МАРШ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ


МАРШ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
Подготовка и совершение марша в особых условиях осуществляются по общим правилам, но с учетом усло­вий, характерных для горной, пустынной местности и зимы. При принятии решения на марш в горах особое вни­мание уделяется изучению труднопроходимых участков маршрута, определению порядка их преодоления и орга­низации регулирования движения на них. Намечаются мероприятия по прикрытию флангов и тыла, по уничто­жению обходящих подразделений противника, его воз­душных десантов и диверсионно-разведывательных групп. Предусматриваются меры, облегчающие ориенти­рование и выдерживание направления движения по маршрутам ночью и в других условиях ограниченной ви­димости. Во время обслуживания вооружения и техники про­веряется исправность ходовой части машин и механиз­мов управления ими. Для передвижения в высокогор­ных районах личный состав обеспечивается теплой одеждой, средствами обогрева и снегозащитными очка­ми, а машины укомплектовываются средствами повыше­ния проходимости, специальными приспособлениями для предотвращения их скатывания при остановках на подъ­емах и спусках. На каждой машине и в техническом за­мыкании батальона необходимо иметь запас охлаждаю­щей жидкости и дистиллированной воды. В походное охранение, как правило, назначается мотострелковое подразделение. Оно действует на меньшем, чем в обычных условиях, удалении. Для охранения ко­лонны батальона с тыла выделяется охранение силой до взвода. При движении по закрытым участкам маршру­та, в местах возможных обвалов, камнепадов и осыпей, а также на участках, где возможно устройство против­ником заграждений, обычно высылается непосредствен­ное охранение и выставляются наблюдатели, которые после прохождения колонны роты (батальона) продол­жают движение позади нее, а на очередном привале Присоединяются к своим подразделениям. Перевалы, ущелья, горные проходы, каньоны и тон­нели подразделения преодолевают безостановочно, а при невозможности преодолеть их с ходу останавливаются, Не допуская скопления, в укрытом месте, маскируются и, сохраняя повышенную бдительность, подготавливаются к переходу в порядке очередности. При преодолении особо опасных участков дорог личный состав мотострел­ковых подразделений может спешиваться. Для охлаждения двигателей машин командир батальона с разрешения командира полка может останав­ливать колонну батальона. Для этого выбираются ров­ные участки дорог, безопасные от камнепадов и снеж­ных лавин. В связи с уменьшением дальности работы радио­станций в горах для поддержания связи с разведыва­тельным дозором необходимо предусматривать исполь­зование радиосредств походного охранения как проме­жуточной станции. Принимая решение на марш в пустыне, командир ро­ты (батальона) подробно изучает маршрут движения и условия проходимости на отдельных его участках, уточ­няет местоположение оазисов, гидротехнических соору­жений, источников воды и запасов топлива. Вычисляет­ся азимут направления движения, намечается порядок обозначения маршрута на участках, где ориентирование по местным предметам затруднено. Определяются наи­более вероятные направления действий противника и ру­бежи возможной встречи с ним, меры по обеспечению флангов и тыла передвигающейся колонны. На рубежах возможной встречи с противником предусматриваются широкое применение охватов и обходов его открытых флангов, действия по направлениям, выводящим к жиз­ненно важным объектам противника. Перед маршем особое внимание уделяется тщатель­ной подготовке вооружения и техники к движению в ус­ловиях высоких температур, бездорожья и песчаной ме­стности, обеспечению подразделений дополнительными емкостями, флягами, необходимым запасом воды и топ­лива, мерам по предохранению личного состава от теп­ловых ударов. В ходе марша в целях обеспечения безопасности дви­жения при встречном ветре и сильной запыленности воз­духа дистанции между машинами увеличиваются до 100—150 м. Танки в условиях сильного пылеобразования передвигаются за колесными машинами или с подвет­ренной стороны от маршрута движения. По мере разру­шения почвы на маршруте движения ось пути постоянно смещается. Во время песчаных бурь движение с разре­шения командира батальона (полка) может быть пре­кращено. Принимаются меры защиты личного состава И техники, усиливаются наблюдение и охранение колонны. Движение возобновляется по распоряжению коман­дира, остановившего колонну. При принятии решения на марш зимой командир ро­ты (батальона) тщательно оценивает характер местно­сти на всю глубину марша, уточняет труднопроходимые участки маршрута и намечает порядок их обхода или преодоления, места оборудования съездов с дороги и объездов естественных препятствий. Определяются ме­роприятия по обеспечению передвижения подразделений в пургу, метель, густой туман, сильный мороз, при глу­боком снежном покрове и в оттепель. Перед маршем осуществляется подготовка вооруже­ния, техники к работе в условиях низких температур и принимаются меры по предупреждению обморожения личного состава и обеспечению машин приспособления­ми для повышения их проходимости. Создаются допол­нительные запасы боеприпасов, горючего и продоволь­ствия. Если марш совершается в условиях глубокого снежного покрова, в походное охранение включаются машины, оснащенные навесным оборудованием. В сильную пургу, метель и при снежных зарядах дви­жение с разрешения командира батальона (полка) мо­жет быть приостановлено. В этих условиях командир ро­ты (батальона) подтягивает отставшие машины, орга­низует круговое охранение, усиливает наблюдение, при­нимает меры по обогреву личного состава. В любых самых сложных условиях обстановки успех марша во многом зависит от навыков и умения коман­дира роты (батальона) и штаба батальона готовить под­разделения к маршу и управлять ими в ходе его совер­шения.