К общевойсковым фильтрующим противогазам относятся: противогазы малого габарита ПМГ и ПМГ-2, противогазы масочные коробочные ПМК и ПМК-2.
Общевойсковые фильтрующие противогазы предназначены для защиты органов дыхания, лица и глаз от токсичных химикатов (ТХ), РП и БА. Кроме того, при использовании пленочных средств защиты глаз (ПСЗГ) обеспечивается защита глаз от СИЯВ.
Принцип действия противогазов основан на изоляции органов дыхания от окружающей среды и очистке вдыхаемого воздуха от аэрозолей и паров токсичных веществ в фильтрующе-поглощающей системе.
Противогазы можно использовать в атмосфере, содержащей не менее 17 % кислорода (по объему).
Краткие сведения о защитных свойствах противогазов
Современные фильтрующие противогазы имеют высокие защитные свойства от ОВ, РП, БА (БС).
При ведении боевых действий в условиях применения противником ОМП один и тот же противогаз можно использовать многократно. При этом перерывы в использовании противогаза в зараженной атмосфере не снижают защитных свойств фильтрующе-поглощающей коробки (ФПК) от ОВ.
Защитные свойства ФПК при хранении противогазов в подразделениях войск могут снижаться за счет увлажнения поглощающего слоя, поэтому необходимо соблюдать рекомендации по хранению противогазов.
На противоаэрозольные фильтры (ПАФ) противогазов неблагоприятное воздействие оказывают:
- вода;
- водяной туман;
- нейтральные дымы;
- грунтовая пыль.
Применение чехлов для малогабаритных ФПК в «боевом» положении противогаза существенно снижает вредное воздействие на ПАФ указанных факторов, не исключая их полностью. Поэтому использование противогазов в тумане, при выпадении атмосферных осадков и т. п. особенно в условиях мирного времени, должно быть ограничено.
При использовании противогазов возможны механические повреждения ФПК, приводящие к снижению или полной утрате их защитных свойств. Механические повреждения (вмятины), не вызывающие нарушения герметичности ФПК и пересыпания поглощающего слоя, не оказывают существенного влияния на их защитные свойства, в частности вмятины на фильтрующе-поглощающей малогабаритных ФПК площадью не более 7–8 см2 и глубиной не более 0,3 см. При механических повреждениях, сопровождающихся нарушением герметичности или пересыпанием поглощающего слоя, обнаруживаемым по шуму при встряхивании, ФПК полностью утрачивают защитные свойства от ОВ и подлежат замене.
В процессе использования противогазов возможно также нарушение герметичности лицевых частей.
Основными причинами нарушения герметичности лицевых частей являются:
- порыв или прокол резины лицевой части или мембраны переговорного устройства;
- нарушение герметичности монтажа узлов лицевой части;
- отсутствие прокладочного кольца (колец) в переговорном устройстве;
- отсутствие, неисправность, засорение или примерзание клапанов выдоха и недостаточно плотное завертывание крышки переговорного устройства;
- недостаточно плотное соединение лицевой части с ФПК;
- отсутствие прокладочных колец в клапанной коробке лицевой части;
- механическое повреждение стекол очкового узла;
- неправильное надевание лицевой части на голову;
- наличие большого волосяного покрова на коже лица и др.
При действии личного состава в условиях сильной запыленности приземного слоя атмосферы грунтовой пылью возможно засорение (загрязнение) клапанов выдоха и, как следствие этого, разгерметизация противогаза, а также заметное повышение сопротивления противогаза дыханию. В таких случаях восстановление защитных свойств клапанной системы производить путем осмотра и промывки водой с мылом лицевой части противогаза и особенно клапанов выдоха. При промывке лицевых частей не допускать попадания воды в ФПК.
После использования ФПК в запыленной атмосфере необходимо:
- удалить пыль с чехла;
- по возможности продуть ФПК воздухом, для чего сделать два-три резких выдоха в горловину ФПК.
При использовании противогазов в «походном» положении все современные сумки для противогазов практически полностью исключают попадание в них капель ОВ, пыли, дождя, снега, воды и обеспечивают сохраняемость исходных защитных характеристик противогазов до момента использования их по прямому назначению.
Конструкция фильтрующих противогазов обеспечивает достаточное удобство работы со всеми видами вооружения и военной техники.
Конструкция противогаза позволяет:
- вести прицельную стрельбу из стрелкового оружия;
- работать с оптическими приборами;
- подавать команды голосом, вести переговоры по радиотелефонным средствам связи;
- подключаться к коллекторным установкам (ФВУ-3,5; ФВУ-7; ФВУ-15, ФВУА-15 и др.) при их наличии в боевых машинах.
Правила пользования противогазом
Надежность защиты от ОВ, РП, БА (БС) зависит не только от исправности противогазов, но и от умелого пользования ими.
Плечевой ремень сумки располагают, как правило, под лямками вещевого мешка, но поверх ремней снаряжения и держателей плаща ОП-1М.
Противогаз носят в трех положениях: «походном», «наготове» и «боевом».
Правила пользования противогазом в различных положениях (схема 2) определяются Руководством по пользованию ИСЗ. Однако надевать противогазы можно и другими приемами, но их применение должно обеспечивать быстрое и правильное надевание и сохранность лицевой части противогаза.
Во время движения водители гусеничных машин для надевания противогаза уменьшают скорость движения, а водители колесных машин делают короткую остановку.
При подготовке к форсированию водных преград вплавь и при отсутствии в воздухе ОВ, РП, БА (БС) следует отсоединить ФПК от лицевых частей и заглушить их резиновыми пробками и колпачками, которые должны храниться в сумке для противогаза, предварительно проверив наличие в них резиновой прокладки. После форсирования водной преграды протереть все составные части противогаза, высушить сумку, заменить незапотевающие пленки, собрать его и уложить в сумку.
Важным условием длительного пребывания и работы в противогазе является глубокое и ровное дыхание, которое вырабатывают в процессе систематических тренировок. Правильное дыхание в противогазе способствует сохранению боеспособности личного состава при действиях в зоне заражения. Если в процессе использования противогаза дышать стало труднее, необходимо легким постукиванием рукой по коробке стряхнуть пыль или снег с чехла. Если и после этого дышать трудно, то, не снимая противогаза, снять чехол, стряхнуть с него пыль или снег и быстро надеть на коробку.
По окончании использования противогаза в «боевом» положении снять с коробки чехол и стряхнуть с него пыль. Противогаз снимать по команде «Противогаз снять» или «Средства защиты снять».
Действия военнослужащих при снятии противогаза:
- положить оружие;
- снять стальной шлем, головной убор и подшлемник, взять рукой клапанную коробку, слегка оттянуть лицевую часть вниз и движением руки вперед и вверх снять противогаз;
- надеть головной убор и стальной шлем, если они не заражены;
- сложить противогаз и уложить его в сумку.
При возможности снятую лицевую часть вывернуть наизнанку, просушить и протереть чистой ветошью.
Водитель гусеничной или колесной машины снимает противогаз, не прекращая управления машиной, и складывает его после остановки машины.
При использовании противогаза зимой возможно отвердение резины, появление льда на очковом узле, клапанной коробке и горловине ФПК, примерзание клапанов к седловинам.
Для предупреждения и устранения этих явлений надеть на очковые обоймы накладные утеплительные манжеты, перед надеванием противогаз отогреть за бортом шинели, бушлата и т. п. При появлении льда на клапанной коробке и горловине ФПК удалить его скалыванием или оттаиванием рукой. При входе в теплое помещение с мороза дать отпотеть противогазу в течение 10–15 мин, после чего резиновые и металлические части тщательно протереть сухой чистой ветошью.
При подозрении на заражение надетого противогаза аэрозолем или каплями ОВ немедленно, не снимая противогаза, продегазировать его с использованием ИПП.
При выходе из района радиоактивного заражения произвести дезактивацию противогаза, для этого сумку и чехол выколотить, а лицевую часть и ФПК протереть поочередно двумя-тремя кусками ветоши, смоченной, дезактивирующим раствором или водой.
В случае повреждения противогаза в условиях зараженного воздуха до получения исправного противогаза использовать поврежденный, принимая меры для быстрейшей замены его исправным. При незначительном разрыве корпуса лицевой части порванное место зажать пальцами или прижать его ладонью к лицу. При большом порыве лицевой части, повреждении стекол очкового узла или клапанов выдоха остановить дыхание, закрыть глаза, снять противогаз, отвинтить ФПК. Взять горловину ФПК в рот, зажать нос и, не открывая глаз, начать дышать ртом. При появлении в корпусе ФПК сквозных отверстий замазать их глиной, землей и т. п.
Читать полный конспект Приемы и способы защиты личного состава (часть 1)