Ответственность за руководство и организацию воспитательной работы личного состава несет командир части, а непосредственно организацию и проведение воспитательной работы осуществляет заместитель командира по воспитательной работе. Статья 75 Устава внутренней службы определяет, что командир (начальник) на основе задач, решаемых в государстве и Вооруженных Силах, обязан постоянно воспитывать подчиненных. Следовательно, командиры подразделений, начальники всех степеней, офицеры и прапорщики (мичманы) структур, штабов, служб в той или иной мере являются субъектами системы воспитания военнослужащих в соединении. части.
Приказом МО РФ 1995 года № 235 определены основные направления воспитательной работы:
- общественно-государственная подготовка и информирование личного состава;
- военно-социальная работа;
- психологическая работа;
- культурно-досуговая работа.
Одним из испытанных и надежных направлений формирования у личного состава высоких моральных качеств, понимания важности выполнения воинского долга выступают общественно-государственная подготовка и информирование войск. ОГП многофункциональна. Она решает просветительскую задачу: дает знания истории Отечества, традиций его вооруженной защиты, освещает события в стране и за рубежом. Ее огромный воспитательный потенциал играет существенную роль в деле формирования мировоззрения личности военнослужащего. Необходимо, чтобы занятия по ОГП были интересными, доступными, позволяющими слушателям размышлять самостоятельно.
При правильной постановке дела общественно-государственная подготовка может выполнять и компенсаторную функцию. Для этого необходимо проводить занятия в форме диалога, давать возможность военнослужащим высказываться по наболевшим вопросам, находить такие формы занятий. которые способствуют наиболее широкому раскрытию темы. Занятия в системе ОГП — это канал двусторонней связи командиров (начальников) со своими подчиненными. Нужно сделать их не только формально-служебными, но и неформально-доверительными.
Одна из серьезных проблем современной информационной эпохи — противоречие между прежними формами и методами проведения занятий и новыми информационными технологиями. Воспитывая личность гражданина-воина, необходимо учитывать, что он живет в ином, нежели ранее, социально-информационном измерении. Даже с учетом испытываемых сегодня финансовых трудностей во многих частях при проведении занятий по ОГП уже используются видеофильмы. В настоящее время в соответствии с тематикой ОГП созданы и направлены в войска (силы) 20 учебных видеофильмов (выпуск 1, 2, 3, 4), которые могут успешно использоваться в качестве эффективного средства усиления восприятия и усвоения учебного материала солдатами (матросами) и сержантами (старшинами). В перспективе эта работа будет продолжена.
Базисным звеном воспитания личного состава в современных условиях является военно-социальная работа. Она создает условия, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность, способствует качественному выполнению должностных обязанностей, предопределяет морально-психологическое состояние войск. Сегодня, когда возникает масса проблем в обеспечении социальных и правовых гарантий военнослужащих, командиры и начальники, офицеры органов воспитательной работы выступают проводниками идей социальной защиты военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала, изучают и анализируют социальную обстановку в воинских коллективах, прогнозируют военно-социальные процессы, принимают меры по предупреждению и снятию социальной напряженности.
При этом руководством к действию должен быть тезис, высказанный министром обороны РФ И.Д. Сергеевым: “Идеология реформы Вооруженных Сил основывается на том, что жизнь военнослужащих — государственная ценность, их личные свободы неприкосновенны, а неизбежные ограничения и риск должны компенсироваться дополнительными правами и льготами, престижностью военной службы”.
В решении социальных проблем важную роль играют регулярные тесные контакты командования соединений (частей) с руководителями регионов, областей, где дислоцируются воинские части. Они зачастую приносят положительные плоды: содействие в строительстве жилья для военнослужащих, своевременной выплате денежного довольствия, оказание материальной помощи военнослужащим, медицинское обеспечение семей и т.д.
Взаимодействие с представителями комитетов солдатских матерей, организациями родителей военнослужащих также помогает решать проблемы социальной защиты воинов, их воспитания, повышения престижа воинского труда.
В современных условиях важнейшим направлением воспитательной работы становится взаимодействие с религиозными объединениями. Оно способствует более полному удовлетворению прав военнослужащих на свободу совести, нравственному воспитанию личного состава, профилактике суицидальных настроений.
Значительную роль в системе воспитания играет психологическая работа, направленная на формирование у личного состава определенных качеств, необходимых для военной службы. В большинстве соединений, частей имеются психологи, которые занимаются организацией психологической работы, изучают и прогнозируют социально-психологические процессы, занимаются профилактикой негативных проявлений поведения личного состава, формируют необходимые военнослужащим психологические качества. В условиях современных социально-бытовых проблем в армию нередко приходит недостаточно образованная и подготовленная молодежь. Поэтому каждый офицер, прапорщик (мичман) должен принимать участие в нелегком деле ее воспитания.
Понимая, насколько необходима работа военных психологов непосредственно в подразделении, рассматривается возможность введения должности психолога в батальонах, дивизионах (на кораблях 3 ранга), то есть там, где негативному воздействию психологических нагрузок подвержены военнослужащие, решающие конкретные задачи. Проводимый в этом году в двух соединениях (МВО, ЛенВО) эксперимент позволяет предположить возможность поднятия на качественно иной уровень индивидуальной работы с личным составом непосредственно в роте (батарее).
Полнокровный процесс воспитания предполагает формирование высокой духовной культуры, нравственных и эстетических качеств. Это область культурно-досуговой работы. Она включает в себя: развитие самодеятельного художественного творчества, проведение культурно-массовых мероприятий, посещение военнослужащими различных зрелищных мест (музеев, выставок, театров).
Хорошо зарекомендовала себя практика регулярного проведения смотров художественной самодеятельности в частях, гарнизонах, эффективное использование возможностей Домов офицеров, штатных и нештатных телецентров и студий, офицерских клубов.
И в дальнейшем следует все средства, формы и методы культурно-досуговой работы в частях направлять на повышение уровня общей культуры военнослужащих и членов их семей, на пробуждение чувства прекрасного, доброго, на противостояние многочисленным проявлениям низкопробной культуры.
Таким образом, воспитательная работа в соединении (части) должна быть направлена на разъяснение и претворение в жизнь требований руководства страны к Вооруженным Силам, изложенным в “Основах (концепции) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года”, на формирование у военнослужащих ответственности за выполнение воинского долга, верности Отечеству, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации.
В этой сложной работе каждому офицеру, прапорщику (мичману) должно быть отведено свое место, определена степень участия каждого в учебно-воспитательном процессе. Ведь от качества воспитательной работы напрямую зависят уровень боеспособности и боеготовности соединения (части), состояние воинской дисциплины и правопорядка и, в конечном счете, успехи военного реформирования.