Становление и развитие военного управления в Советском Союзе и Российской Федерации.


26 октября 1917 года постановлением II Всероссийского съезда Советов был образован Комитет по военным и морским делам, 27 октября 1917 года он был переименован в Совет народных комиссаров (СНК) по военным и морским делам.

7 ноября 1917 года была образована Верховная морская коллегия по перестройке органов Морского министерства. Его председателем стал П.Е. Дыбенко.

23 ноября 1917 года СНК по военным и морским делам был переименован в Народный комиссариат по военным делам во главе с коллегией, на которую были возложены функции управления Военным министерством.

Во главе страны и армии встал Совнарком РСФСР под председательством В.И. Ленина. Общее руководство обороной и Вооруженными Силами осуществлял созданный в ноябре 1918 года Совет Рабочей и Крестьянской обороны (с 1923 года Совет Труда и Обороны) через Реввоенсовет Республики (до сентября 1918 года Высший военный совет) во главе с Л.Д. Троцким (одновременно и наркомвоенмором до 1925 года). РВСР разрабатывал и проводил в жизнь планы обороны страны, руководил строительством армии и флота, военными действиями через главнокомандующего Вооруженными Силами Республики и РВС фронтов и отдельных армий.

При главнокомандующем в ноябре 1918 года был создан Полевой штаб РВСР, который разрабатывал стратегические планы, осуществлял сбор и обработку разведывательной информации и обеспечивал управление войсками. Всероссийский Главный штаб (с мая 1918 года после упразднения Генерального штаба) занимался организацией, мобилизацией, комплектованием и пополнением армии, подготовкой командных кадров.

По окончании Гражданской войны в ходе военной реформы 20-х годов центральное звено управления Вооруженными Силами подверглось реорганизации. Централизация управления привела к слиянию в 1921 году Всероссийского Главного штаба и Полевого штаба в Штаб РККА, ставший единым органом управления Вооруженными Силами Республики. Он являлся исполнительным органом РВСР и подчинялся главкому, а через него наркому по военным и морским делам. В два раза было сокращено число отделов и управлений, упорядочена работа и уточнены функции различных органов.

Однако Штаб был перегружен и погряз в бумажной волоките. Поэтому следующим шагом стало распределение функций Штаба РККА между тремя органами: Штабом РККА (подготовка и использование Вооруженных Сил СССР для обороны страны), Инспекторатом РККА (инспектирование РККА, ВМФ и ВВФ) и Управлением РККА, с 1925 года – Главным управлением РККА (административное руководство).

Наркоматы по военным и морским делам 6 июля 1923 года были объединены в единый общесоюзный наркомат.

Реформированию подверглось и окружное военное управление. Страна была разделена на 6 военных округов, управление которыми сосредоточилось в руках командующего (РВС) округа, штаба, начальников родов войск и управлений: политического, ВВС, санитарного, ветеринарного, снабжения. Военные округа в соответствии с территориально-милиционным устройством Красной армии были разбиты на территориальные округа, осуществляющие учет военнообязанных, очередные призывы, допризывную подготовку через военкоматы.

20 июля 1934 года РВС СССР был упразднен, а Наркомат по военным и морским делам переименован в Наркомат обороны СССР, при нем в ноябре 1934 года в качестве совещательного органа создан Военный совет.

Важное значение имело преобразование в сентябре 1935 года Штаба РККА в Генеральный штаб в составе Наркомата обороны, повысившее эффективность работы всего центрального аппарата. При Наркомате обороны были образованы инспекции пехоты, кавалерии, артиллерии, ВВС, автобронетанковых войск, войск связи и инженерных войск.

Создавались новые органы: Управление военно-технического снабжения, Управление начальника снабжения РККА (Главное интендантское управление).

В целях объединения всех мероприятий и вопросов обороны страны 28 апреля 1937 года Комиссия обороны при СНК СССР была преобразована в Комитет обороны СССР. Одновременно упразднен Совет труда и обороны.

В связи с укрупнением ВМФ и повышением его роли в системе обороны страны в конце 1937 года был создан самостоятельный общесоюзный Наркомат ВМФ СССР. Народным комиссаром ВМФ был назначен П.А. Смирнов.

Организационные меры способствовали совершенствованию руководства Вооруженными Силами. Однако непрерывные кадровые изменения в условиях репрессий командно-начальствующего состава нанесли значительный урон в первую очередь в звене высшего и старшего военного руководства.

С началом Великой Отечественной войны система военного управления страной срочно приспосабливалась к новым условиям. 30 июня был образован Государственный Комитет Обороны (ГКО). Наделенный всей полнотой власти, он стал высшим государственным органом СССР на период войны. Во многих прифронтовых городах возникли комитеты обороны, объединившие всю гражданскую и военную власть на местах.

Военно-стратегическое руководство вооруженной борьбой ГКО осуществлялось через Ставку Верховного Главнокомандования, которая была создана 23 июня 1941 года. С 8 августа 1941 г. Председателем ГКО, наркомом обороны (с 9 июля 1941 года) и Верховным Главнокомандующим ВС СССР – Председателем Ставки ВГК стал И.В. Сталин.

Основным рабочим органом Ставки ВГК по стратегическому планированию и руководству армией и флотом был Генеральный штаб. Другими рабочими органами Ставки ВГК являлись Наркоматы обороны и ВМФ. Для координации действий фронтов были созданы главные командования стратегических направлений. При Ставке ВГК в мае 1942 года был создан Центральный штаб партизанского движения. Для тылового обеспечения было создано Управление тыла Красной армии. Развивалась и совершенствовалась структура управления родами войск, многократно возросли роль и значение штабов в достижении непрерывного управления войсками.

Для организации стратегического руководства в советско-японской войне 1945 года решением Ставки ВГК от 30 июля 1945 года было образовано Главное командование советских войск на Дальнем Востоке.

После окончания Второй мировой войны единым органом руководства армией, авиацией и флотом стал Наркомат Вооруженных Сил СССР, созданный в результате объединения 25 февраля 1946 года Наркоматов обороны и ВМФ (с 15 марта 1946 года – Министерство ВС СССР). В состав наркомата (министерства) вошел и Генеральный штаб, ставший его ведущим органом управления. 25 февраля 1950 года Министерство Вооруженных Сил вновь было разделено на Военное министерство СССР и Военно-морское министерство СССР. Генеральный штаб ВС СССР преобразовался в Генеральный штаб Советской армии, тогда же по его образцу был создан Морской Генеральный штаб. От подобной децентрализации высшего военного управления Советское правительство отказалось уже в 1953 году, создав 15 марта 1953 года единое Министерство обороны СССР. Генеральный штаб Советской армии в сентябре 1955 года был вновь преобразован в Генеральный штаб ВС СССР, в состав которого вошел и Морской Генеральный штаб.

К концу 50-х система военного управления Советского государства окончательно сформировалась и включала в себя следующие основные элемнты. Высшее руководство обороной страны и Вооруженными Силами осуществляли ЦК КПСС и высшие органы государственной власти – Верховный Совет СССР и Совет Министров СССР. Непосредственное руководство ВС СССР (кроме Пограничных и Внутренних войск) осуществлялось Министерством обороны СССР во главе с министром обороны. Виды Вооруженных Сил подчинялись главнокомандующим, являвшимся заместителями министра обороны.

Руководство партийно-политической работой осуществлялось ЦК КПСС через Главное политическое управление СА и ВМФ, работающее на правах отдела ЦК партии.
В видах ВС, военных округах, группах войск, округах ПВО, армиях, на флотах и флотилиях имелись военные советы, которым было предоставлено право рассматривать и решать все важные вопросы деятельности вида ВС округа (флота) и т.д.

После распада СССР система военного управления страны постоянно оптимизировалась.

В 1992 году на базе Министерства обороны СССР было создано Министерство обороны Российской Федерации – главное звено в системе военного управления страной.
Оно несет ответственность за развитие и состояние Вооруженных Сил, их боеготовность, состояние воинской дисциплины.

Минобороны России участвует в разработке военной доктрины; разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил и координирует по вопросам обороны деятельность других видов войск; финансирует выполняемые в целях обороны работы; выступает заказчиком производства вооружения и военной техники (государственный оборонный заказ); разрабатывает федеральную программу вооружения; обеспечивает мобилизационную готовность Вооруженных Сил РФ и т.д. В его компетенцию входит также социальная защита военнослужащих.

Главным органом оперативного военного управления, осуществляющим планирование строительства и применения оборонных сил страны, является Генеральный штаб Вооруженных Сил РФ.

Он координирует оперативную и мобилизационную подготовку войск, организует планирование и осуществление мероприятий по обеспечению ядерной безопасности и предотвращению несанкционированного применения ядерного оружия. Он анализирует и координирует проведение в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы.

Генеральный штаб осуществляет разведывательную деятельность в целях обороны и безопасности; организует проведение мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации; участвует в разработке Плана гражданской обороны; организует мобилизационное и стратегическое развертывание Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, а также осуществляет иные полномочия в области обороны в соответствии с Положением о Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации.

В систему военного управления также входят органы управления Сухопутными войсками, Военно-воздушными силами, Военно-Морским Флотом, Ракетными войсками стратегического назначения, Войсками воздушно-космической обороны и Воздушно-десантными войсками. Управление соответственно осуществляют главнокомандующие.
В наши дни важным звеном системы военного управления являются стратегические объединения – Западный, Южный, Центральный и Восточный военные округа. Руководство ими возложено на объединенные стратегические командования. В состав военных округов вошли общевойсковые армии, флоты, командования ВВС и ПВО. Командующий военным округом осуществляет свою деятельность через соответствующие штабы, управления, отделы округа.

Принципиально новым в структуре военных округов является то, что на них в границах ответственности возлагаются функции оперативного руководства всеми воинскими формированиями независимо от их вхождения в различные федеральные ведомства. Это значит, что Пограничные, Внутренние войска, части гражданской обороны и другие воинские формирования в оперативном плане подчиняются оперативно-стратегическому командованию.

Эти изменения позволяют повысить гибкость командно-штабной системы, ее способность быстро реагировать на меняющуюся обстановку и привести командное звено в постоянную боевую готовность.

Структура военного управления в ВМФ в целом сохранена, но все флоты – Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский и Каспийская флотилия – теперь подчинены командующим соответствующих военных округов: Западного, Восточного и Южного.

Важная роль в руководстве Вооруженными Силами принадлежит военным советам, которые действуют на постоянной основе и являются совещательнымиорганами в видах Вооруженных Сил, в родах войск, в военных округах, на флотах. Военные советы разрабатывают предложения и рекомендации, связанные с реализацией государственной военной политики в войсках и на флотах, со строительством Вооруженных Сил, с проведением в жизнь мероприятий по обеспечению боевой готовности войск, с укреплением правопорядка и повышением воинской дисциплины.

Сегодня перспективная система военного управления Вооруженных Сил рассматривается как составная часть единой взаимоувязанной системы государственного управления Российской Федерации, представляющая собой совокупность функционально взаимосвязанных между собой органов военного управления, пунктов управления и средств управления.

Как показывает практический опыт, система военного управления должна обладать возможностью планового проведения программно-целевой модернизации и повышения ее количественно-качественных характеристик адекватно проводимым изменениям структуры, состава, технической оснащенности Вооруженных Сил, стоящих перед ними.

Отставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *