Понятие индивидуально-психологических качеств военнослужащих и методы их изучения


Индивидуально-психологические качества военнослужащего представляют собой совокупность сформировавшихся компонентов его личности. Их содержание предопределяется ведущими психическими свойствами человека, в числе которых направленность, темперамент, характер и способности.

Направленность личности военнослужащего проявляется в общих и частных целях воинской службы, нравственных взглядах, убеждениях, идеалах, жизненных установках, общем кругозоре, мотивах поведения, профессиональной подготовки, военно-профессиональной деятельности, целеустремленности при достижении значимых для военнослужащего жизненных целей.

Темперамент военнослужащего определяется типом нервной системы (холерическим, сангвиническим, меланхолическим или флегматическим) и проявляется в его подвижности или усидчивости, общительности, эмоциональности.

Показателями проявления характера военнослужащего являются: сила; отношение к коллективу, командиру (начальнику), себе, товарищам, военно-профессиональной деятельности; целеустремленность; устойчивость и работоспособность; принципиальность и ответственность при решении военно-профессиональных задач, выполнение социально-значимой работы; отношение к материальным и моральным стимулам.

Способности военнослужащего отражаются в овладении им различными видами военно-профессиональной и другой деятельности.

Представленные психические свойства личности военнослужащего проявляются преимущественно в сфере его межличностных отношений. Однако они также находят свое отражение в виде индивидуально-психологических качеств и в его военно-профессиональной деятельности. Наиболее существенными являются интеллектуальные и познавательные качества. Они в значительной степени характеризуются способностью к анализу, обобщению, сравнению; склонностями к конкретному виду военно-профессиональной деятельности; ведущими интересами и их направленностью (что читает, чем увлекается); методическими навыками в самостоятельной работе по самосовершенствованию; уровнем внимания и наблюдательности; характеристиками памяти и др.

Не менее существенными для военнослужащего являются волевые качества. К числу профессионально важных из них относятся целеустремленность, самообладание, решительность, самостоятельность, настойчивость, способность принимать самостоятельные решения и добиваться их выполнения, инициативность, исполнительность.

Весьма сильное влияние на полноту и качество профессиональной деятельности военнослужащего оказывают его эмоциональные качества. Они отражаются во внутреннем (эмоциональном) отношении военнослужащего к явлениям и объектам окружающего мира, побуждая его к активности, преодолению трудностей. Эмоциональные качества характеризуются направленностью переживаний, сформированностью чувства профессионального долга, способностью управлять своим эмоциональным состоянием в экстремальных условиях военно-профессиональной деятельности.

Привычки военнослужащего – это тоже его индивидуально-психологические качества. Они могут быть как положительные, так и отрицательные. К положительным относятся профессиональная аккуратность, исполнительность, ответственность за решение различных задач военно-профессиональной деятельности, профессиональной подготовки, воинской службы, социально-значимой работы; непримиримость к недостаткам и т.д. К отрицательным – невыдержанность, грубость, сквернословие, неряшливость, несобранность и др.

Дисциплинированность (индивидуально-психологическое качество военнослужащего) рассматривается как совокупный (интегральный) показатель. Она отражает уровень военно-профессиональной воспитанности подчиненного, а также то, насколько он способен управлять своим поведением в соответствии с требованиями уставов. Признаками дисциплинированности выступают знание и выполнение уставных требований, наличие и характер взысканий и поощрений, организованность, аккуратность, пунктуальность, исполнительность, честность, правдивость, искренность.

Следует отметить, что изучение индивидуально-психологических качеств подчиненных – сложная, но весьма важная задача младшего командира. От ее решения во многом зависит эффективность его воспитательной деятельности. Следовательно, он заинтересован в овладении соответствующими «инструментами» получения необходимой ему информации. Ими являются методы изучения (диагностики) индивидуально-психологических качеств военнослужащих. Как показывает практика, преимущественными из них в работе сержантов (старшин) выступают методы наблюдения, познавательной (диагностической) беседы и анализа результатов деятельности.

Наиболее доступным и широко применяемым методом является наблюдение. Это – изучение индивидуально-психологических качеств военнослужащих на основе анализа их внешнего проявления в естественных условиях военно-профессиональной деятельности. Оно предполагает систематическое накопление фактов, характеризующих поступки, поведение, суждения, проявления личностных особенностей подчиненного, позволяющее сделать выводы об уровне развития и направленности его индивидуально-психологических качеств. Вместе с тем внешняя сторона поведенческой активности (жесты, речевые особенности и др.) является только эмпирическим, исходным материалом, а действительным предметом изучения служит психическое содержание. Поэтому главным в наблюдении является правильное толкование психологического смысла внешненаблюдаемых явлений.

Впечатления о личностных качествах, эмоциональном состоянии подчиненного дополняют наблюдения за ритмикой движения, походкой, типической позой военнослужащего, а также физиогномикой – проявлением личностных особенностей в мимике. Известно, что информационная нагрузка словесного общения занимает менее 35 %, а более 65 % передается с помощью невербальных средств общения (мимика, жесты, взгляд, интонация голоса и др.). Вот почему так важно научиться невербальному изучению подчиненного, определению его состояния по внешнему проявлению.

В то же время практика показывает, что не всегда можно судить о военнослужащем только по его внешнему виду или отдельным поступкам, делать выводы на основе единичного наблюдения. Порой по одному ошибочному (несознательному) поступку подчиненного либо его взгляду младший командир оценивает его «неспособным», «пассивным», «недисциплинированным» и др.

Результаты наблюдения требуют систематического анализа, в процессе которого сержантом (старшиной) изучаются и сопоставляются выявленные факты, выделяются наиболее характерные личностные проявления подчиненного, а полученные результаты уточняются с помощью других психолого-педагогических методов. Войсковая и флотская практика показывает, что эта задача достаточно успешно решается в ходе индивидуальной беседы с военнослужащим, которая предусматривает достижение как диагностической (изучение индивидуально-психологических качеств), так и воспитательной цели.

Индивидуальная диагностическая (познавательная) беседа представляет собой изучение индивидуально-психологических качеств конкретного военнослужащего на основе анализа содержания его ответов (биографической и другой информации, оценочных суждений и т.д.) на заранее определенный перечень вопросов. Это также один из доступных, важных и действенных методов изучения. В ее ходе младший командир имеет возможность не только глубже узнать внутренний мир подчиненного, его взгляды, убеждения, идеалы, но и поддержать положительные устремления, нацелить его на военно-профессиональное совершенствование, вдохновить на полезные дела, обратить внимание на недостатки и помочь в их устранении.

Эффективность индивидуальной диагностической беседы во многом зависит от соблюдения определенных педагогических условий. К ним относятся: четкое понимание младшим командиром, что ему необходимо узнать о подчиненном; тщательную подготовку к беседе; активность беседы со стороны командира; непринужденность, допустимую откровенность, принципиальность.

Педагогическая режиссура диагностической беседы с подчиненным во многом зависит от тех обратных связей, которые формируются в процессе взаимодействия стихийно или как результат умелых психолого-педагогических действий сержанта (старшины). Их формирование может быть облегчено использованием некоторых психолого-педагогических советов:

  • целесообразно избирать тему для начала диагностической беседы обязательно с учетом интересов подчиненного. Это могут быть служебные или социально-бытовые вопросы, проблемы здоровья, взаимоотношений с близкими и многое другое;
  • беседуя с подчиненным, важно проявлять искренний интерес к нему как личности, его взглядам, суждениям и т.д.;
  • необходимо поощрять стремление подчиненного рассказывать о себе. Чем чаще младший командир это делает, тем более полными и достоверными могут быть результаты диагностической беседы.

Следующим методом изучения подчиненного, рекомендуемым для применения сержантами и старшинами, выступает метод анализа результатов деятельности. По своей сути это изучение индивидуально-психологических качеств военнослужащего на основе анализа результатов его военно-профессиональной деятельности. Он предусматривает учет младшим командиром действий и поступков подчиненных, достижений и недостатков в выполнении служебных обязанностей, что позволяет сделать вывод о направленности личности подчиненного (его потребностях, мотивах и целях), особенностях его характера, уровне сформированности жизненной позиции и др. В то же время анализ объема и качества выполнения служебных обязанностей может дать информацию о профессиональных знаниях, навыках, умениях и привычках подчиненного, его отношении к служебным обязанностям и т.п.

Кроме изложенных основных методов изучения индивидуально-психологических качеств военнослужащих в этой сфере профессиональной деятельности младших командиров применяются и ряд других. Среди них не менее эффективными являются метод независимых характеристик (предполагает изучение индивидуально-психологических качеств военнослужащих на основе анализа высказываний о нем других, не находящихся в его подчинении лиц) и биографический метод, суть которого заключается в изучении подчиненного на основе анализа социально-психологических условий его предшествующего развития.

Следует учитывать, что применение рассмотренных психолого-педагогических методов изучения индивидуально-психологических качеств военнослужащих дает младшему командиру достаточно объемный материал для формирования вывода о психологических особенностях и профессиональных возможностях подчиненных. Однако каждый вывод в отдельности не обеспечивает полную объективность результатов. Этот показатель может повышаться лишь при условии комплексного (совместного) применения полученной информации, что служит обязательным условием эффективности проводимой индивидуально-воспитательной работы.

Отставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *