Порядок обхода зависит от размеров и характера препятствия.
Если противоположная сторона препятствия видна (рис. 2), то в точке А записывают количество пройденных пар шагов. Затем замечают ориентир (точку Б) на противоположной стороне препятствия по направлению движения.
Одним из методов определяют расстояние до намеченного ориентира, переводят это расстояние в пары шагов и прибавляют к ранее измеренному по маршруту расстоянию до точки А.
После этого обходят препятствие по его границе. В точке Б по заданному азимуту находят нужное направление и продолжают движение к очередной точке поворота маршрута.
Если противоположная сторона препятствия не видна (рис. 2), то при выходе в точку 1 изучают местность и намечают сторону, по которой легче обойти препятствие. После этого по компасу определяют азимут направления вдоль границы препятствия (145°) и начинают движение, ведя счет парам шагов (180 пш.). При этом необходимо строго выдерживать прямолинейность движения.
На правой границе препятствия в точке 2 (любая точка на местности) делают остановку и определяют направление движения по азимуту, соответствующему направлению основного маршрута (65°). По этому направлению движутся до выхода за препятствие (до точки 3).
В точке 3 определяют направление движения, параллельное линии 1-2, т. е. обратный азимут направления 1-2 (325°).
Двигаясь по направлению линии 3-4, отсчитывают количество пар шагов, равное измеренному по линии 1-2, т. е. 180 пары шагов.
В точке 4 определяют по азимуту направление движения, соответствующее направлению движения до выхода к препятствию (65°).
Затем к количеству пар шагов, измеренному до точки 1, прибавляют расстояние 1-2 (270 пар шагов) и продолжают движение к намеченной ранее точке поворота маршрута.
В некоторых случаях, например для отыскания обратного пути (возвращения в исходную точку), используют обратный магнитный азимут, который отличается от прямого на 180°.
Чтобы определить обратный азимут, нужно к прямому азимуту прибавить 180°, если он меньше 180°, или вычесть 180°, если он больше 180°.
Для возвращения из пункта № 5 в пункт № 1 (рис. 1) обратные азимуты будут следующие:
№ точки |
Участок пути | Магнитный азимут, градусов | Расстояние, пары шагов | Обратный магнитный азимут |
1 | Перекресток – геодезический пункт | 83 | 1266 | 88+180=268 |
2 | Геодезический пункт-брод | 73 | 1360 | 73+180=253 |
3 | Брод — сарай | 105 | 1499 | 105+180=285 |
4 | Сарай — камень | 67 | 980 | 67+180=247 |