Этот метод разминирования применяется при наличии достаточного количества сил и средств в местах, наиболее удобных для установки управляемых фугасов.
Разведка тремя группами
На расстоянии 20 м и более от дороги перемещаются развернутой цепью две группы поиска проводных линий управления фугасами. В состав каждой группы входи до половины МСО из подразделения прикрытия и до трех саперов, каждая группа оснащается прибором Р-299Г. Расстояние в 20 м и более определяется тем, что противник маскирует проводную линию управления на участке до 20 м от дороги. Кроме того, при обнаружении саперами проводной линии управления, противником моет быть принято решение о подрыве управляемого фугаса раньше времени. В этом случае на указанном расстоянии снижается вероятность поражения личного состав групп поиска проводных линий управления. В зависимости от обстановки командиром ГРАЗМ может быть принято решение о движении групп поиска проводных линий управления на более близком расстоянии от дороги. При этом группам вменяется в обязанность так же поиск осколочных мин направленного поражения и фугасов, установленных на придорожных предметах.
Третья группа (одно отделение с командиром взвода) ведет разведку проезжей части дороги и обочин на наличие мин и фугасов. На удалении не менее 50 м от расчетов поиска проводных линий управления двигаются два расчета МРС. За ним на удалении 15-20 м — саперы с приборами поиска некоторых мин ИНМ. Следом, с интервалом в 10-15 м, двигаются саперы с миноискателями ИМП-2 и саперы со щупами.
Количество саперов с миноискателями и щупами определяется шириной дороги, исходя из того, что каждому саперу назначается полоса 1,5 м. На дорогах с твердым покрытием количество саперов со щупами и миноискателями может быть сокращено, при этом основное внимание при поиске уделяется проверке обочин дороги, выбоин и луж на проезжей части. При необходимости в состав гразм могут быть включены саперы с миноискателями ММП для поиска мин и фугасов без металлических деталей.
Целесообразно оснащение всех групп комплектами переносных (ранцевых) передатчиков помех. Саперы с переносными передатчиками помех перемещаются непосредственно за своими группами, так что бы наибольшее количество личного состава находилось в зоне действия передатчика.
Действия ГРАЗМ прикрываются мотострелковым взводом, одно отделение которого распределяется по группам поиска проводных линий управления фугасами, остальной личный состав и техника МСВ выдвигаются по дороге в 25-30 м от ГРАЗМ в готовности к открытию огня.
В ходе обучения и при выполнении задач необходимо обратить особое внимание на сохранность указанных интервалов и дистанций в процессе движения ГРАЗМ, особенно в условиях отсутствия прямой видимости между группами. Одним из способов достижения этого является периодическое поддержание связи голосом между первым номером группы, двигающейся по дороге, и ближайшими к дороге номерами в группах поиска проводных линий управления.
При обнаружении проводной линии управления саперы подают установленный сигнал командиру взвода и перерезают линию. Командир МСВ организует захват пункта управления фугасом двумя группами. Одна группа движется по линии управления, вторая группа совершает обход и выходит во фланг или тыл пункта управления.
В зависимости от обстановки может производиться упреждающий обстрел возможных мест устройства засады или пункта управления взрывом.
При ширине дороги менее 4 м в состав ГРАЗМ включается один расчет МРС и один сапер с прибором ИНМ, осуществляющие поиск по всей ширине дороги и на обочинах.
При необходимости, возможно применение рассматриваемого варианта без выполнения задачи расчетов МРС.
ГРАЗМ в составе 4-х человек
Этот способ является наиболее простым и применяется в условиях недостатка сил и средств, на узких дорогах (с проезжей частью до 4 м).
Номера 1-й и 2-й проверяют свою половину дороги и обочину с помощью миноискателя и щупа. 3-й номер и командир ГРАЗМ визуально проверяют прилегающую местность на наличие мин и фугасов, управляемых по проводам и по радио — в кустарнике, на деревьях, столбах освещения, придорожных строениях и т. д.
В состав ГРАЗМ может быть включен расчет МРС, двигающейся в 10-15 м впереди, осуществляющий поиск по всей ширине проезжей части.
В условиях жаркого климата время эффективной работы собаки МРС составляет не более 30 минут. Для выполнения задачи рекомендуемым способом требуется два расчета МРС, работающих поочередно.
При ширине дороги боле 4 м также целесообразно применение двух расчетов МРС, работающих параллельно.
3-й номер может осуществлять поиск с помощью прибора ИНМ, поочередно сканируя одну, а затем другую обочину и прилегающую полосу местности.
Читать полный конспект Невзрывные инженерные заграждения