Управление машинами осуществляется командами, которые подаются голосом, сигналами и личным примером, а также передаются с помощью технических и подвижных средств.
Команды могут передаваться по колонне через командиров подразделений (старших машин) и назначенных наблюдателей. Кроме того, существует таблица сигналов для управления машиной, установленная Строевым Уставом ВС РФ.
Сигналы управления машиной немедленно исполняются всеми старшими машин и водителями.
Перед началом движения подразделения предварительно подается команда «ЗАВОДИ», по которой производятся пуск и прогрев двигателей машин.
По команде «МАРШ» все машины начинают движение одновременно в том строю, в котором они находились на месте, или перестраиваются по команде командира, принимая на ходу установленные дистанции и интервалы. Если дистанции между машинами в колонне были не больше 10 м, машины начинают движение поочередно, набирая установленные дистанции.
Дистанции между машинами зависят от скорости и условий движения и в среднем могут быть 25–50 м.
Для изменения дистанций подаются команды: «УВЕЛИЧИТЬ ДИСТАНЦИИ», «УМЕНЬШИТЬ ДИСТАНЦИИ».
Повороты в движении могут производиться последовательно за направляющей машиной (заездом) или одновременно всеми машинами (подразделениями).
Для последовательного поворота кругом по команде «ВНИМАНИЕ, ДЕЛАЙ, ЧТО Я» головная машина на пониженной скорости разворачивается кругом и продолжает движение в обратном направлении параллельно колонне. Остальные машины, дойдя до места поворота головной, также разворачиваются и продолжают движение.
Для одновременного поворота направо (налево, кругом) подается команда «ВСЕ НАПРАВО (ВСЕ НАЛЕВО, ВСЕ КРУГОМ)». По команде «ВСЕ НАПРАВО (ВСЕ НАЛЕВО)» машины на ходу одновременно разворачиваются в указанную сторону и продолжают движение в новом направлении. По команде «ВСЕ КРУГОМ» каждая машина останавливается, не сокращая дистанции, поворотом налево разворачивается кругом и продолжает движение в обратном направлении.
При необходимости освобождения дороги колонной в движении подается команда «ПРИНЯТЬ ВПРАВО». По этой команде все машины в колонне одновременно отводятся с проезжей части дороги и продолжают движение по правой обочине или справа от дороги.
Остановка машин производится по команде «СТОЙ», по которой машины подходят к остановившейся впереди машине и поочередно останавливаются на дистанциях не ближе 10 м или на дистанциях, установленных командиром.
Перед остановкой колонны машины отводятся на правую обочину или вправо от дороги. Перекрестки, развилки дорог, мосты, теснины, железнодорожные переезды, подъезды домов и въезды во дворы должны оставаться свободными, если при этом и нарушаются дистанции.
Если необходимо, после остановки подается команда «ГЛУШИ ДВИГАТЕЛЬ».
Таблица сигналов для управления машиной
Читать полный конспект Строи отделения, взвода (роты) на машинахПримечание.
Командир для управления машиной становится не ближе 5 м. от нее.