11.1. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения.
11.2. Водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если:
- транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия;
- транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево;
- следующее за ним транспортное средство начало обгон;
- по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу.
11.3. Водителю обгоняемого транспортного средства запрещается препятствовать обгону посредством повышения скорости движения или иными действиями.
11.4. Обгон запрещен:
- на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной; на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов; на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
- на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
- в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.
11.5. Опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 Правил.
11.6. В случае если вне населенных пунктов обгон или опережение тихоходного транспортного средства, транспортного средства, перевозящего крупногабаритный груз, или транспортного средства, двигающегося со скоростью, не превышающей 30 км/ч, затруднены, водитель такого транспортного средства должен принять как можно правее, а при необходимости остановиться, чтобы пропустить следующие за ним транспортные средства.
11.7. В случае если встречный разъезд затруднен, водитель, на стороне которого имеется препятствие, должен уступить дорогу. Уступить дорогу при наличии препятствия на уклонах, обозначенных знаками 1.13 и 1.14, должен водитель транспортного средства, движущегося на спуск.
После издания приказа о назначении старшим машины он должен быть проинструктирован непосредственным начальником.
12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии — на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, — на тротуаре.
На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).
12.2. Ставить транспортное средство разрешается в один ряд параллельно краю проезжей части, за исключением тех мест, конфигурация (местное уширение проезжей части) которых допускает иное расположение транспортных средств. Двухколесные транспортные средства без бокового прицепа допускается ставить в два ряда.
12.5. Стоянка запрещается:
- в местах, где запрещена остановка;
- вне населенных пунктов на проезжей части дорог, обозначенных знаком 2.1;
- ближе 50 м от железнодорожных переездов.
12.6. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест.
12.7. Запрещается открывать двери транспортного средства, если это создаст помехи другим участникам дорожного движения.12.8. Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.
Старший машины обязан:
- принять машину в парке от дежурного по парку;
- перед выходом машины из парка удостовериться в ее исправности, готовности водителя к рейсу и наличии положенных документов, изучить особенности маршрута движения, знать опасные места дорог (крутые повороты, населенные пункты, железнодорожные переезды, крутые спуски и подъемы и др.), ознакомить с ними водителя;
- знать и соблюдать нормы погрузки на машины перевозимого груза и правила его крепления, а при перевозке боеприпасов, взрывчатых веществ, горючего и других опасных грузов
- правила, установленные ст. 259 вышеназванного Наставления;
- уметь пользоваться картой, схемой маршрута и ориентироваться на местности;
- отстранять от управления водителя, находящегося в болезненном или переутомленном состоянии, а также в случае его алкогольного или наркотического опьянения и принимать необходимые меры к своевременному выполнению задания, а при отсутствии такой возможности докладывать старшему начальнику о сложившейся обстановке и действовать по его указанию;
- по окончании работы сделать отметку в путевом листе о выполнении задания, подписать путевой лист и сдать машину и путевой лист дежурному по парку;
- знать Правила дорожного движения;
- при перевозке людей разъяснять личному составу правила безопасности и порядок их соблюдения, знать и точно выполнять нормы посадки и правила перевозки, руководствуясь соответствующими статьями Строевого устава Вооруженных Сил РФ;
Старшему машины категорически запрещается: брать управление машиной на себя или принуждать водителя передавать.
Части в приказе и командиром подразделения при инструктаже могут быть определены кому бы то ни было управление машиной, отдавать команды, принуждающие водителя нарушать Правила дорожного движения и скорость движения.
Командиром воинской дополнительные обязанности старшему машины, исходя из особенностей выполняемого задания.
Старший машины несет дисциплинарную ответственность за нарушение правил, обеспечивающих безопасность эксплуатации военной машины. В случае причинения материального вреда в процессе исполнения возложенных на него обязанностей он может быть подвергнут материальной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» от 25 июня 1999 г. 161-ФЗ.
Если допущенное нарушение правил вождения или эксплуатации повлекло уголовно наказуемые последствия, то наступает уголовная ответственность по ст. 350 УК РФ.
В зависимости от характера последствий законодательство предусматривает различную ответственность старших машин за нарушение ими правил эксплуатации.
Если в результате нарушения правил эксплуатации машин, допущенных по вине старших машин, причинено повреждение имуществу либо легкий вред здоровью военнослужащих и иных граждан, то старший машины может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в соответствии с Дисциплинарным уставом.
К материальной ответственности виновный может быть привлечен наряду с применением к нему дисциплинарного взыскания.
Читать полный конспект Правила дорожного движения