Безопасная дистанция, ее зависимость от скорости, состояния дорожного покрытия, технического состояния транспортного средства. Субъективное восприятие дистанции


Безопасная дистанция, ее зависимость от скорости, состояния дорожного покрытия, технического состояния транспортного средства

При движении за «лидером» выбор дистанции, как и скорости, безопасной в данной обстановке, является сложным процессом поведения водителя и говорит о его профессиональном опыте. Безопасная дистанция ее зависимость не является величиной раз и навсегда заданной для какой-то выбранной скорости, но зависит от состояния дорожного покрытия, климатических условий, напряженности потока движущихся автомобилей и даже от поведения лидирующего и следующего за ним водителя.

При разных тормозных возможностях автомобилей, зависящих от их типа (легковые, грузовые, автопоезда и т.д.), на сухой дороге эта дистанция (м) должна составлять не менее половины значения скорости (км/ч) при движении на загородных дорогах и 10-15 м в условиях города.

Тормозные возможности легковых автомобилей, оцениваемые интенсивностью замедления, находятся на одном уровне и выше по сравнению с другими типами автомобилей. Если тормозные возможности «лидера» выше, дистанция должна быть увеличена в 1,5-2 раза.

Так же следует поступать при изменении покрытия проезжей части дороги: при движении по сухой грунтовой дороге эту дистанцию нужно увеличить в 1,2-1,3 раза, по мокрой асфальтобетонной – в 1,4-1,6; по мокрой грунтовой – в 1.8-2; по заснеженной – в 2,5-3; по обледенелой – в 4-5 раз. Практически для обеспечения безопасности нужно руководствоваться таким правилом: при влажной дороге дистанция увеличивается в 2 раза, а при обледенелой – в 4 раза.

При приближении потока автомобилей к перекрестку или пешеходному переходу дистанция должна быть увеличена с учетом вероятности торможения впереди идущего автомобиля.

Не менее важно правильно выбрать боковой интервал между рядом идущими автомобилями. Он должен составлять в зависимости от скорости и других условий движения 0,8-2,5 м и, естественно, чем больше скорость, тем больше должен быть интервал.

Субъективное восприятие дистанции

В подавляющем большинстве случаев участник дорожного движения оценивает происходящее, основываясь на визуальной информации. Во время передвижения взгляд человека скачкообразно перемещается от одного объекта к другому, словно рисуя воображаемый коридор, по которому движется транспортное средство. Следует понимать, что чем выше скорость движения, тем сложнее это делать.

Чтобы правильно предугадывать и прогнозировать развитие различных ситуаций на дороге, участник дорожного движения должен знать о восприятии в различных ситуациях и о тех возможных иллюзиях, которые иногда появляются по мере движения.

Качество того, как водитель воспринимает различные дорожные ситуации напрямую связано с тем, насколько объективно и быстро он может оценить время и пространство, которые играют существенную роль во всех дорожных сценариях. Наиболее важным фактором в восприятии пространства принято считать оценку расстояния между различными объектами на дороге и самим транспортным средством.

Чтобы полноценно воспринимать объекты на дороге, человек должен зафиксировать свой взгляд на каждом из них на определенное время, минимум которого составляет одну десятую секунды. Чем выше скорость автомобиля – тем больше становится расстояние, которое водитель должен оценить. Если говорить другими словами, то ему приходится смотреть на значительно более удаленные участки дорожного полотна.

И, соответственно, чем более широкий отрезок дороги ему требуется осмотреть, тем больше объектов попадет в поле его внимания. Если человек осматривает дорогу на расстояние до 30 метров, то ширина такого участка восприятия равна примерно полутора метрам, а если увеличить данное расстояние до полукилометра, то данный отрезок может вырасти до 15 метров. Если участник дорожного движения планирует совершить обгон впередиидущего транспорта, то ему требуется видеть не менее 700-800 метров дороги перед собой – только в этом случае обгон будет максимально безопасен.

Чаще всего внимание человека удерживает не более трех объектов за один раз (если не считать потенциально опасные объекты). К примеру, при передвижении по улице, на которой встречаются пешеходы, водителю требуется смотреть не только на них, но и также проявлять внимание к другим транспортным средствам, а также к самой проезжей части.

Обычно на манеру концентрации водителя, а также на то, как распределяется его внимание оказывают влияние самые разнообразные факторы, включая в себя специфику ситуации на дороге, а также интенсивность и скорость ее изменения. К примеру, во время совершения маневра перестроения участник дорожного движения тратит не меньше секунды на обзор обстановки сбоку от автомобиля, столько же – на оценку обстановки позади машины. Если же он готовится пересечь главную дорогу, то время поиска возможной помехи данному маневру чаще всего составляет около двух секунд. При этом, чем сложнее ситуация, которая складывается на дороге, тем больше времени будет потрачено водителем на визуальную оценку всех объектов.

Не следует недооценивать важность навыка точной и быстрой оценки временных интервалов, которые требуются для выполнения участником дорожного движения тех или иных маневров (особенно это касается тех маневров, которые выполняются на высоких скоростях – здесь даже микроинтервалы могут иметь громадное значение). Точное восприятие таких маленьких интервалов времени может позволить дать точную оценку того, с какой скоростью движется тот или иной объект на дороге. При этом наиважнейшим фактором, который и определяет мастерство водителя, является качество его глазомера. Именно при помощи этого анализатора участник дорожного движения может оценить объективно скорость движения попутных и встречных транспортных средств, пешеходов и т.д. Водитель, который не может достаточно точно определить временной промежуток, который ему требуется для совершения какого-либо маневра, может вести себя на дороге неправильно – его действия будут либо запаздывать, либо производиться чересчур поспешно, что в конечном итоге чаще всего приводит к возникновению аварийной ситуации.

Данные статистики говорят нам, что основная масса ошибок, которые совершают участники дорожного движения при выполнении маневра обгона, имеет самое прямое отношение к отсутствию навыка корректно оценивать маленькие интервалы времени и скорость движения различных объектов на дороге.

Чтобы совершить маневр максимально безопасно как для других участников движения, так и для себя, требуется не только точно определить, какое расстояние разделяет ваш автомобиль и другие объекты на дороге, но также уметь сопоставить данное расстояние с вашим тормозным путем или длиной пути при планируемом маневре. Наибольшую опасность для всех, кто передвигается по дороге на автомобиле, представляет склонность участников дорожного движения переоценивать интервалы времени – в таких случаях водитель думает, что у него хватит времени для маневра, хотя на самом деле его недостаточно. При выполнении обгона очень часто такая ошибка приводит к весьма печальным последствиям, причем ее практически невозможно исправить.

Какие еще факторы можно перечислить, если говорить о тех параметрах, что оказывают влияние на точность того, как участник дорожного движения воспринимает время? Прежде всего, тут стоит назвать индивидуальные особенности каждого человека, а также его эмоциональное и физическое состояние. Если человек чувствует себя хорошо, занимается любимым делом и эмоционально находится на высоком уровне, то время для него летит незаметно – то есть, другими словами, в такие моменты он склонен недооценивать интервалы времени. И наоборот, плохое состояние и негативные эмоции способны замедлять субъективное восприятие времени, что приводит к переоценке интервалов времени. Эти аспекты каждый водитель должен помнить и учитывать их при оценке ситуации на дороге.

Отставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.Обязательные для заполнения поля отмечены *