МАРШ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
Подготовка и совершение марша в особых условиях осуществляются по общим правилам, но с учетом условий, характерных для горной, пустынной местности и зимы. При принятии решения на марш в горах особое внимание уделяется изучению труднопроходимых участков маршрута, определению порядка их преодоления и организации регулирования движения на них. Намечаются мероприятия по прикрытию флангов и тыла, по уничтожению обходящих подразделений противника, его воздушных десантов и диверсионно-разведывательных групп. Предусматриваются меры, облегчающие ориентирование и выдерживание направления движения по маршрутам ночью и в других условиях ограниченной видимости. Во время обслуживания вооружения и техники проверяется исправность ходовой части машин и механизмов управления ими. Для передвижения в высокогорных районах личный состав обеспечивается теплой одеждой, средствами обогрева и снегозащитными очками, а машины укомплектовываются средствами повышения проходимости, специальными приспособлениями для предотвращения их скатывания при остановках на подъемах и спусках. На каждой машине и в техническом замыкании батальона необходимо иметь запас охлаждающей жидкости и дистиллированной воды. В походное охранение, как правило, назначается мотострелковое подразделение. Оно действует на меньшем, чем в обычных условиях, удалении. Для охранения колонны батальона с тыла выделяется охранение силой до взвода. При движении по закрытым участкам маршрута, в местах возможных обвалов, камнепадов и осыпей, а также на участках, где возможно устройство противником заграждений, обычно высылается непосредственное охранение и выставляются наблюдатели, которые после прохождения колонны роты (батальона) продолжают движение позади нее, а на очередном привале Присоединяются к своим подразделениям. Перевалы, ущелья, горные проходы, каньоны и тоннели подразделения преодолевают безостановочно, а при невозможности преодолеть их с ходу останавливаются, Не допуская скопления, в укрытом месте, маскируются и, сохраняя повышенную бдительность, подготавливаются к переходу в порядке очередности. При преодолении особо опасных участков дорог личный состав мотострелковых подразделений может спешиваться. Для охлаждения двигателей машин командир батальона с разрешения командира полка может останавливать колонну батальона. Для этого выбираются ровные участки дорог, безопасные от камнепадов и снежных лавин. В связи с уменьшением дальности работы радиостанций в горах для поддержания связи с разведывательным дозором необходимо предусматривать использование радиосредств походного охранения как промежуточной станции. Принимая решение на марш в пустыне, командир роты (батальона) подробно изучает маршрут движения и условия проходимости на отдельных его участках, уточняет местоположение оазисов, гидротехнических сооружений, источников воды и запасов топлива. Вычисляется азимут направления движения, намечается порядок обозначения маршрута на участках, где ориентирование по местным предметам затруднено. Определяются наиболее вероятные направления действий противника и рубежи возможной встречи с ним, меры по обеспечению флангов и тыла передвигающейся колонны. На рубежах возможной встречи с противником предусматриваются широкое применение охватов и обходов его открытых флангов, действия по направлениям, выводящим к жизненно важным объектам противника. Перед маршем особое внимание уделяется тщательной подготовке вооружения и техники к движению в условиях высоких температур, бездорожья и песчаной местности, обеспечению подразделений дополнительными емкостями, флягами, необходимым запасом воды и топлива, мерам по предохранению личного состава от тепловых ударов. В ходе марша в целях обеспечения безопасности движения при встречном ветре и сильной запыленности воздуха дистанции между машинами увеличиваются до 100—150 м. Танки в условиях сильного пылеобразования передвигаются за колесными машинами или с подветренной стороны от маршрута движения. По мере разрушения почвы на маршруте движения ось пути постоянно смещается. Во время песчаных бурь движение с разрешения командира батальона (полка) может быть прекращено. Принимаются меры защиты личного состава И техники, усиливаются наблюдение и охранение колонны. Движение возобновляется по распоряжению командира, остановившего колонну. При принятии решения на марш зимой командир роты (батальона) тщательно оценивает характер местности на всю глубину марша, уточняет труднопроходимые участки маршрута и намечает порядок их обхода или преодоления, места оборудования съездов с дороги и объездов естественных препятствий. Определяются мероприятия по обеспечению передвижения подразделений в пургу, метель, густой туман, сильный мороз, при глубоком снежном покрове и в оттепель. Перед маршем осуществляется подготовка вооружения, техники к работе в условиях низких температур и принимаются меры по предупреждению обморожения личного состава и обеспечению машин приспособлениями для повышения их проходимости. Создаются дополнительные запасы боеприпасов, горючего и продовольствия. Если марш совершается в условиях глубокого снежного покрова, в походное охранение включаются машины, оснащенные навесным оборудованием. В сильную пургу, метель и при снежных зарядах движение с разрешения командира батальона (полка) может быть приостановлено. В этих условиях командир роты (батальона) подтягивает отставшие машины, организует круговое охранение, усиливает наблюдение, принимает меры по обогреву личного состава. В любых самых сложных условиях обстановки успех марша во многом зависит от навыков и умения командира роты (батальона) и штаба батальона готовить подразделения к маршу и управлять ими в ходе его совершения.