарной и уголовной ответственности за нарушение воинского порядка и правил поведения;
- включение многих нравственных норм в число уставных требований, подлежащих обязательному исполнению;
- обязательность соблюдения требований дисциплины для всех категорий военнослужащих независимо от воинского звания, служебного и должностного положения.
Содержание воинской дисциплины включает:
- обязательные дисциплинарные нормы и правила поведения военнослужащих (нравственные, правовые и др.);
- отношения между военнослужащими, складывающиеся в процессе соблюдения обязательных норм и правил поведения;
- деятельность органов государственного и военного управления, различных категорий военнослужащих по поддержанию на должном уровне воинской дисциплины.
Представления о воинской дисциплине могут быть также расширены за счет включения в ее содержание основных функций дисциплины. Среди них можно выделить следующие:
- нормативно-регулятивная;
- консолидирующая;
- предупредительно-профилактическая;
- воспитательная;
- социально-защитная.
Воинской дисциплине, как и всякому реально существующему явлению армейской действительности, присущи определенные закономерности:
- обусловленность воинской дисциплины и ее состояния социально-экономическими, политическими, духовно-нравственными и правовыми процессами, проходящими в обществе;
- зависимость воинской дисциплины от уровня правопорядка в обществе и степени развития ее нормативной базы;
- зависимость дисциплины от профессионального и культурного уровня военнослужащих;
- зависимость воинской дисциплины от совершенства и обоснованности требований воинской службы и воинских уставов;
- соответствие состояния воинской дисциплины уровню подготовленности офицерских кадров к решению проблем поддержания и укрепления дисциплины;
- соответствие воинской дисциплины возможностям военнослужащих реализовать свои дисциплинарные права и обязанности.
Таким образом, воинская дисциплина представляет собой определенную систему. Сущность и структура воинской дисциплины находят свое проявление в характерных чертах, определяемых спецификой военной службы, и закономерностях, а функциональные характеристики находят свое закрепление в нормах законов, воинских уставов, приказов и других правовых актов.
При решении задач поддержания и укрепления воинской дисциплины и правопорядка наряду с социально-политическими, экономическими, правовыми и духовно-нравственными факторами важно учитывать психолого-педагогическую составляющую воинской дисциплины.
Прежде всего необходимо изучать и знать индивидуально-личностные качества военнослужащих, к которым относятся:
- особенности физического развития и состояние здоровья;
- жизненный опыт;
- направленность и мотивы поведения;
- темперамент и эмоциональные состояния;
- особенности характера и волевые качества;
- способности и интеллектуальные особенности;
- уровень воинского мастерства.
Следует подчеркнуть, что в работе по укреплению воинской дисциплины кроме индивидуально-личностных качеств важно учитывать и широкий спектр коллективных, социально-психологических факторов, к числу которых относятся:
- личная дисциплинированность каждого военнослужащего в отдельности;
- организаторские способности командиров и начальников всех степеней, штабов, воспитательных органов, их умение руководить подчиненными, устанавливать и поддерживать дисциплину в части, подразделении;
- активность воинского коллектива, его нацеленность на выполнение, укрепление и поддержание воинской дисциплины в интересах обеспечения высокого морально-психологического состояния и боеготовности частей и подразделений.
Кроме того, социально-психологическими факторами дисциплины являются разнообразные взаимодействия между военнослужащими в целях достижения порядка и организованности, в том числе взаимные требования, согласованные совместные действия, коллективные убеждения и внушения, взаимный контроль, воздействие личным примером.
Важнейшим условием укрепления воинской дисциплины в части (подразделении) является постоянное совершенствование педагогической культуры офицерских кадров.
Все психолого-педагогические составляющие воинской дисциплины действуют взаимосвязано. Эффективность влияния каждой из них на поведение военнослужащего зависит от наличия и действенности других составляющих. При этом решающая роль эффективного влияния психолого-педагогических факторов на состояние воинской дисциплины в части, подразделении принадлежит командиру, заместителю командира по воспитательной работе, другим офицерам, их умению утверждать уставной правопорядок и привлекать к работе по укреплению воинской дисциплины весь воинский коллектив, каждого военнослужащего.
Важно иметь в виду, что ни коллектив сам по себе, ни каждый военнослужащий в отдельности, какими бы дисциплинированными они ни были, не обеспечат в части, подразделении высокой организованности и порядка без квалифицированного руководства, единой воли командира (начальника), опирающегося на воинский коллектив.