Многогранна и неисчерпаема летопись героизма, проявленного советскими воинами в годы Великой Отечественной войны. Масштабы героизма поразили весь мир еще в ходе войны и будут поражать воображение многих поколений. Массовый героизм советских воинов в годы Великой Отечественной войны – явление закономерное. Что вдохновляло, поднимало, вело советских воинов на подвиги? Каковы источники массового героизма?
Во-первых, неисчерпаемым источником, который питал наших воинов мужеством и отвагой, был патриотизм. Любовь к своему Отечеству, верность долгу и другие высокие морально-боевые качества закладывались в сознание военнослужащих в предвоенные годы, в ходе работы хорошо поставленной системы патриотического и военно-патриотического воспитания. Эта система пронизывала все слои советского общества, сопровождала гражданина на всех этапах его жизненного пути в школе, в армии, на производстве и даже на отдыхе.
Именно любовь к Отчизне звала советских воинов на подвиги, рождала героев. Ни одно самое совершенное и грозное оружие не делало их такими сильными, как любовь к Родине. Патриотизм советских воинов носил интернациональный характер. Воины более чем ста наций и народностей отважно сражались против немецко-фашистских захватчиков. В каком бы уголке страны они ни родились и ни жили, у них была одна Родина, которую они защищали мужественно и умело, не щадя своей крови и самой жизни для достижения Победы.
Во-вторых, одним из важнейших источников непобедимости и героизма является морально-политическое единство советского общества. Нападая на Советский Союз, гитлеровцы рассчитывали на антисоветские силы внутри страны, делали ставку на национальное повстанческое движение в советских республиках и предпринимали все возможное в информационном и политико-экономическом плане для реализации этих целей. Однако этого не произошло. Лишь 0,5 % населения страны в силу различных обстоятельств в той или иной степени в годы войны сотрудничали с гитлеровцами. Подавляющая же часть советского народа поддерживала политику советского государства.
Война с первого дня приобрела всенародный характер. Трудности и неудачи в ее начальный период не разобщили, а еще более сплотили рабочий класс, крестьянство и интеллигенцию, все народы многонационального советского государства. Морально-политическое единство советского народа в ходе войны нашло свое практическое выражение в единстве фронта и тыла, в массовом героизме бойцов и командиров.
В-третьих, мощным источником массового героизма советских воинов являлось четкое понимание ими справедливого характера и целей Великой Отечественной войны.
Все наши воины, от солдата до маршала, от матроса до адмирала, глубоко сознавали, что в навязанной немецко-фашистскими захватчиками войне речь шла о жизни и смерти советского государства. «Любой боец Красной армии, – отмечалось в приказе народного комиссара обороны от 23 февраля 1942 года, – может с гордостью сказать, что он ведет войну справедливую, освободительную, войну за свободу и независимость своего Отечества. У Красной армии есть своя благородная и возвышенная цель войны, вдохновляющая ее на подвиги. Этим, собственно, и объясняется, что Отечественная война рождает у нас тысячи героев и героинь, готовых идти на смерть ради свободы своей Родины».
В-четвертых, важным источником героизма советских воинов явились боевые традиции, героическое прошлое нашего Отечества.
Жизнь и образы великих воинов, лучших представителей нашей Родины стали огромной притягательной силой подражания для воинов Красной армии. В своей борьбе с гитлеровскими ордами воины-фронтовики брали пример с русских чудо-богатырей, перенимали у них все лучшие черты и придерживались их заповеди: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». А призыв Верховного Главнокомандующего к советским воинам: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков – Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова!» – не только поднимал у них чувство национальной гордости, но и мобилизовал на самоотверженную борьбу против фашистских захватчиков, на новые героические подвиги.
Сыновья оказались достойными наследниками ратной славы своих отцов.
В-пятых, наряду с беззаветной любовью к Родине советских воинов вела на героические дела и поступки ненависть к немецко-фашистским захватчикам, вероломно нарушившим мирную жизнь нашего народа.
Известно, что нельзя победить врага, не научившись ненавидеть его всеми силами души. «Смерть немецким захватчикам!» – этот лозунг, выдвинутый в первые дни войны, стал лозунгом действия. Священное чувство ненависти к гитлеровцам удесятеряло силы советских воинов. Прославленный снайпер Людмила Павличенко писала: «Ненависть обострила мое зрение и слух, сделала меня хитрой и ловкой, ненависть научила маскироваться, обманывать врага, вовремя разгадывать его хитрость и уловки. Ненависть научила меня по нескольку суток терпеливо охотиться за вражескими снайперами. Пока хоть один захватчик ходит по нашей земле, я буду думать об одном: убить врага».
В-шестых, мужество, отвага, массовый героизм, проявленные советскими воинами в боях с немецко-фашистскими захватчиками, неразрывно связаны со знанием ими военного дела, боевой техники и оружия, тактики ведения боя, с боевым опытом и мастерством. Воинскую славу герои добывали упорным трудом, постоянной учебой, огромным напряжением сил. Постоянно возраставшее из года в год ратное мастерство воинов позволяло им наносить по противнику все более ощутимые удары.
Отважно сражаться с врагом советским воинам помогала железная дисциплина, рожденная высоким сознанием, чувством сыновнего долга перед Отечеством и народом. Не случайно дисциплину называют матерью победы, в бою от нее до геройства – один шаг. Сознательная дисциплина, самодисциплина – одно из непременных условий свершения героических подвигов.
В-седьмых, источником многих ратных героических подвигов явились дружба, войсковое товарищество, взаимная выручка в бою, фронтовое братство – неотъемлемые черты морального облика советского воина.
Воинский коллектив – это дружная боевая семья, в которой принцип «один за всех, все за одного» является непреложным нравственным законом. Именно в таком спаянном единством идеалов и действий коллективе и воспитываются люди, способные на подвиг.
Советские воины без раздумий делились с друзьями последним куском хлеба, глотком воды. Сами, страдая от потери крови, уносили с поля боя тяжело раненных товарищей. Глядя смерти в глаза, грудью своей закрывали командира. Чувство войскового товарищества цементировало боевые ряды, удваивало силы советских воинов, придавало смелость, уверенность в действиях, помогало переносить тяготы фронтовой жизни, мужественно и отважно выполнять воинский долг.
Мужество, отвагу и героизм советских воинов вынуждено было признать командование вермахта. «Сведения с фронта подтверждают, что русские повсюду сражаются до последнего человека, – записал 29 июня 1941 года в своем дневнике начальник генерального штаба сухопутных войск Германии Ф. Гальдер. – Упорное сопротивление русских заставляет нас вести бои по всем правилам боевых уставов. В Польше и на Западе мы могли позволить себе известные вольности и отступления от уставных принципов, теперь это уже недопустимо».
Источники невиданного героизма советских воинов в годы минувшей войны интересовали не только нас, но и наших врагов. После Победы в западной литературе широкое хождение получил тезис о «загадочности русской души», некоторые западные историки и писатели представляют героические подвиги советских воинов как акт отчаяния, принуждения, проявление «большевистского фанатизма».
Но герои Красной армии, изумившие мир, не возникли вдруг, из ниоткуда. Они результат огромной воспитательной работы. Все средства духовного воздействия на воинов – агитация и пропаганда, политико-массовая работа, печать, кино, радио, литература и искусство – были направлены на воспитание у советских воинов мужества, отваги, героизма, неукротимого стремления к победе над врагом.
Таким образом, Великая Отечественная война была и остается неиссякаемым источником примеров мужества и героизма для воспитания нынешних поколений российских воинов. Подвиги героев-фронтовиков – вдохновляющий образец мужества, стойкости, самоотверженности. На этих высоких примерах современные защитники Родины должны учиться быть бесстрашными в бою, стойкими в любой беде, спаянными в тяжких и суровых испытаниях.