Задачу укрепления дисциплины в армии и на флоте следует рассматривать с позиций комплексного воздействия на военнослужащего в течение всей его службы и решать путем всестороннего, гармоничного развития личности. В Дисциплинарном уставе ВС РФ подчеркивается, что воинская дисциплина достигается воспитанием у военнослужащих высоких морально-психологических и боевых качеств, сознательного повиновения командирам (начальникам), личной ответственности каждого военнослужащего за выполнение своих обязанностей, четкой организацией боевой подготовки, требовательностью командиров.
Деятельность офицерских кадров по укреплению и поддержанию воинской дисциплины строится на основе следующих принципов:
- индивидуальный и дифференцированный подход;
- опора на положительное в деятельности военнослужащего;
- предметность, адресность и персонифицированность требований;
- неотвратимость ответственности за нарушение требований дисциплины;
- систематичность, последовательность и оперативность в реагировании на нарушения;
- объективность при оценке состояния воинской дисциплины;
- целенаправленное стимулирование дисциплинарного поведения и стремление к самодисциплине.
Командир части (подразделения), являясь организатором всей работы по укреплению воинской дисциплины:
- лично изучает ее состояние;
- выявляет причины нарушений дисциплины;
- определяет и оценивает работу командиров подразделений по укреплению дисциплины;
- определяет наиболее эффективные формы и методы этой работы;
- определяет цель, основные направления, пути и способы достижения высокого уровня воинской дисциплины в подразделениях и части в целом.
Необходимо акцентировать внимание, что вся работа должна носить плановый, непрерывный и комплексный характер. Практически это означает умение командира (начальника) охватить своим вниманием все сферы воинской деятельности: боевую подготовку, караульную и внутреннюю службу, вопросы быта и досуга личного состава, повседневную служебную и внеслужебную деятельность военнослужащих.
На практике это осуществляется таким образом:
I. По содержанию: как единство всех составных частей воспитания: государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового, эстетического и физического воспитания.
II. По организации и методике это означает:
- Постоянное руководство воспитательной работой:
- своевременное определение целей и постановку задач в области воинской дисциплины;
- включение в воспитательную работу всех категорий руководителей и координация этой деятельности;
- квалифицированное знание руководящих документов;
- систематическое обсуждение вопросов и проблем данной работы на совещаниях и заседаниях, на собраниях и сборах различного уровня;
- Обеспечение высокой теоретической и методической подготовки всех категорий командиров (начальников).
- Охват воспитательным воздействием 100 % личного состава и учет в воспитательной работе социальных, психологических, национальных, профессиональных и других особенностей всех категорий военнослужащих:
- обеспечение непрерывного воспитательного воздействия на все стороны жизни личного состава;
- оперативность и гибкость в работе;
- использования всего комплекса форм и методов работы (см. схему 1), дифференцированный подход в воспитании различных категорий военнослужащих;
- высокое педагогическое мастерство, педагогический такт и профессиональное владение педагогической техникой.
- Постоянный контроль и практическая проверка результатов воспитательной работы.
- Анализ состояния воинской дисциплины (см. схему 2).
- Обмен передовым опытом, его обобщение и распространение.
Таковы общие требования и основные направления, формы и методы работы должностных лиц части (корабля) по поддержанию и укреплению правопорядка и воинской дисциплины. Но каждая часть (подразделение) имеет свои специфические задачи, которые накладывают характерные особенности на повседневную деятельность военнослужащих. Исходя из этого, при решении проблем укрепления воинской дисциплины в конкретной части (подразделении) необходимо учитывать ее специфику.
Таким образом, закономерности и принципы воинской дисциплины определяют основные направления деятельности офицерских кадров и позволяют им на этой основе совершенствовать систему поддержания дисциплины, содержание, формы и методы воспитательных воздействий, создавать условия, способствующие организованности личного состава.