Военнослужащие контрактной службы и члены их семей пользуются установленными Конституцией и российским законодательством правами и свободами наравне с другими гражданами Российской Федерации. Их право на социальное обеспечение закреплено в статье 39 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение.
Правовая защита военнослужащих контрактной службы и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативно-правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанным лицам и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Его элементами в настоящее время являются:
- правовое закрепление порядка и правил предоставления военнослужащим и их семьям прав и льгот, а также обязанности должностных лиц в данной сфере;
- определенный бюджетом и государственными целевыми программами объем материальных средств, направляемых на социально-экономическое обеспечение военнослужащих;
- юридическая ответственность должностных лиц и государственных органов за непредоставление военнослужащим и их семьям законных прав и льгот, а также ответственность за посягательство на их жизнь, здоровье, достоинство, честь и имущество;
- процедуры обжалования и контроля обеспечения должностными лицами и государственными органами социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в России разработаны и приняты нормативно-правовые акты об их социальном обеспечении, правах и льготах. Основными являются федеральные законы: «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Вместе с тем специфика возможностей их реализации в условиях Вооруженных Сил, других государственных военных организаций влечет за собой некоторые установленные законами ограничения военнослужащих в общегражданских правах и свободах. Так, свобода передвижения и право на выбор места жительства реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия военнослужащих к месту службы.
Система правовых гарантий – это закрепленные в законодательстве средства (способы), специальные меры, которые призваны непосредственно обеспечить правомерную реализацию и защиту прав и свобод военнослужащих, удовлетворение их интересов, пользование благами.
Среди юридических гарантий прав и свобод следует четко различать условия, которые обеспечивают их правомерную реализацию (гарантии реализации прав) и условия их защиты (гарантии защиты прав).
Правовые гарантии непосредственно связаны с применением правовых норм и выражаются в деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц и самих военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей предусматривает:
- реализацию прав, льгот, гарантий и компенсаций военнослужащих органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;
- совершенствование механизмов и институтов социальной защиты военнослужащих;
- охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Законом «О статусе военнослужащих» установлен широкий спектр социальных льгот для военнослужащих, которые должны компенсировать им моральные и физические нагрузки, обусловленные исполнением служебных обязанностей.
В Законе «О статусе военнослужащих» приводится перечень лиц, на которых распространяются льготы, гарантии и компенсации в части и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. К таким лицам закон относит:
- военнослужащих и членов их семей;
- граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Сил государств – участников СНГ, и членов их семей;
- граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах СССР, Пограничных, Внутренних и Железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях СССР, и членов их семей.
В системе органов законодательной власти решением проблем социальной защиты военнослужащих занимаются комитеты
Государственной Думы по обороне, безопасности; делам ветеранов и социальной политике.
Наиболее заметную роль в решении этих вопросов играет Комитет Государственной Думы по обороне. Ему принадлежит основная роль в создании законодательной базы социальной защиты военнослужащих.
В Совете Федерации этими вопросами в той или иной степени занимаются Комитет по вопросам социальной политики и Комитет по вопросам безопасности и обороны.
В системе исполнительной власти общее руководство деятельностью по осуществлению социальной защиты военнослужащих возложено на Правительство РФ.
Согласно статье 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров и начальников.
Круг органов и должностных лиц, занимающихся социальной защитой военнослужащих, определен и статьей 10 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ. Главенствующая роль в организации социально-правовой работы непосредственно в войсках принадлежит командиру (начальнику).
Пользуясь предоставленными ему правами и выполняя возложенные на него обязанности, командир (начальник) издает приказы и другие акты военного управления, посредством которых он осуществляет реализацию законодательства о социальной защите военнослужащих. С этой целью командир (начальник) в изданных им актах указывает конкретных исполнителей и что им предписывается сделать, а также определяет сроки выполнения поставленных задач и порядок действия подчиненных при их выполнении. Например, в соответствии с Уставом внутренней службы ВС РФ командир полка утверждает график отпусков военнослужащих, устанавливает распорядок дня и регламент служебного времени; принимает меры по улучшению быта военнослужащих, сохранению и укреплению здоровья личного состава.
Заместитель командира полка (корабля 1 ранга) по воспитательной работе в мирное и военное время отвечает за действенность работы по правовой и социальной защите военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала.
Он участвует в отборе кандидатов для поступления в военные образовательные учреждения профессионального образования; организует и проводит военно-социальную работу, участвует в реализации социальных прав и гарантий военнослужащих, а также в решении правовых, социальных, бытовых и жилищных проблем военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала полка (корабля); осуществляет взаимодействие с органами государственной власти и общественными организациями в целях повышения социального статуса военнослужащих и престижа военной службы.
Обеспечение социальной и правовой защищенности военнослужащих и ее совершенствование – одна из важнейших обязанностей командиров (начальников) всех рангов. Это определено законами, воинскими уставами и является необходимым и существенным фактором воспитания личного состава, укрепления морально-психологического состояния военнослужащих, повышения боевой готовности и боеспособности войск.
Законодательство устанавливает, что государство гарантирует военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увеличение количества льгот, гарантий и размера компенсаций в соответствии с полученной квалификацией и сроком военной службы, который рассчитывается с учетом общей продолжительности военной службы в календарном исчислении или общей продолжительности военной службы в льготном исчислении.
Помимо общегражданских прав и свобод военнослужащие имеют права, обусловленные военной службой. К их числу относится право на государственное материальное обеспечение в период нахождения на военной службе. Оно реализуется путем получения от государства денежного довольствия и натурального обеспечения (продовольственного, вещевого, предоставления жилых помещений).
Таким образом, законодательство Российской Федерации по вопросам, связанным с социально-правовой защитой военнослужащих контрактной службы и членов их семей, гарантирует им соблюдение основных прав и льгот, как в период военной службы, так и после увольнения с военной службы.