Социальные гарантии для военнослужащих по призыву


Статус военнослужащего есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащего, установленных законодательством.

Объем и реальное содержание прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащего зависят от следующих факторов:

  • военнослужащие обладают гражданством своего государства, следовательно, им присущ общий правовой статус личности, включающий в себя общие права и обязанности, принадлежащие всем гражданам;
  • военнослужащие выполняют обязанности в сфере обороны и безопасности государства, связанные с необходимостью решения поставленных задач в любых условиях, в том числе и с риском для жизни. Отсюда как следствие наличие общих, должностных и специальных прав и обязанностей военнослужащего.
  • Перечень лиц, имеющих статус военнослужащих, определен в пункте 1 статьи 2 Закона о статусе военнослужащих. К ним относятся:
  • офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;
  • сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

Военнослужащий обладает следующими признаками

  • военнослужащий – это физическое лицо не моложе 18 лет, призванное на военную службу или поступившее на военную службу в добровольном порядке, то есть по контракту;
  • отвечает требованиям законодательства о военной службе;
  • ему в установленном законом порядке присваивается воинское звание;
  • он в обязательном порядке принимает Военную присягу.

Военнослужащие не вправе отказаться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии. Религиозная символика, религиозная литература и предметы культа используются военнослужащими индивидуально (статья 8 Закона о статусе военнослужащих).

Денежное довольствие военнослужащих в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»(далее – Закон о денежном довольствии) является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.

Денежное довольствие является формой реализации конституционных прав военнослужащих на получение вознаграждения за свой труд (статья 37 Конституции Российской Федерации). Право на труд военнослужащего реализуется посредством прохождения военной службы (пункт 1 статьи 10 Закона о статусе военнослужащих).

Денежное довольствие военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона о денежном довольствии состоит из оклада по воинской должности и дополнительных выплат. Размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, а также дополнительные выплаты установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. № 1072 «О денежном довольствии военнослужащих, проходящих военную службу по призыву».

Кроме того, законом предусмотрены иные выплаты, не входящие в состав денежного довольствия и выплачиваемые при наличии соответствующих оснований. К числу таких выплат статьей 3 Закона о денежном довольствии отнесены следующие случаи:

  • – военнослужащему, проходящему военную службу по призыву, при увольнении с военной службы (за исключением увольнения в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы, в связи с отчислением из военной профессиональной образовательной организации и военной образовательной организации высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться) выплачивается единовременное пособие в размере двух окладов по воинской должности, а указанному лицу из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, – в размере пяти окладов по воинской должности;
  • в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо его смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных им при исполнении обязанностей военной службы (далее – военная травма), до истечения одного года со дня увольнения с военной службы (отчисления с военных сборов или окончания военных сборов), членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы, выплачивается в равных долях единовременное пособие в размере 3000000 рублей;
  • в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации для инвалида I группы на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы);
  • при увольнении военнослужащего по призыву с военной службы или отчислении с военных сборов гражданина, призванного на военные сборы, в связи с признанием его не годным к военной службе вследствие военной травмы ему выплачивается единовременное пособие в размере 1000000 рублей.

Для обеспечения своевременности и полноты выплаты денежного довольствия военнослужащим и дополнительных денежных выплат формируется фонд денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о денежном довольствии военнослужащих при формировании фонда денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, сверх суммы средств, направляемых для выплаты окладов по воинской должности, предусматриваются средства для следующих выплат:

  • ежемесячная надбавка за классную квалификацию;
  • ежемесячная надбавка на особые условия военной службы;
  • ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни;
  • ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Порядок выплаты денежных средств военнослужащим устанавливается приказами руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Охрана здоровья военнослужащих представляет собой совокупность мер правового, экономического, научного, медицинского, противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление их физического и психологического здоровья, поддержание их активной физической формы, предоставление медицинской помощи в случае утраты здоровья.

В соответствии с статьей 16 Закона о статусе военнослужащих военнослужащие имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других драгоценных материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях Министерства обороны Российской Федерации.

Государство в соответствии со статьей 10 Закона о статусе военнослужащих гарантирует военнослужащим по призыву право на труд. Так, время нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы.

Военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, или за пределами территории Российской Федерации, а также на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, федеральными законами устанавливаются дополнительные социальные гарантии и компенсации.

В соответствии с статьей 11 Закона о статусе военнослужащих военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставляются служебное время и право на отдых, которое определяется распорядком дня в воинской части и отвечает требованиям общевоинских уставов – не менее восьми часов для сна и двух часов для личных потребностей. Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, предоставляется не менее одних суток отдыха еженедельно; дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни.

Продовольственное, вещевое и торгово-бытовое обслуживание военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, предусмотрено статьей 14 Закона о статусе военнослужащих и осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации. Питание данных категорий осуществляется по месту военной службы, месту прохождения военных сборов.

На время прохождения военнослужащими по призыву военной службы за ними сохраняются жилые помещения, занимаемые ими до призыва (поступления) на военную службу. Они не могут быть сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 11 статьи 15 Закона о статусе военнослужащих).

Также военнослужащие по призыву во время прохождения службы в соответствии с пунктом 8 статьи 20 Закона о статусе военнослужащих имеют право на бесплатную пересылку простых писем и отправление посылок с личной одеждой.

Участие военнослужащих по призыву в вооруженных конфликтах регулируется пунктом 3 статьи 2 Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы», в котором сказано, что военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены (в том числе в составе подразделения, воинской части, соединения) для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) после прохождения ими военной службы в течение не менее четырех месяцев и после подготовки по военно- учетным специальностям.

Гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей устанавливаются в соответствии с пунктом 5 статьи 23 Закона о статусе военнослужащих следующие дополнительные права на трудоустройство и социальное обеспечение:

  • предоставление органами государственной службы занятости населения в первоочередном порядке работы с учетом их специальности в государственных организациях;
  • сохранение в течение трех месяцев после увольнения с военной службы за гражданами, работавшими до призыва (поступления) на военную службу в государственных организациях, права на поступление на работу в те же организации, а за проходившими военную службу по призыву также права на должность не ниже занимаемой до призыва на военную службу;
  • зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы;
  • преимущественное право на оставление на работе, на которую они поступили впервые, при сокращении штата работников;
  • предоставление гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством в порядке, определяемом Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1998 г. № 1394 «О порядке предоставления гражданам, уволенным после прохождения военной службы по призыву и принятым на прежнее место работы, материальной помощи на первоначальное обзаведение хозяйством»;
  • – одиноким матерям военнослужащих – граждан, проходящих военную службу по призыву, предоставляется преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников.

Пунктом 9 части 7 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета имеют граждане, прошедшие военную службу по призыву и поступающие на обучение по рекомендациям командиров.

Порядок выдачи гражданам, прошедшим военную службу по призыву, рекомендаций для приема на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета определен приказом министра обороны Российской Федерации от 3 сентября 2012 г. № 633.

Рекомендация составляется командиром воинской части по установленному образцу, а в военном билете военнослужащего производится следующая запись: «Выдана рекомендация для приема на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета».

Рекомендация не выдается гражданам:

  • имеющим к дню увольнения с военной службы неснятое дисциплинарное взыскание за совершение дисциплинарного проступка, объявленное в установленном порядке;
  • привлекавшимся во время военной службы по призыву к административной ответственности за правонарушения, совершенные при исполнении обязанностей военной службы, либо к уголовной ответственности;
  • отчисленным из образовательных организаций высшего образования за недисциплинированность и (или) нежелание учиться.

Также в соответствии с пунктом 5 статьи 19 Закона о статусе военнослужащих гражданам, прошедшим военную службу по призыву и имеющим высшее образование, при прочих равных условиях предоставляется преимущественное право зачисления в организации, осуществляющие образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам высшего образования в области экономики и управления и соответствующим дополнительным профессиональным программам в рамках программ и проектов, утверждаемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, в порядке и на условиях, предусмотренных указанными программами и проектами.

В настоящее время в Российской Федерации для граждан, не прошедших военную службу по призыву, действуют ограничения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, установленные пунктом 11 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а именно: гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Отставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *