Каждое полевое занятие связано с передвижениями в пешем порядке, на автомобилях и боевых машинах. Начиная с выхода на занятия из военного городка и кончая действиями на местности, все связано с перемещениями: отработка учебных вопросов, сбор подразделений и возвращение их в пункт дислокации. В зависимости от состояния погоды и местности передвижения совершаются либо в пешем порядке, либо на машинах. При этом следует придерживаться следующих выработанных и установленных правил:
- ходить или ездить по заповедникам категорически запрещено;
- следует объезжать живые изгороди и рощи, береговые зоны малых водоемов;
- необходимо использовать дороги с твердым покрытием;
- по грунтовым дорогам и путям при сухом грунте можно передвигаться в колонне, а при размокшем грунте надо двигаться рассредоточено и ни в коем случае не допускать движения техники по одной колее.
Для сохранения природных комплексов в естественном состоянии на особо охраняемых территориях вводятся ограничения даже на передвижения в пешем порядке, не говоря уже о других способах перемещения, которые полностью исключаются или максимально ограничиваются. И если вблизи района дислокации или района учений имеется территория, относящаяся к категории особо охраняемых, то лучше к ней вообще не приближаться. Статус особо охраняемой территории могут иметь и участки земель Министерства обороны. Это надо иметь в виду при проведении занятий и учений на учебных центрах и полигонах.
Почему надо оберегать маленькие водоемы и водоисточники, обходить и объезжать их береговые зоны? Потому что разрушить их береговой растительный покров очень легко, а последствия от этого непредсказуемы. Так, на одном из учебных центров выходу техники на учебное поле мешала старая дренажная канава. Было решено это труднопроходимое место загатить. Первое время казалось, что цель была достигнута: техника на поле проходила беспрепятственно, не увязала в грязи и не буксовала. Но когда на следующий год эти же подразделения прибыли туда для отработки учебных задач, поле оказалось полузатопленным грунтовыми водами и непригодным для занятий даже в пешем порядке. Пришлось построенную гать разобрать и положить на место прежней дренажной канавы бетонную трубу, обеспечивавшую нормальный сток дренажных вод. Вскоре учебное поле было восстановлено и с полной нагрузкой использовалось для проведения занятий. А сколько бывает случаев, когда по вине воинских подразделений от разрушения берегового покрова заиливается ручей или иссякает родник, питающие в конечном счете большие реки и озера!
Передвижения на местности подразделения обычно совершают в походных колоннах, независимо от способа передвижения (в пешем строю или на машинах). Они принимают рассредоточенный боевой порядок только для ведения боя. Но целесообразно ли с экологической точки зрения всегда и везде применять походное построение подразделений? И если применять его, то как именно?
При влажном, раскисшем грунте на лугу, в лесу, в поле, во-первых, трудно идти пешком, а во-вторых, даже двигаясь в пешем порядке, рота серьезно повредит растительно-почвенный покров. А какой след оставит после себя колонна колесной и особенно гусеничной техники? Даже в сухую погоду на проселочных и лесных дорогах танковая рота, например, оставит заметную колею и срежет почвенный слой на разворотах. В результате на слабых грунтах спустя некоторое время появляются ямы глубиной в несколько метров, которые с трудом преодолеваются танками. А другая техника вынуждена будет искать обходы, что связано, опять же, с разрушением растительно-почвенного покрова. Еще более неприглядная картина наблюдается при движении по влажным, раскисшим путям, когда даже танки садятся на днище и их приходится вытаскивать из грязи. От этого плохо и технике, и природной среде. А обходы таких мест приводят к расширению разрушенного участка земной поверхности.
Можно ли предотвратить нанесение ущерба природной среде в этих случаях? Безусловно! Простейший способ сохранения грунтовых дорог, колонных путей — не двигаться по одной колее. Если танки и другие гусеничные боевые машины будут двигаться одна за другой, но уступами вправо-влево на ширину гусеницы, то по всей ширине трасс грунт будет равномерно уплотняться и проходимость дороги сохранится. Если же и этот способ окажется неэффективным, то тогда следует колесные машины направлять по дорогам с твердым покрытием, а гусеничную технику перевозить по ним же на большегрузных платформах (трейлерах).
Читать полный конспект Реализация требований экологической безопасности в ходе полевых занятий и учений